В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в сфере образования и Стратегией социально-экономического развития Самарской области до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 N 129, одной из главных стратегических задач образовательной политики Самарской области является обеспечение государственных гарантий по предоставлению гражданам общедоступного и бесплатного образования в соответствии с образовательными стандартами и требованиями. При этом одним из важнейших критериев доступности в системе общего образования является односменный режим обучения школьников, способствующий эффективной организации у детей внеурочной деятельности, обеспечивающий повышение степени их вовлеченности в кружки, секции и другие формы дополнительного образования.
В 2015/2016 учебном году в Самарской области отсутствуют общеобразовательные учреждения, организующие обучение в третью смену. В то же время в отдельных населенных пунктах губернии (прежде всего, в городских округах) достаточно высоки показатели, связанные с организацией образовательного процесса во вторую смену. В частности, из 37 муниципальных образований вторая смена присутствует в 16. Всего в Самарской области 143 государственные (муниципальные) общеобразовательные организации ведут занятия во 2 смену (21% от общего количества государственных (муниципальных) организаций), из них 131 - в городской и 12 - в сельской местности. Всего во вторую смену обучается 27176 человек (26045 человек - в городской и 1131 человек - в сельской местности), то есть 9% от общего количества обучающихся в вышеуказанных организациях.
Из 16 муниципалитетов, в которых расположены образовательные организации, ведущие занятия в две смены, наибольшее количество школ расположено в городском округе Самара - 81 (50% от всех школ города). Всего в г. Самаре во вторую смену обучается 17,6% от учащихся города (18765 человек). В городских округах Тольятти и Сызрань вторая смена присутствует в 18 и 11 школах соответственно (3,7% (2492 человека) и 12,4% (2017 человек) от общей численности школьников данных муниципалитетов соответственно). Из 6 школ городского округа Отрадный в 3 ведутся занятия во 2 смену (14,6% учащихся - 641 человек).
Всего в настоящее время во вторую смену обучаются 16410 школьников 1 - 4 классов, 10660 школьников 5 - 9 классов, 106 школьников 10 - 11 классов.
Особо стоит отметить, что в период до 2025 года прогнозируется значительное (более чем на 70 тыс. человек) увеличение численности школьников. Прогноз увеличения численности школьников до 2025 года в разрезе муниципальных образований Самарской области представлен в таблице 1.
Таблица 1
Прогноз увеличения численности школьников до 2025 года в разрезе муниципальных образований Самарской области
N п/п | Наименование муниципального образования | Число учащихся по годам, человек | ||||||||||
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | ||
1. | Городской округ Самара | 106415 | 110266 | 114153 | 117203 | 120764 | 123901 | 127364 | 130587 | 133729 | 136150 | 139204 |
2. | Городской округ Тольятти | 66749 | 69164 | 71603 | 73516 | 75749 | 77717 | 79889 | 81911 | 83882 | 85401 | 87316 |
3. | Городской округ Кинель | 5785 | 5994 | 6206 | 6371 | 6565 | 6736 | 6924 | 7099 | 7270 | 7401 | 7568 |
4. | Городской округ Сызрань | 16282 | 16871 | 17466 | 17933 | 18477 | 18957 | 19487 | 19980 | 20461 | 20832 | 21299 |
5. | Городской округ Октябрьск | 2321 | 2405 | 2490 | 2556 | 2634 | 2702 | 2778 | 2848 | 2917 | 2970 | 3036 |
