РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 10 мая 2017 года N 892-р
[Об утверждении Стратегии развития АО "Российский экспортный центр"]
(с изменениями на 3 октября 2018 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 10 июля 2019 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2019 года N 838
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2018 года N 1183 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.10.2018, N 0001201810050012).
____________________________________________________________________
Утвердить прилагаемую Стратегию развития акционерного общества "Российский экспортный центр" до 2019 года.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Стратегия развития акционерного общества "Российский экспортный центр" до 2019 года
(с изменениями на 3 октября 2018 года)
Стратегия развития акционерного общества "Российский экспортный центр" до 2019 года (далее - Стратегия) определяет основные направления, целевые индикаторы и показатели деятельности акционерного общества "Российский экспортный центр" (далее - Центр) на период до 2019 года.
Стратегия определяет роль Центра в государственной системе поддержки российского несырьевого экспорта (далее - экспорт), включает в себя основные мероприятия по поддержке и развитию экспорта, очередность и сроки их реализации, необходимые объемы работ для реализации, а также содержит целевые индикаторы и показатели деятельности Центра на 2017 - 2019 годы.
Стратегия синхронизирована с приоритетным направлением "Международная кооперация и экспорт" и является продолжением осуществления мер и решения задач, предусмотренных этим направлением.
Целью Стратегии является поддержка и развитие экспорта путем участия Центра в государственной политике и создания эффективного единого института поддержки и развития экспорта на базе Центра (далее - единый институт).
Центр учрежден в качестве основной платформы для создания единого института, деятельность которого направлена на формирование общенациональной системы поддержки экспорта.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
развитие регуляторной среды, а также инфраструктуры осуществления экспорта для российских несырьевых экспортеров (далее - экспортеры);
сохранение и увеличение объема экспорта;
прямая поддержка экспортеров и российских инвесторов за рубежом, содействие в реализации проектов в областях экспорта;
повышение финансовой и правовой грамотности, формирование культуры экспорта в Российской Федерации в целях расширения потенциального круга экспортеров с особым фокусом на некрупных экспортерах;
формирование спроса на российские товары и услуги, работа с потребителями экспорта;
институциональное развитие Центра, в том числе внутренние организационные изменения, направленные на достижение высоких стандартов качества услуг и эффективности деятельности Центра как института развития, а также обеспечение финансовой устойчивости.
Для реализации обозначенных задач определены 3 следующие основные функции Центра:
оказание поддержки в рамках единого института, оказание финансовой (страховой, кредитной, гарантийной и иной) поддержки экспорта, предоставление нефинансовой поддержки экспортерам и экспортно ориентированным предприятиям (поиск партнеров, образовательные услуги, поддержка экспортных поставок, исследования и др.);
развитие агентской функции Правительства Российской Федерации в части поддержки экспорта, в том числе в качестве агента Правительства Российской Федерации по предоставлению субсидий и участию в исполнении отдельных государственных функций и оказании государственных услуг;
координация со стороны Центра приоритетного направления "Развитие международной кооперации и экспорта", которое предполагает реализацию государственных задач в рамках поддержки и развития экспорта и направлено на снятие внутренних регуляторных и институциональных ограничений для экспортно ориентированных компаний, координация усилий участников для достижения поставленных целей, участие в совершенствовании и оптимизации нормативно-правовой базы, снятие административных барьеров и развитие экспортной среды.
Центр путем оказания комплекса услуг в рамках единого института дополняет существующие на рынке предложения для максимальной реализации потенциала экспорта, в том числе:
оказывает финансовую (кредитную, страховую, гарантийную и иную) поддержку, дополняет рыночное предложение в тех областях, где поддержка наиболее востребована со стороны экспортеров. При этом финансовая поддержка направлена на выравнивание ставок и условий финансирования экспортеров до уровня, предоставляемого иностранными банками, а также на формирование конкурентоспособных условий финансирования на международной арене с участием экспортного кредитного агентства;
предоставляет нефинансовую поддержку экспортерам и экспортно ориентированным предприятиям, сотрудничает с рыночными игроками, но не вступает с ними в конкуренцию.
