Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 11.02.2015 N 56 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Строительство, реконструкция и капитальный ремонт образовательных учреждений Самарской области" до 2020 года"

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Подпрограмма 1



В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в сфере образования и Стратегией социально-экономического развития Самарской области до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 N 129, одной из главных стратегических задач образовательной политики Самарской области является обеспечение государственных гарантий по предоставлению гражданам общедоступного и бесплатного образования в соответствии с образовательными стандартами и требованиями. При этом одним из важнейших критериев доступности в системе общего образования является односменный режим обучения школьников, способствующий эффективной организации у детей внеурочной деятельности, обеспечивающий повышение степени их вовлеченности в кружки, секции и другие формы дополнительного образования.

В 2015/2016 учебном году в Самарской области отсутствуют общеобразовательные учреждения, организующие обучение в третью смену. В то же время в отдельных населенных пунктах губернии (прежде всего, в городских округах) достаточно высоки показатели, связанные с организацией образовательного процесса во вторую смену. В частности, из 37 муниципальных образований вторая смена присутствует в 16. Всего в Самарской области 143 государственные (муниципальные) общеобразовательные организации ведут занятия во 2 смену (21% от общего количества государственных (муниципальных) организаций), из них 131 - в городской и 12 - в сельской местности. Всего во вторую смену обучается 27176 человек (26045 человек - в городской и 1131 человек - в сельской местности), то есть 9% от общего количества обучающихся в вышеуказанных организациях.

Из 16 муниципалитетов, в которых расположены образовательные организации, ведущие занятия в две смены, наибольшее количество школ расположено в городском округе Самара - 81 (50% от всех школ города). Всего в г. Самаре во вторую смену обучается 17,6% от учащихся города (18765 человек). В городских округах Тольятти и Сызрань вторая смена присутствует в 18 и 11 школах соответственно (3,7% (2492 человека) и 12,4% (2017 человек) от общей численности школьников данных муниципалитетов соответственно). Из 6 школ городского округа Отрадный в 3 ведутся занятия во 2 смену (14,6% учащихся - 641 человек).

Всего в настоящее время во вторую смену обучаются 16410 школьников 1 - 4 классов, 10660 школьников 5 - 9 классов, 106 школьников 10 - 11 классов.

Особо стоит отметить, что в период до 2025 года прогнозируется значительное (более чем на 70 тыс. человек) увеличение численности школьников. Прогноз увеличения численности школьников до 2025 года в разрезе муниципальных образований Самарской области представлен в таблице 1.


Таблица 1


Прогноз увеличения численности школьников до 2025 года в разрезе муниципальных образований Самарской области


N п/п

Наименование муниципального образования

Число учащихся по годам, человек

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

1.

Городской округ Самара

106415

110266

114153

117203

120764

123901

127364

130587

133729

136150

139204

2.

Городской округ Тольятти

66749

69164

71603

73516

75749

77717

79889

81911

83882

85401

87316

3.

Городской округ Кинель

5785

5994

6206

6371

6565

6736

6924

7099

7270

7401

7568

4.

Городской округ Сызрань

16282

16871

17466

17933

18477

18957

19487

19980

20461

20832

21299

5.

Городской округ Октябрьск

2321

2405

2490

2556

2634

2702

2778

2848

2917

2970

3036

6.

Городской округ Отрадный

4384

4543

4703

4828

4975

5104

5247

5380

5509

5609

5735

7.

Городской округ Похвистнево

2569

2662

2756

2829

2915

2991

3075

3153

3228

3287

3361

8.

Городской округ Жигулевск

5359

5553

5749

5902

6082

6240

6414

6576

6735

6856

7010

9.

Городской округ Чапаевск

6645

6885

7128

7319

7541

7737

7953

8154

8351

8502

8692

10.

Городской округ Новокуйбышевск

9251

9586

9924

10189

10498

10771

11072

11352

11625

11836

12101

11.

Муниципальный район Алексеевский

910

943

976

1002

1033

1060

1089

1117

1144

1164

1190

12.

Муниципальный район Безенчукский

3566

3695

3825

3928

4047

4152

4268

4376

4481

4562

4665

13.

Муниципальный район Богатовский

1408

1459

1510

1551

1598

1639

1685

1728

1769

1801

1842

14.

Муниципальный район Большеглушицкий

1705

1767

1829

1878

1935

1985

2041

2092

2143

2181

2230

15.

Муниципальный район Большечерниговский

1958

2029

2100

2156

2222

2280

2343

2403

2461

2505

2561

16.

Муниципальный район Борский

1981

2053

2125

2182

2248

2307

2371

2431

2489

2535

2591

17.

Муниципальный район Волжский

7281

7544

7810

8019

8263

8477

8714

8935

9150

9316

9524

18.

Муниципальный район Елховский

816

846

875

899

926

950

977

1001

1025

1044

1067

19.

Муниципальный район Исаклинский

1352

1401

1450

1489

1534

1574

1618

1659

1699

1730

1769

20.

Муниципальный район Камышлинский

974

1009

1045

1073

1105

1134

1166

1195

1224

1246

1274

21.

