План мероприятий по реализации Стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации на период до 2030 года
(с изменениями на 13 октября 2022 года)
Наименование мероприятия | Вид документа | Заинтересованные стороны | Срок реализации | |
I. Обеспечение роста потребления на внутреннем рынке продукции отечественного транспортного машиностроения | ||||
1. | Разработка предложений по корректировкам паспортов инвестиционных проектов, связанных с приобретением тягового подвижного состава | доклад в Правительство Российской Федерации | Минтранс России, Минэкономразвития России, | 2017 год |
2. | Подготовка предложений по актуализации стандартов для технического регламента, устанавливающих срок эксплуатации транспортных средств на железнодорожном транспорте, порядок списания и обновления физически устаревших и отработавших нормативный срок службы транспортных средств, не обеспечивающих необходимую эксплуатационную надежность | доклад в Правительство Российской Федерации | Минпромторг России, | 2018 год |
3. | Разработка комплекса мер по импортозамещению | доклад в Правительство Российской Федерации | Минпромторг России, | 2018 год |
II. Обеспечение условий для роста объемов экспорта продукции отечественного транспортного машиностроения | ||||
4. | Предложения по разработке стандартов, поддерживающих технические регламенты Таможенного союза в области транспортного машиностроения, в том числе: | доклад в Правительство Российской Федерации | Росстандарт, Минпромторг России, | 2019 год |
5. | Подготовка предложений по корректировке таможенных пошлин на ввозимую продукцию транспортного машиностроения, в том числе: | доклад в Правительство Российской Федерации | Минэкономразвития России, | ежегодно |
6. | Мониторинг дополнительных мер государственной поддержки экспорта, в том числе: | доклад в Правительство Российской Федерации | Минэкономразвития России, | 2017 год |
III. Развитие конкуренции и повышение конкурентоспособности в отрасли транспортного машиностроения | ||||
7. | Подготовка предложений по разработке и внедрению системы стандартов качества услуг транспорта и системы добровольной сертификации предприятий транспортного комплекса, в том числе: | доклад в Правительство Российской Федерации | Минпромторг России, | 2018 год |
8. | Разработка предложений по организации серийного производства высокоскоростного подвижного состава | доклад в Правительство Российской Федерации | Минпромторг России, | 2019 год |
9. | Подготовка предложений по мерам поддержки разработки и постановки на производство современного пассажирского мотор-вагонного подвижного состава | доклад в Правительство Российской Федерации | Минпромторг России, | 2018 год |
10. | Разработка мер поддержки запуска в серийное производство инновационных грузовых вагонов с улучшенными техническими характеристиками и обеспечение их эксплуатационной инфраструктурой для погрузки и выгрузки, в том числе создание программы по поддержке потребителей грузовых вагонов в части повышения технических характеристик и эффективности инфраструктуры погрузки и выгрузки | доклад в Правительство Российской Федерации | Минпромторг России, | 2018 год |
11. | Подготовка предложений по мерам тарифного регулирования на железнодорожном транспорте, стимулирующего внедрение на сети железных дорог новых видов техники: | доклад в Правительство Российской Федерации | Минпромторг России, | 2018 год |
формирование предложений, направленных на повышение уровня тарифов на услуги инфраструктуры и локомотивной тяги для вагонов старых конструкций на тележках с осевой нагрузкой менее 25 тонн на ось, низкие эксплуатационные характеристики которых (грузоподъемность, показатели по воздействию на путь, надежность) влекут за собой повышенные расходы владельца инфраструктуры при их использовании в перевозках; | ||||
разработка тарифных схем, предусматривающих распространение заложенных в прейскуранте N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" принципов снижения стоимости перевозки тонны груза с ростом загрузки вагона свыше 80 тонн в вагонах нового поколения, соответствующих действующим техническим регламентам | приказ федерального органа исполнительной власти | ФАС России, | 2017 год | |
12. | Выработка предложений по мерам поддержки разработки и внедрения в производство локомотивов, в том числе: создание инфраструктурной базы для эксплуатации локомотивов, работающих на газомоторном топливе; проработка вопроса по использованию ценовых пределов при установлении (изменении) тарифов на грузовые железнодорожные перевозки при перевозке сжиженного природного газа, используемого в качестве топлива для локомотивов; стимулирование развития промышленного производства сжиженного природного газа; внедрение двухсистемных грузовых электровозов | докладе Правительство Российской Федерации | Минпромторг России, | 2019 год |