При этом нефинансовая поддержка направлена на дополнение рыночного предложения в тех областях, где поддержка наиболее востребована со стороны экспортеров (по итогам исследования - это начальные этапы экспортного цикла), а услуги в данном сегменте не предоставляются коммерческими компаниями или предоставляются по высокой стоимости (для экспортеров).
Все меры поддержки доступны для любой категории потенциальных получателей поддержки с учетом их потребностей.
Нефинансовая поддержка в большей степени ориентирована на некрупные компании, а финансовая поддержка - на более крупных получателей поддержки. Операции блока финансовой поддержки безубыточны, тогда как направление нефинансовой поддержки имеет потенциал только частично покрывать операционные затраты путем предоставления услуг на платной основе.
При этом операционная модель нефинансовой поддержки включает аутсорсинг части услуг на внешний рынок, предполагая развитие собственных компетенций в наиболее значимых областях поддержки экспорта (начальные этапы экспортного цикла), а также там, где существенно ограничено рыночное предложение услуг.
Помимо направлений финансовой и нефинансовой поддержки Стратегия предполагает реализацию портфеля специальных проектов - новых и инновационных инструментов поддержки экспортеров.
Реализация агентской функции по предоставлению субсидий и участие в выполнении отдельных государственных функций включает в себя следующие направления и функции:
компенсация коммерческим банкам недополученных доходов по кредитам, выдаваемым в рамках поддержки экспорта;
компенсация затрат на сертификацию и омологацию;
компенсация затрат на логистику;
компенсация затрат на регистрацию на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности;
финансирование части затрат, связанных с продвижением высокотехнологичной, инновационной и иной продукции (услуг) на внешние рынки;
финансирование части затрат на повышение узнаваемости известных российских брендов и российской продукции за рубежом;
проведение экспертизы в целях выдачи лицензий на осуществление экспортных операций.
В дальнейшем планируется расширить перечень предоставляемых государственных услуг, а также проработать новые виды субсидий для экспортеров. Целесообразно рассмотреть передачу отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти, в том числе по предоставлению субсидий, на исполнение Центру в качестве государственного агента.
Также в рамках реализации Стратегии и приоритетного направления "Международная кооперация и экспорт", утвержденных президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, Центр реализует следующие задачи в рамках своей компетенции:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 октября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2018 года N 1183. - См. предыдущую редакцию)
подготавливает во взаимодействии с органами государственной власти и представителями деловых ассоциаций (союзов) предложения относительно совершенствования работы по поддержке экспорта, определения приоритетных направлений поддержки экспорта, разработки проектов нормативных правовых актов в сфере его поддержки и направляет такие предложения в Правительство Российской Федерации с оценкой финансовых ресурсов, необходимых для осуществления предлагаемых подходов;
участвует в работе по формированию позиции Российской Федерации в случае подготовки Евразийской экономической комиссией решений по вопросам поддержки экспорта;
анализирует практику поддержки экспорта за рубежом с целью выявления наиболее эффективных методик и инструментов его поддержки;
принимает меры в пределах своих полномочий по обеспечению благоприятных условий для экспорта за рубежом, содействует адаптации продукции требованиям внешних рынков, в том числе для экспорта, осуществляемого субъектами малого и среднего предпринимательства;
оказывает информационное, маркетинговое и методологическое содействие субъектам Российской Федерации, региональным организациям, оказывающим содействие экспорту, по вопросам поддержки экспорта;
участвует в организации деятельности торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах, в том числе в формировании методологической основы их деятельности, определении критериев оценки эффективности их деятельности и осуществлении мониторинга за их деятельностью;
оказывает методологическое содействие деятельности зарубежных представительств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также государственных корпораций, государственных компаний, деловых ассоциаций (союзов) по вопросам поддержки экспорта;
содействует включению дополнительных системных мер, направленных на поддержку экспорта в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности";
участвует в реализации государственной политики в области развития и поддержки экспорта, в том числе оказывает содействие выполнению международных, государственных и иных проектов, предусматривающих осуществление экспорта;
участвует в подготовке нормативных правовых актов по вопросам развития и поддержки экспорта.
Реализации Стратегии осуществляется в 2017 - 2019 годах. Стратегия обеспечивает ключевые потребности экспортеров на всех этапах экспортного цикла и описывает основные инструменты поддержки экспортеров и экспортно ориентированных предприятий.
