ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 декабря 2016 года N 755


О СОЗДАНИИ ДЕТСКОГО ТЕХНОПАРКА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ


В целях реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 N 497, и плана мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 N 729-р, Правительство Самарской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Концепцию создания и функционирования детского технопарка в Самарской области на 2017 - 2019 годы;

комплекс мер ("дорожную карту") по созданию и функционированию в Самарской области детского технопарка на 2017 - 2019 годы.

2. Определить региональным координатором, ответственным за создание и функционирование детского технопарка в Самарской области, министерство образования и науки Самарской области.

3. Определить региональным оператором, ответственным за функционирование детского технопарка в Самарской области, государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Самарский областной центр детско-юношеского технического творчества".

4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство образования и науки Самарской области (Пылева).

5. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.

6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Первый вице-губернатор - председатель
Правительства Самарской области
А.П.НЕФЕДОВ

     


Утверждена
Постановлением
Правительства Самарской области
от 16 декабря 2016 года N 755

     

КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО ТЕХНОПАРКА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2017 - 2019 ГОДЫ

1. Организационно-правовая модель детского технопарка


Реализация настоящей Концепции направлена на создание и функционирование в Самарской области регионального детского технопарка "Кванториум - 63 регион" (далее - детский технопарк) и подразумевает формирование ресурсно-методического центра, обеспечивающего обучение детей и молодежи по дополнительным общеобразовательным программам инженерно-технической направленности с использованием инновационного оборудования и программного обеспечения.

Детский технопарк создается как структурное подразделение государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Самарский областной центр детско-юношеского технического творчества" (далее - СОЦДЮТТ) с возможностью осуществления образовательной деятельности в городах Самара и Тольятти на основе постоянного взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, индустриальными партнерами, учреждениями высшего и среднего профессионального образования.

Цели реализации настоящей Концепции:

создание инновационной практико-ориентированной образовательной среды для реализации инженерно-технологического и информационно-технологического образования на основе проектно-конструкторской и экспериментально-исследовательской деятельности обучающихся детского технопарка;

привлечение молодежи к изучению и практическому освоению основ наукоемких отраслей и инженерных специальностей;

обеспечение доступа молодежи к высокотехнологичному производственному оборудованию;

создание площадки для реализации проектной и исследовательской деятельности, конструирования, программирования, моделирования, прототипирования;

мотивация обучающихся и углубленное изучение ими предметов естественно-научного цикла;

развитие творческого подхода и креативности;

создание условий для личностного и профессионального самоопределения и развития молодежи.

Задачи настоящей Концепции:

разработка и внедрение модели функционирования регионального детского технопарка с участием негосударственного сектора, промышленных предприятий и организаций реального сектора экономики;

создание регионального банка данных об одаренных детях - участниках детского технопарка, проявивших значительные таланты в научно-техническом творчестве, и разработка системы их поддержки (реализация идеи социального лифта для одаренных детей);

разработка и реализация модели непрерывного повышения квалификации кадрового состава системы образования региона по естественно-научным и техническим направлениям в рамках деятельности детского технопарка;

обновление форм, методов и приемов дополнительного образования детей в области научно-технического творчества, включая создание системы дистанционной поддержки реализации дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленности, в том числе с использованием системы дистанционного обучения и видеоприсутствия;

разработка и реализация широкого спектра дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и инженерно-технической направленности (включая дистанционные образовательные модули), соответствующих приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации, стимулирующих творческую активность обучающихся, реализующих идею осознанного выбора будущей профессии, доступных для обучающихся независимо от места проживания, состояния здоровья и социально-экономического положения семьи;

обеспечение системы подготовки обучающихся региона к участию в ведущих всероссийских и международных естественно-научных, инженерных и научно-технических конференциях, конкурсах и соревнованиях, в том числе в мероприятиях, проводимых в рамках проекта JuniorSkills по стандартам WorldSkills, а также инженерной Олимпиаде Национальной Технологической Инициативы;

разработка и реализация модели сетевого взаимодействия детского технопарка с образовательными организациями, расположенными на территории Самарской области, а также индустриальными партнерами и предприятиями.

Региональным координатором, ответственным за создание и функционирование детского технопарка в Самарской области, является министерство образования и науки Самарской области (далее - Министерство).

Региональным оператором технопарка является СОЦДЮТТ, который осуществляет оперативную деятельность по созданию и функционированию детского технопарка (с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья): закупку оборудования, установку и техническое обслуживание оборудования, набор преподавателей, набор учащихся, составление расписания занятий, обеспечение осуществления образовательного процесса и т.д., а также сетевое взаимодействие с организациями-партнерами.