13. | Разработка предложений по организации перевозок грузов тяжеловесными поездами, в том числе: | доклад в Правительство Российской Федерации | Минтранс России, | 2018 год |
14. | Подготовка предложений по совершенствованию тягового обеспечения, в том числе: разработка мер поддержки разработки и производства локомотивов с улучшенными тяговыми характеристиками на участках ограничения массы поезда по условиям профиля пути; | доклад в Правительство Российской Федерации | Минпромторг России, Минтранс России с участием открытого акционерного общества "Российские железные дороги" | 2019 год |
15. | Разработка и освоение производства грузовых вагонов увеличенных габаритов, в том числе: определение предельных по условиям воздействия на инфраструктуру российских железных дорог параметров новых вагонов; | доклад в Правительство Российской Федерации | Минпромторг России, | 2018 год |
16. | Внесение дополнений в Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, устанавливающих критерии и порядок отнесения грузовых вагонов к категории потенциально опасного железнодорожного подвижного состава, а также критерии и порядок отцепки вагонов в текущий ремонт | приказ федерального органа исполнительной власти | Минтранс России | 2018 год |
17. | Организация опытного курсирования поездов длиной 1050 метров с увеличенной до 8 тыс. тонн весовой нормой, составленных из вагонов с увеличенной погонной нагрузкой на направлениях Кузбасс - Дальний Восток, Кузбасс - Северо-Запад | доклад в Правительство Российской Федерации | Минтранс России, | 2018 год |
18. | Организация опытного курсирования поездов, составленных из железнодорожных вагонов с повышенной осевой нагрузкой 27 тонн на ось, на направлениях массовой перевозки грузов, включая подготовку железнодорожной инфраструктуры, парка тягового подвижного состава, с последующей адаптацией действующих нормативно-технических требований для массового внедрения тяжеловесного движения на сети железных дорог Российской Федерации | доклад в Правительство Российской Федерации | Минтранс России | 2018 год |
19. | Разработка и освоение производства вагонов с увеличенной погонной или осевой нагрузкой, увеличенными габаритами, многоосных и сочлененных грузовых вагонов, а также других типов, в том числе: | доклад в Правительство Российской Федерации | Минпромторг России, | 2018 год |
организация движения тяжеловесных поездов | доклад в Правительство Российской Федерации | Минтранс России | 2018 год | |
разработка мер государственной поддержки создания (включая научно- | доклад в Правительство Российской Федерации | Минпромторг России | 2020 год | |
разработка мер поддержки производства электронных интеллектуальных тормозов, обеспечивающих повышение до 120 км/час скорости движения поездов с повышенной погонной нагрузкой, в том числе увеличенной длины | доклад в Правительство Российской Федерации | Минпромторг России | 2020 год | |
20. | Уточнение требований к технической эксплуатации грузовых вагонов с целью гармонизации требований безопасности нового и находящегося в эксплуатации подвижного состава, включая периодичность и формы контроля соблюдения требований безопасности | приказ федерального органа исполнительной власти | Минтранс России | 2018 год |
21. | Утверждение порядка отцепки (прицепки) грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, при нахождении их в пути следования в (из) ремонт, порядка определения платы перевозчику в связи с такой отцепкой (прицепкой) по причине, не зависящей от перевозчика | приказ федерального органа исполнительной власти | Минтранс России | 2018 год |
22. | Создание в рамках пономерного учета единого реестра (электронной базы данных) грузовых вагонов и их комплектующих, допущенных к курсированию на путях общего пользования Российской Федерации | доклад в Правительство Российской Федерации | Минтранс России | 2018 год |
23. | Утверждение требований к эксплуатации железнодорожного подвижного состава в части обеспечения безопасности движения, включая правила идентификации продукции, формы, схемы и процедуры оценки соответствия требованиям безопасной эксплуатации | приказ федерального органа исполнительной власти | Минтранс России | 2018 год |
24. | Внесение дополнений в Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации в части требований по обеспечению сохранности вагонов в эксплуатации | приказ федерального органа исполнительной власти | Минтранс России | 2018 год |
