ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2022 года N 1283


Об утверждении бюджетного прогноза Самарской области на долгосрочный период до 2034 года



В соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Самарской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемый бюджетный прогноз Самарской области на долгосрочный период до 2034 года.


2. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.


3. Признать утратившим силу постановление Правительства Самарской области от 17.02.2017 N 104 "Об утверждении бюджетного прогноза Самарской области на долгосрочный период до 2030 года".


4. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.


5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Первый вице-губернатор - председатель
Правительства Самарской области
В.В.КУДРЯШОВ



Утвержден
Постановлением
Правительства Самарской области
от 30 декабря 2022 г. N 1283



БЮДЖЕТНЫЙ ПРОГНОЗ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ДО 2034 ГОДА


Бюджетный прогноз Самарской области на долгосрочный период разработан на 12 лет (на 2023 - 2034 годы) (далее - бюджетный прогноз) в соответствии с требованиями статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на основании постановления Правительства Самарской области от 02.06.2015 N 305 "Об утверждении Порядка разработки бюджетного прогноза Самарской области на долгосрочный период".


Бюджетный прогноз разработан с учетом стратегических целей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Самарской области.


Основной целью долгосрочного бюджетного планирования является определение финансовых возможностей бюджета Самарской области для исполнения принятых и принимаемых расходных обязательств, тенденций изменения доходной и расходной частей бюджета, условий привлечения и обслуживания заимствований.


В 2020 - 2021 годах социально-экономическое развитие Самарской области проходило в условиях преодоления последствий пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях расходов, выполнения принятых социально значимых обязательств, сохранения объема государственного долга региона на экономически безопасном уровне. Итоги исполнения областного бюджета в целом свидетельствуют о том, что благодаря взвешенным решениям, принятым на федеральном и региональном уровне, удалось поддержать экономику региона и снизить негативные последствия пандемии.


2021 год стал годом восстановления экономики региона. Благодаря значительной федеральной и региональной поддержке, оказываемой предприятиям и организациям, малому бизнесу и населению, региону удалось вернуться на положительную траекторию экономического роста.


Социально-экономическое развитие Самарской области в 2022 году проходит в условиях сложной геополитической ситуации, беспрецедентного внешнего санкционного давления, что оказывает сдерживающий эффект на развитие региона.


В целом анализ основных показателей социально-экономического развития области за 2022 год позволяет сделать вывод, что экономика региона вошла в период структурных изменений в производстве и логистике при сохранении устойчивости в сфере занятости и в социальной сфере.


Экономика Самарской области будет развиваться в условиях сохранения рисков, возникших вследствие внешнего санкционного давления. Внешнеэкономическая и геополитическая нестабильность остается ключевым источником риска для параметров прогноза.


Сценарные условия бюджетного прогноза вытекают из двух вариантов прогноза социально-экономического развития Самарской области на период до 2034 года: базового и консервативного.


Оба варианта основаны на предположениях о сохранении в среднесрочной перспективе антироссийской санкционной политики и ответных экономических мер Российской Федерации, базируются на единых целях государственной социально-экономической политики.


Базовый вариант прогноза предполагает эффективное выполнение мероприятий, обеспечивающих реализацию национальных целей и задач. Консервативный вариант прогноза предполагает наличие рисков достижения целевых показателей.


По консервативному варианту прогноза в условиях сохранения рисков неустойчивого развития экономики вследствие высокой неопределенности внешнеэкономических факторов, а также с учетом консервативных оценок потребительского и инвестиционного спроса темпы экономического роста будут минимальными.


Отличия по вариантам объясняются, прежде всего:


различной степенью адаптации региональной экономики к внешним вызовам;


различной динамикой развития отраслей и секторов экономии области;


масштабностью и эффективностью предпринимаемых мер государственной политики, направленной на сбережение населения, повышение уровня и качества его жизни, обеспечение устойчивого развития экономики, улучшение институциональной среды.


В прогнозном периоде определяющее воздействие на экономику области будут оказывать следующие факторы: функционирование мировой и российской экономики, конъюнктура на мировых рынках, доступность кредитных ресурсов для региональных товаропроизводителей и населения, внешнеэкономическая, фискальная, кредитно-денежная политика, демографическая ситуация, состояние рынка труда и уровень занятости, уровень благосостояния населения, динамика потребительского и инвестиционного спроса.


Динамика экономического развития Самарской области по обоим вариантам прогноза рассчитана без учета возможных новых кризисных явлений в мировой и российской экономике.