Целевые индикаторы и показатели Стратегии соотносятся с целевыми индикаторами и показателями приоритетного проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта" приоритетного направления "Международная кооперация и экспорт". Целевые индикаторы и показатели Стратегии приведены в приложении N 1.
Мероприятия Стратегии сгруппированы по следующим видам деятельности Центра:
развитие портфеля финансовых продуктов;
развитие портфеля нефинансовых продуктов;
расширение международного присутствия;
развитие региональной сети представительств;
развитие удаленного канала (онлайн-канала) взаимодействия с получателями поддержки;
внедрение новых и инновационных инструментов поддержки экспортеров.
Мероприятия по развитию портфеля финансовых продуктов направлены на создание Центром комплекса мер и инструментов финансовой поддержки экспорта, обеспечивающих необходимые условия для повышения привлекательности российской продукции (товаров, услуг) с учетом всех ограничений, включая исключение риска проведения антидемпинговых расследований, а также соблюдение правил и норм, нацеленных на нераспространение террористических угроз и соблюдение экологических стандартов.
Также Центр принимает участие в обеспечении финансовой и гарантийной поддержки реализации товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, произведенных на территориях иностранных государств, при наличии доли российских компонентов в указанных товарах (работах, услугах), результатах интеллектуальной деятельности, а также реализации инвестиционных проектов за рубежом.
В целях обмена передовой практикой и развития диалога с другими странами представители Центра на постоянной основе взаимодействуют с Организацией экономического сотрудничества и развития и другими международными организациями.
Центр взаимодействует с экспортно-импортными банками, финансовыми организациями, международными организациями развития, корпорациями и институтами развития зарубежных стран и принимает участие в реализации международными организациями проектов на территории Российской Федерации и за рубежом.
Центр участвует в реализации федеральных целевых программ, программ субъектов Российской Федерации и государственных инвестиционных программ по государственной поддержке экспорта, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также в проектах, реализуемых Российской Федерацией в рамках содействия международному развитию.
Финансовая поддержка Центра условно разделяется на 2 магистральных направления:
страховая и гарантийная поддержка;
кредитная поддержка.
Цель страховой поддержки экспортеров - развитие экспортной деятельности и создание условий для упрощения доступа российских предприятий-экспортеров на международные товарные рынки. Деятельность реализуется с помощью инструментария страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков. Базовым условием реализации страховой поддержки экспортеров является гарантия Российской Федерации, предоставляемая в обеспечение экспортных кредитов и инвестиций, при этом страховая емкость не может превышать размер государственной гарантии. При наращивании масштабов деятельности (увеличении портфеля) необходимо заблаговременно проработать совместно с Министерством финансов Российской Федерации вопрос о расширении размера государственной гарантии.
Осуществление с помощью этого обеспечения страховой поддержки позволяет коммерческим банкам предоставлять финансирование экспортерам без увеличения стоимости заемных средств на специфические риски.
Деятельность Центра по страховой поддержке обеспечивает снижение рисков экспортеров и инвесторов при выходе на международные рынки посредством страхования ответственности иностранных покупателей или обязательств стран - реципиентов российских инвестиций.
Для развития системы экспортного кредитования в Российской Федерации необходимо формирование и развитие механизма снижения влияния на требования банков по обслуживанию активов (в любой валюте), в отношении которых заключены договоры экспортного страхования (вплоть до 0 в соответствии с общепринятыми международными стандартами и практикой), а также механизма расширения эксперимента по предоставлению кредитов Центрального банка Российской Федерации, обеспеченных залогом прав требования по кредитным договорам, обеспеченным договорами страхования акционерного общества "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций", в части сроков, рефинансирования валют и снижения ставки до 6,5 процента годовых (в рублях).
В рамках этого магистрального направления Центр производит страхование экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков экспортеров и российских инвесторов, осуществляющих инвестиции за пределами территории Российской Федерации, их иностранных контрагентов по соответствующим сделкам, российских и иностранных кредитных организаций, осуществляющих кредитование соответствующих сделок, а также иных организаций, оказывающих финансовую поддержку указанным лицам, осуществляет деятельность по перестрахованию с участием российских страховщиков, российских перестраховщиков, иностранных страховщиков, иностранных перестраховщиков и (или) экспортно-кредитных агентств.