Муниципальный район Кинельский

2604

2698

2793

2868

2955

3032

3117

3195

3272

3332

3406

22.

Муниципальный район Кинель-Черкасский

4518

4681

4847

4976

5127

5260

5407

5544

5678

5780

5910

23.

Муниципальный район Клявлинский

1409

1460

1511

1552

1599

1641

1686

1729

1771

1803

1843

24.

Муниципальный район Кошкинский

2077

2152

2228

2288

2357

2418

2486

2549

2610

2657

2717

25.

Муниципальный район Красноармейский

1661

1721

1782

1829

1885

1934

1988

2038

2087

2125

2173

26.

Муниципальный район Красноярский

5549

5750

5953

6112

6297

6461

6641

6809

6973

7100

7259

27.

Муниципальный район Нефтегорский

2857

2960

3065

3147

3242

3326

3419

3506

3590

3655

3737

28.

Муниципальный район Пестравский

1502

1556

1611

1654

1705

1749

1798

1843

1888

1922

1965

29.

Муниципальный район Похвистневский

2466

2555

2645

2716

2799

2871

2951

3026

3099

3155

3226

30.

Муниципальный район Приволжский

2141

2218

2297

2358

2430

2493

2562

2627

2691

2739

2801

31.

Муниципальный район Сергиевский

4514

4677

4842

4972

5123

5256

5403

5539

5673

5775

5905

32.

Муниципальный район Ставропольский

5550

5751

5954

6113

6298

6462

6643

6811

6975

7101

7260

33.

Муниципальный район Сызранский

2141

2218

2297

2358

2430

2493

2562

2627

2691

2739

2801

34.

Муниципальный район Хворостянский

1369

1419

1469

1508

1554

1594

1639

1680

1720

1752

1791

35.

Муниципальный район Челно-Вершинский

1505

1559

1614

1658

1708

1752

1801

1847

1891

1926

1969

36.

Муниципальный район Шенталинский

1389

1439

1490

1530

1576

1617

1662

1705

1746

1777

1817

37.

Муниципальный район Шигонский

1746

1809

1873

1923

1981

2033

2090

2143

2194

2234

2284

ИТОГО

292709

303301

313994

322383

332177

340806

350332

359198

367840

374500

382900



Несмотря на указанный демографический рост, для большей части детей не потребуется ввод дополнительных мест, поскольку имеющиеся мощности зданий общеобразовательных организаций в большинстве муниципальных образований региона к настоящему времени не загружены в полном объеме. В то же время при отсутствии мер, направленных на создание новых мест в общеобразовательных организациях, прогнозируется существенное увеличение численности школьников, обучающихся во вторую смену (до 40,7 тыс. детей, в том числе в 1 - 4 классах - 20,2 тыс. человек, в 5 - 9 классах - 20,3 тыс. человек, в 10 - 11 классах - 0,2 тыс. человек).

В целях перехода общеобразовательных организаций Самарской области к работе в одну смену требуется создание с 2016 по 2025 год 40765 новых мест.

В рамках Подпрограммы 1 с 2016 года планируется ввести 37590 новых мест посредством:

строительства новых зданий общеобразовательных организаций и пристроев к действующим школьным зданиям (34660 новых мест - 92,2% от их общего количества);

реконструкции зданий общеобразовательных организаций (2930 новых мест - 7,8% от их общего количества).

Кроме того, 3175 новых мест будут введены в рамках мероприятий по проведению капитального ремонта зданий общеобразовательных организаций, предусмотренных подпрограммой "Укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере образования на территории Самарской области" до 2025 года Государственной программы.

Создание новых мест также необходимо в системе среднего профессионального образования. Так, в 2015 году на территории районного центра Кошки Кошкинского района Самарской области введен в эксплуатацию образовательный центр на 1175 мест, а в настоящее время ведется строительство образовательного комплекса основного и профессионального образования в районном центре Камышла Камышлинского района Самарской области. В данных объектах наряду с общеобразовательными программами обеспечивается предоставление профессионального образования в сфере сельскохозяйственного производства, торговли, транспорта и общественного питания.

Основные риски, связанные с реализацией Подпрограммы 1, могут проявиться в связи с кризисными явлениями в экономике, недостаточностью финансирования из бюджетных средств различных уровней, изменением федерального и регионального законодательства в областях, затрагивающих условия ее реализации.

Перечисленные риски могут повлечь невыполнение отдельных мероприятий Подпрограммы 1, что в конечном итоге отразится на достижении показателей (индикаторов) ее реализации.

Способами ограничения рисков будут являться: мониторинг реализации Подпрограммы 1, эффективное распределение финансовых ресурсов, привлеченных для ее реализации, своевременная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов.

Это позволит сконцентрировать ресурсы на реализации мероприятий Подпрограммы 1, что в свою очередь будет способствовать созданию благоприятных условий для социально-экономического развития региона, решению важнейших задач государственной политики в сфере образования, а также повышению результативности ее реализации и эффективности использования бюджетных средств.