В 2011-2016 годах в отрасли сельскохозяйственного машиностроения осуществлялись следующие эффективные меры государственной поддержки:
программа субсидирования производителей сельскохозяйственной техники в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1432 "Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники";
субсидирование производителей сельскохозяйственной техники в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. N 418 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским производителям самоходной и прицепной техники на компенсацию части затрат на содержание рабочих мест (в рамках основного мероприятия "Развитие сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности" подпрограммы "Развитие транспортного и специального машиностроения" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности")";
субсидирование производителей сельскохозяйственной техники в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. N 420 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским производителям самоходной и прицепной техники на компенсацию части затрат на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями (в рамках основного мероприятия "Развитие сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности" подпрограммы "Развитие транспортного и специального машиностроения" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности")";
субсидирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 1312 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов";
льготное финансирование инвестиционных проектов по линии Фонда развития промышленности в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 3 января 2014 г. N 3 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2014-2016 годах на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности";
реализация в рамках Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" механизма специальных инвестиционных контрактов, предполагающего налоговые и неналоговые преференции организациям, заключившим специальные инвестиционные контракты;
софинансирование маркетинговых расходов при экспорте.
Реализация программы субсидирования производителей сельскохозяйственной техники в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1432 "Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники" стимулировала рост производства сельскохозяйственной техники в России на 70 предприятиях сельскохозяйственного машиностроения в 37 субъектах Российской Федерации, а также создание новых производственных мощностей.
В период действия механизмов поддержки производителей сельскохозяйственной техники (в 2013-2016 годах) было дополнительно поставлено сельскохозяйственной техники на сумму 81,5 млрд. рублей.
В результате государственной поддержки производителей сельскохозяйственной техники российские предприятия во всех сегментах рынка сельскохозяйственных машин значительно нарастили производство и увеличили рыночную долю. Так, производство сеялок увеличилось в 2014-2016 годах в 2,9 раза, граблей - в 2,1 раза, почвообрабатывающих машин - более чем на 50 процентов, опрыскивателей - на 84 процента, пресс-подборщиков - на 53 процента. Выпуск самоходной сельскохозяйственной техники также вырос рекордными темпами. Производство полноприводных тракторов увеличилось в 3,4 раза, кормоуборочных комбайнов - почти в 2 раза, зерноуборочных комбайнов - на 41 процент.
Предоставление субсидий производителям сельскохозяйственной техники оказало существенное положительное влияние на социально-экономическую ситуацию в отрасли сельскохозяйственного машиностроения. За время действия программы субсидирования производителей сельскохозяйственной техники в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1432 "Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники" в отрасли сельскохозяйственного машиностроения создано более 4 тыс. рабочих мест.
В рамках постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 1312 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов" российскими производителями реализовано 7 проектов на общую сумму 566,26 млн. рублей. Все разработанные машины поставлены на серийное производство.
Кроме того, Фонд развития промышленности разработал механизм льготного финансирования, который позволил предприятиям реализовать инвестиционные проекты на общую сумму 760 млн. рублей.
Важной мерой государственной поддержки является субсидирование российских экспозиций на специализированных выставках за рубежом. Министерством промышленности и торговли Российской Федерации организованы коллективные стенды на выставках в Марокко, Германии и Китае. Размер субсидий составил 78 млн. рублей, что позволило заметно нарастить экспорт сельскохозяйственной техники в указанные страны.
В отношении сельскохозяйственного машиностроения действовала Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2020 года, утвержденная приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1810. В ходе анализа реализации этой стратегии было выявлено, что некоторые ее целевые индикаторы не были достигнуты. Основными причинами неудовлетворительной реализации указанной стратегии стали:
отсутствие финансирования мероприятий стратегии;
снижение с 2010-2013 годов платежеспособного спроса со стороны потребителей сельскохозяйственной техники;
общеэкономические кризисные явления.
Тем не менее в целом государственная поддержка отрасли сельского хозяйства в указанном периоде привела к значительным результатам. Всего в 2016 году российские производители представили на рынок 278 новых моделей и модификаций сельскохозяйственной техники.