25. | Утверждение методики оценки экономической эффективности эксплуатации грузовых инновационных вагонов на железнодорожной инфраструктуре российских железных дорог | приказ федерального органа исполнительной власти | Минтранс России | 2017 год |
26. | Мониторинг баланса парка железнодорожного подвижного состава с разбивкой по видам подвижного состава | доклад в Правительство Российской Федерации | Минтранс России, | 1 раз в полугодие |
27. | Организация работы по осуществлению пономерного учета железнодорожного подвижного состава, эксплуатируемого на путях общего и необщего пользования | приказ федерального органа исполнительной власти | Минтранс России | 2017 год |
IV. Развитие рынка ключевых высокотехнологичных комплектующих | ||||
28. | Мониторинг локализации продукции транспортного машиностроения на территории Российской Федерации | доклад в Минэкономраз- | Минпромторг России | 2018 год |
29. | Разработка предложений, касающихся комплекса мер по стимулированию зарубежных производителей продукции транспортного машиностроения к локализации ключевых комплектующих и компонентов на территории Российской Федерации | доклад в Минэкономраз- | Минпромторг России | 2018 год |
30. | Подготовка предложений по разработке неразрушающих методов контроля механических свойств и их однородности применительно к стальным литым изделиям "Рама боковая" и "Балка надрессорная" для оперативного применения в производстве, ремонте и эксплуатации железнодорожного подвижного состава с учетов анализа существующих методов | доклад в Правительство Российской Федерации | Минпромторг России | 2017 год |
V. Стимулирование эффективного инвестиционного процесса в транспортном машиностроении | ||||
31. | Сравнительный анализ эффективности использования различных видов инновационного подвижного состава, выработка рекомендаций по определению полигонов для проведения испытаний и опытной эксплуатации железнодорожных инновационных вагонов с повышенной осевой нагрузкой 27 тонн на ось, в том числе для тяжеловесного и скоростного движения и этапности использования на сети железных дорог Российской Федерации | доклад в Правительство Российской Федерации | Минтранс России, | 2018 год |
32. | Подготовка предложений по совершенствованию кадровой политики в отрасли транспортного машиностроения, в том числе: анализ трудовых ресурсов предприятий отрасли в области текучести персонала, половозрастного состава персонала, уровня образования персонала, способности к переобучению; анализ рынка труда отрасли, определение количественных и качественных характеристик предложения труда по профессиям отрасли; прогноз кадровой потребности отрасли на период до 2030 года | доклад в Правительст- | Минпромторг России, | 2018 год |
33. | Проведение мероприятий по развитию кадрового потенциала предприятий транспортного машиностроения, в том числе: проведение мероприятий в средствах массовой информации, отраслях социально-культурной сферы в образовательных учреждениях по повышению престижности рабочих и инженерных специальностей; повышение уровня качества условий труда и социальных условий сотрудников отрасли транспортного машиностроения | доклад в Правительство Российской Федерации | Минтруд России, | 2023 год |
34. | Организация комплексной системы непрерывного образования и повышения квалификации специалистов в сфере железнодорожного машиностроения, в том числе: | доклад в Правительство Российской Федерации | Минпромторг России | 2023 год |
35. | Обеспечение актуализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в соответствии с профессиональными стандартами для работников отрасли | приказ федерального органа исполнительной власти | Минобрнауки России | 2018 год |
VI. Общие мероприятия | ||||
36. | Актуализация Стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации на период до 2030 года с учетом принятия отраслевых стратегических документов, непосредственно влияющих на нее, в том числе целевой модели рынка железнодорожных грузовых перевозок, долгосрочной программы развития открытого акционерного общества "Российские железные дороги" | распоряжение Правительства Российской Федерации | Минпромторг России, | при необходимости |
(Позиция в редакции, введенной в действие с 25 октября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2022 года N 1817. - См. предыдущую редакцию) | ||||
37. | Подготовка доклада о реализации мероприятий Стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации на период до 2030 года в сфере повышения конкурентоспособности продукции транспортного машиностроения на внутреннем и внешнем рынках | доклад в Правительство Российской Федерации | Минпромторг России | ежегодно |
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"