Структура детского технопарка представлена на схеме:

                        ┌════════════════════════════════‰

                        │Министерство образования и науки│

                        │Самарской области - региональный│

                        │         координатор            │

                        └═══════════════┬════════════════…

                                        \/

                        ┌════════════════════════════════‰

                        │СОЦДЮТТ - региональный  оператор│

                        └═══════════════┬════════════════…

                                        \/

                        ┌════════════════════════════════‰

                        │      Заместитель директора     │

                        │СОЦДЮТТ - руководитель  детского│

                        │          технопарка            │

                        └═════┬═══════════════════════┬══…

                             \/                       \/

┌═════════════════════════════════‰     ┌═════════════════════════════════‰

│Заместитель руководителя детского│     │Заместитель руководителя детского│

│технопарка - координатор площадки│     │технопарка - координатор площадки│

│           в г. Самаре           │     │         в г. Тольятти           │

└═════════════════════════════════…     └═════════════════════════════════…

                        ┌═══════════════════════════════════‰

                        │Учебно-методический отдел (18 чел.)│

                        └═══════════════════════════════════…

                        ┌════════════════════════════════‰

                        │          Бухгалтерия           │

                        │  (главный бухгалтер - 1 чел.)  │

                        └════════════════════════════════…

                        ┌═════════════════════════════════‰

                        │Отдел организационно-технического│

                        │сопровождения и обеспечения связи│

                        │   с общественностью (17 чел.)   │

                        └═════════════════════════════════…

Исходя из основных образовательных направлений деятельности, детский технопарк будет включать:

лабораторию виртуальной реальности, оснащенную инструментами дополненной реальности;

робототехнические лаборатории, укомплектованные современными конструкторами, ресурсными наборами, электронными компонентами, микроконтроллерами;

космическую лабораторию, укомплектованную симуляторами космических аппаратов и конструкторами микроспутников на специальном стенде, который моделирует движение спутника по земной орбите;

IT-лаборатории, оснащенные современными вычислительными устройствами, периферийными и мобильными устройствами и другими техническими средствами информатизации (лаборатории могут трансформироваться в лекторий);

авиамодельную мастерскую, оснащенную образовательными наборами авиационных моделей, беспилотными летательными аппаратами, квадрокоптерами;

лабораторию для реализации образовательных программ и проведения исследований в области наноиндустрии;

мастерскую, оснащенную образовательными наборами для организации занятий в области автомоделирования;

лабораторию для реализации образовательных программ в области промышленного дизайна;

специализированный цех, оборудованный современными обрабатывающими сверлильными, фрезерными, токарными станками с числовым программным управлением, 3D-принтерами, 3D-сканерами и другим оборудованием прямого цифрового производства и прототипирования.

По мере развития детского технопарка планируется создать на его базе:

коворкинг-центр - дополнительную зону для реализации технологических стартапов учащихся;

интерактивный квантомузей - научно-развлекательный центр, дающий возможность участия в экспериментах, опытах и других познавательных действиях;

медиатеку с зоной отдыха - дополнительной зоной для индивидуальной работы.

Основными формами организации образовательного процесса в детском технопарке будут являться:

реализация дополнительных общеобразовательных программ, а также организация и проведение краткосрочных (длительностью до трех месяцев) образовательных курсов (на безвозмездной и платной основе);

проведение экскурсионных мероприятий;

реализация научно-исследовательских и практико-ориентированных проектов обучающихся с участием сотрудников вузов и производственных предприятий;

решение кейсовых заданий.

На первоначальном этапе планируется предоставление платных образовательных услуг для 20% обучающихся технопарка. До конца 2019 года доля детей, получающих платные образовательные услуги, составит 50%.

2. Направления деятельности детского технопарка


Образовательный процесс в детском технопарке будет направлен на помощь в приобретении обучающимися навыков XXI века: командной работы, коммуникации, управления проектами, генерации идей. Планируется обеспечить развитие интересов и способностей обучающихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности, а также понимания ими смысла основных научных понятий и законов, взаимосвязи между ними, формирования представлений о физической картине мира.

Деятельность детского технопарка будет осуществляться по восьми приоритетным направлениям на двух площадках:

в городе Самаре - "Аэроквантум", "IT-квантум", "Робоквантум", "Космоквантум", "VR";

в городе Тольятти - "IT-квантум", "Робоквантум", "Наноквантум", "Автоквантум", "Промышленный дизайн".

Направленность квантов определялась в соответствии с развитием ведущих отраслей экономики Самарской области и потребностями каждой из двух территорий, а также с учетом присвоения городскому округу Тольятти статуса "Территория опережающего развития".

Направление "Космоквантум" предполагает изучение физико-математических основ, электротехники, радиотехники, электроники и фотоники. Школьники познакомятся с основными понятиями астрономии, научатся работать с данными, полученными со спутников, моделировать и создавать прототипы устройств, а также программировать эти устройства.

Направление "Аэроквантум" предполагает изучение малой беспилотной авиации и получение практических навыков управления беспилотными летательными аппаратами (БПЛА). Обучающиеся познакомятся с основными частями БПЛА, освоят принципы работы и управления мультикоптера, получат навыки проектирования собственных аппаратов, построения 3D-моделей путем фотограмметрии и опыт работы с различными датчиками и сенсорами, освоят управление посредством нейроинтерфейса, имеющегося в распоряжении нейрокванта.

Направление "IT-квантум" обеспечивает знания, необходимые для программирования микроконтроллеров, микрокомпьютеров класса Arduino, Raspberry pi и др. Обучающиеся получат навыки создания и тестирования компьютерных сетей, изучат программно-аппаратные средства выявления неисправностей в них.

Направление "Робоквантум" предполагает изучение передовых технологий в области электроники, мехатроники и программирования, конструирование и программирование роботов. Обучающиеся будут вовлечены в робототехнику посредством применения Lego Mindstorm EV3, познают азы конструирования и программирования, научатся самостоятельно проектировать и изготавливать элементы корпуса и конструкции робота.

В рамках направления "VR" ученики примут участие в создании собственных миров, изучат возможности и научатся работать с оборудованием из футурологических фильмов, создадут свои прототипы VR - шлемов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»