Базовый вариант прогноза предполагает ускоренную адаптацию экономики к новым условиям и обеспечение в дальнейшем ее выхода на траекторию устойчивого роста. Прогноз исходит из предпосылок реализации активной долгосрочной государственной политики, направленной на структурную перестройку и модернизацию экономики, повышение ее конкурентоспособности и технологической независимости. Важнейшими факторами интенсификации экономического развития в 2023 - 2034 годах будут выступать положительная динамика реального сектора экономики, инвестиций в основной капитал, связанная с активизацией инвестиционных вложений в модернизацию экономики и инфраструктуры, реализацией политики импортозамещения. Притоку инвестиций будут благоприятствовать наличие подготовленных и создание новых производственных площадок и индустриальных парков, относительно высокая обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами. Одновременно ожидается умеренный рост потребительского спроса со стороны домашних хозяйств, основанный на положительной динамике роста заработной платы и доходов населения, сохранении инфляции на достаточно низком уровне. Дополнительный импульс экономическому росту дадут увеличение производительности труда, развитие малого и среднего предпринимательства, поддержка инновационной активности, развитие приоритетных кластеров и новых сегментов экономики, стимулирование развития цифровых технологий.


Консервативный вариант прогноза предполагает относительно медленную перестройку производственно-логистических цепочек, длительный цикл выхода на импортозамещение, недостаточно высокий рост инвестиционного и потребительского спроса.


Ограничениями экономического роста Самарской области в долгосрочной перспективе могут стать внешнеэкономическая нестабильность, недостаточные темпы роста производительности труда, высокий износ основных фондов в регионе, в том числе в обрабатывающих производствах, недостаточная конкурентоспособность продукции приоритетных отраслей, усиливающаяся конкуренция со стороны регионов России за привлечение инвестиций, нехватка финансовых ресурсов, направляемых на инвестирование, в том числе бюджетных, недостаточная инновационная активность, структурные, инфраструктурные и экологические ограничения, снижение численности населения трудоспособного возраста, а также структурные диспропорции профессионально-квалификационного состава работников и др.


Бюджетный прогноз базируется на ожидаемой оценке поступлений доходов текущего года с учетом консервативного варианта прогноза социально-экономического развития области. Прогноз расходов сформирован с учетом планируемых поступлений доходов и источников финансирования дефицита бюджета.


Основными целями и направлениями деятельности Правительства Самарской области в области налоговой политики будут являться:


сохранение бюджетной устойчивости, увеличение доходной части бюджета, в том числе вследствие преодоления негативного влияния введенных санкций и ограничений;


поддержка инвестиционной активности бизнеса, в первую очередь, в производственной сфере, обеспечивающей увеличение налогового потенциала области;


поддержание уровня сбалансированности бюджетной системы Самарской области без увеличения налоговой нагрузки на добросовестных налогоплательщиков;


продолжение работы по оценке эффективности налоговых льгот, установленных региональным законодательством, и отмене неэффективных налоговых льгот с учетом изменений, вносимых на федеральном уровне;


проведение мероприятий, направленных на повышение эффективности использования имущества Самарской области, составляющего казну, а также имущества, закрепленного на праве оперативного управления и хозяйственного ведения за организациями, с целью пополнения доходной части областного бюджета;


проведение совместной с органами местного самоуправления работы по увеличению налоговой базы по имущественным налогам, поступление которых в меньшей степени зависит от экономической ситуации в стране и регионе.


Основными направлениями бюджетной политики на долгосрочный период будут являться:


эффективное управление государственными финансами и преодоление внешних вызовов;


обеспечение бюджетной устойчивости и сбалансированности областного бюджета;


концентрация финансовых ресурсов на реализации национальных целей;


формирование оптимальной структуры расходов бюджета, ориентированного на содействие социальному и экономическому развитию области;


повышение эффективности бюджетных расходов;


совершенствование системы межбюджетных отношений;


повышение эффективности государственного финансового контроля;


обеспечение открытости и прозрачности областного бюджета и бюджетного процесса для граждан;


повышение уровня и качества жизни населения.


Реализация долговой политики региона будет основываться на следующих принципах:


эффективное управление государственным долгом области и поддержание экономически безопасного уровня государственного долга Самарской области с учетом дополнительных ограничений, установленных соглашением между министерством управления финансами Самарской области и Минфином России в рамках реструктуризации бюджетных кредитов;


оптимизация структуры государственного долга по видам и срокам заимствований в целях минимизации стоимости его обслуживания и обеспечения равномерной долговой нагрузки, связанной с погашением долговых обязательств;


обеспечение исполнения и обслуживания долговых обязательств своевременно и в полном объеме при различных обстоятельствах, включая кризисные явления в экономике и на финансовых рынках.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»