6. | Городской округ Отрадный | 4384 | 4543 | 4703 | 4828 | 4975 | 5104 | 5247 | 5380 | 5509 | 5609 | 5735 |
7. | Городской округ Похвистнево | 2569 | 2662 | 2756 | 2829 | 2915 | 2991 | 3075 | 3153 | 3228 | 3287 | 3361 |
8. | Городской округ Жигулевск | 5359 | 5553 | 5749 | 5902 | 6082 | 6240 | 6414 | 6576 | 6735 | 6856 | 7010 |
9. | Городской округ Чапаевск | 6645 | 6885 | 7128 | 7319 | 7541 | 7737 | 7953 | 8154 | 8351 | 8502 | 8692 |
10. | Городской округ Новокуйбышевск | 9251 | 9586 | 9924 | 10189 | 10498 | 10771 | 11072 | 11352 | 11625 | 11836 | 12101 |
11. | Муниципальный район Алексеевский | 910 | 943 | 976 | 1002 | 1033 | 1060 | 1089 | 1117 | 1144 | 1164 | 1190 |
12. | Муниципальный район Безенчукский | 3566 | 3695 | 3825 | 3928 | 4047 | 4152 | 4268 | 4376 | 4481 | 4562 | 4665 |
13. | Муниципальный район Богатовский | 1408 | 1459 | 1510 | 1551 | 1598 | 1639 | 1685 | 1728 | 1769 | 1801 | 1842 |
14. | Муниципальный район Большеглушицкий | 1705 | 1767 | 1829 | 1878 | 1935 | 1985 | 2041 | 2092 | 2143 | 2181 | 2230 |
15. | Муниципальный район Большечерниговский | 1958 | 2029 | 2100 | 2156 | 2222 | 2280 | 2343 | 2403 | 2461 | 2505 | 2561 |
16. | Муниципальный район Борский | 1981 | 2053 | 2125 | 2182 | 2248 | 2307 | 2371 | 2431 | 2489 | 2535 | 2591 |
17. | Муниципальный район Волжский | 7281 | 7544 | 7810 | 8019 | 8263 | 8477 | 8714 | 8935 | 9150 | 9316 | 9524 |
18. | Муниципальный район Елховский | 816 | 846 | 875 | 899 | 926 | 950 | 977 | 1001 | 1025 | 1044 | 1067 |
19. | Муниципальный район Исаклинский | 1352 | 1401 | 1450 | 1489 | 1534 | 1574 | 1618 | 1659 | 1699 | 1730 | 1769 |
20. | Муниципальный район Камышлинский | 974 | 1009 | 1045 | 1073 | 1105 | 1134 | 1166 | 1195 | 1224 | 1246 | 1274 |
21. | Муниципальный район Кинельский | 2604 | 2698 | 2793 | 2868 | 2955 | 3032 | 3117 | 3195 | 3272 | 3332 | 3406 |
22. | Муниципальный район Кинель-Черкасский | 4518 | 4681 | 4847 | 4976 | 5127 | 5260 | 5407 | 5544 | 5678 | 5780 | 5910 |
23. | Муниципальный район Клявлинский | 1409 | 1460 | 1511 | 1552 | 1599 | 1641 | 1686 | 1729 | 1771 | 1803 | 1843 |
24. | Муниципальный район Кошкинский | 2077 | 2152 | 2228 | 2288 | 2357 | 2418 | 2486 | 2549 | 2610 | 2657 | 2717 |
25. | Муниципальный район Красноармейский | 1661 | 1721 | 1782 | 1829 | 1885 | 1934 | 1988 | 2038 | 2087 | 2125 | 2173 |
26. | Муниципальный район Красноярский | 5549 | 5750 | 5953 | 6112 | 6297 | 6461 | 6641 | 6809 | 6973 | 7100 | 7259 |
27. | Муниципальный район Нефтегорский | 2857 | 2960 | 3065 | 3147 | 3242 | 3326 | 3419 | 3506 | 3590 | 3655 | 3737 |
28. | Муниципальный район Пестравский | 1502 | 1556 | 1611 | 1654 | 1705 | 1749 | 1798 | 1843 | 1888 | 1922 | 1965 |
29. | Муниципальный район Похвистневский | 2466 | 2555 | 2645 | 2716 | 2799 | 2871 | 2951 | 3026 | 3099 | 3155 | 3226 |
30. | Муниципальный район Приволжский | 2141 | 2218 | 2297 | 2358 | 2430 | 2493 | 2562 | 2627 | 2691 | 2739 | 2801 |
31. | Муниципальный район Сергиевский | 4514 | 4677 | 4842 | 4972 | 5123 | 5256 | 5403 | 5539 | 5673 | 5775 | 5905 |
32. | Муниципальный район Ставропольский | 5550 | 5751 | 5954 | 6113 | 6298 | 6462 | 6643 | 6811 | 6975 | 7101 | 7260 |
33. | Муниципальный район Сызранский | 2141 | 2218 | 2297 | 2358 | 2430 | 2493 | 2562 | 2627 | 2691 | 2739 | 2801 |
34. | Муниципальный район Хворостянский | 1369 | 1419 | 1469 | 1508 | 1554 | 1594 | 1639 | 1680 | 1720 | 1752 | 1791 |
35. | Муниципальный район Челно-Вершинский | 1505 | 1559 | 1614 | 1658 | 1708 | 1752 | 1801 | 1847 | 1891 | 1926 | 1969 |
36. | Муниципальный район Шенталинский | 1389 | 1439 | 1490 | 1530 | 1576 | 1617 | 1662 | 1705 | 1746 | 1777 | 1817 |
37. | Муниципальный район Шигонский | 1746 | 1809 | 1873 | 1923 | 1981 | 2033 | 2090 | 2143 | 2194 | 2234 | 2284 |
ИТОГО | 292709 | 303301 | 313994 | 322383 | 332177 | 340806 | 350332 | 359198 | 367840 | 374500 | 382900 |
Несмотря на указанный демографический рост, для большей части детей не потребуется ввод дополнительных мест, поскольку имеющиеся мощности зданий общеобразовательных организаций в большинстве муниципальных образований региона к настоящему времени не загружены в полном объеме. В то же время при отсутствии мер, направленных на создание новых мест в общеобразовательных организациях, прогнозируется существенное увеличение численности школьников, обучающихся во вторую смену (до 40,7 тыс. детей, в том числе в 1 - 4 классах - 20,2 тыс. человек, в 5 - 9 классах - 20,3 тыс. человек, в 10 - 11 классах - 0,2 тыс. человек).
В целях перехода общеобразовательных организаций Самарской области к работе в одну смену требуется создание с 2016 по 2025 год 40765 новых мест.
В рамках Подпрограммы 1 с 2016 года планируется ввести 37590 новых мест посредством:
строительства новых зданий общеобразовательных организаций и пристроев к действующим школьным зданиям (34660 новых мест - 92,2% от их общего количества);
реконструкции зданий общеобразовательных организаций (2930 новых мест - 7,8% от их общего количества).
Кроме того, 3175 новых мест будут введены в рамках мероприятий по проведению капитального ремонта зданий общеобразовательных организаций, предусмотренных подпрограммой "Укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере образования на территории Самарской области" до 2025 года Государственной программы.
Создание новых мест также необходимо в системе среднего профессионального образования. Так, в 2015 году на территории районного центра Кошки Кошкинского района Самарской области введен в эксплуатацию образовательный центр на 1175 мест, а в настоящее время ведется строительство образовательного комплекса основного и профессионального образования в районном центре Камышла Камышлинского района Самарской области. В данных объектах наряду с общеобразовательными программами обеспечивается предоставление профессионального образования в сфере сельскохозяйственного производства, торговли, транспорта и общественного питания.
Основные риски, связанные с реализацией Подпрограммы 1, могут проявиться в связи с кризисными явлениями в экономике, недостаточностью финансирования из бюджетных средств различных уровней, изменением федерального и регионального законодательства в областях, затрагивающих условия ее реализации.
Перечисленные риски могут повлечь невыполнение отдельных мероприятий Подпрограммы 1, что в конечном итоге отразится на достижении показателей (индикаторов) ее реализации.
Способами ограничения рисков будут являться: мониторинг реализации Подпрограммы 1, эффективное распределение финансовых ресурсов, привлеченных для ее реализации, своевременная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов.
Это позволит сконцентрировать ресурсы на реализации мероприятий Подпрограммы 1, что в свою очередь будет способствовать созданию благоприятных условий для социально-экономического развития региона, решению важнейших задач государственной политики в сфере образования, а также повышению результативности ее реализации и эффективности использования бюджетных средств.