Подводя итоги работы Правительства Республики Коми в 2015 году и первом полугодии 2016 года, следует отметить заметные успехи в экономике, выполнение всех социальных обязательств, а также начало реализации Программы возрождения республики.
В 2015 году объем налоговых доходов, поступивших в консолидированный бюджет Республики Коми, составил 57,1 млрд. рублей, что на 2,8 млрд. рублей, или на 5,2%, больше уровня 2014 года. Основные источники формирования налоговых доходов в отчетном периоде: НДФЛ (38,3%), налог на прибыль организаций (28,7%), имущественные налоги (23,0%), акцизы (4,5%).
Рост налоговых доходов в большей части обеспечен увеличением поступлений в отчетном периоде по имущественным налогам: платежи по данным налогам увеличились на 3,6 млрд. рублей, или на 38,3%, в том числе по налогу на имущество организаций увеличение составило 3,5 млрд. рублей, или на 41,5%, относительно аналогичного периода прошлого года. Рост поступлений по налогу на имущество организаций обеспечен в основном увеличением поступлений налога от организации, осуществляющей реализацию крупного инвестиционного проекта, на 3,4 млрд. рублей (или в 2,1 раза), обеспечив 95,8% прироста налога по республике. Существенный рост по налогу на имущество организаций объясняется ростом среднегодовой стоимости имущества в связи с вводом основных средств, а также увеличением ставки налога в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий электропередач, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов и увеличением налоговой ставки в отношении вышеуказанного имущества с 0,7% за 2014 год до 1,0% за 2015 год.
В 2015 году в консолидированный бюджет Российской Федерации поступили 152,1 млрд. рублей администрируемых ФНС России доходов, что больше уровня поступлений 2014 года на 17,8%, или на 23,0 млрд. рублей. В консолидированный бюджет Республики Коми направлено 39,5%.
Объем инвестиций в экономику в 2015 году составил 175,1 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 23,1% меньше уровня 2014 года. В 2015 году преобладающим источником финансирования инвестиций в основной капитал организаций (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности) были собственные средства - 52% (в 2014 году 45%) от общей суммы инвестиций. Доля бюджетных ассигнований составила 5% против 4% в 2014 году. Некоторое снижение инвестиционной деятельности связано с завершением ряда крупных инвестиционных проектов. В январе - марте 2016 года в основной капитал крупных и средних организаций Республики Коми инвестированы 47,59 млрд. рублей, или 159% к уровню 2015 года (в сопоставимых ценах).
Реализуется Программа Правительства Республики Коми по повышению эффективности управления государственными финансами Республики Коми на период до 2018 года, утвержденная распоряжением Правительства Республики Коми от 14 августа 2014 года N 290-р, способствующая обеспечению эффективного, ответственного и прозрачного управления в сфере общественных финансов как одного из важнейших условий повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, а также достижению других стратегических целей социально-экономического развития.
В целях повышения эффективности расходных обязательств осуществляла деятельность Комиссия по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов, образованная распоряжением Правительства Республики Коми от 20 ноября 2014 года N 384-р (далее - Комиссия).
Результаты работы Комиссии и ее рабочей группы нашли свое отражение в Законах Республики Коми "О внесении изменений в Закон Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" (от 29 октября 2015 года N 70-РЗ и от 21 декабря 2015 года N 117-РЗ). В 2015 году в результате реализации мероприятий по оптимизации расходы республиканского бюджета Республики Коми снижены на 4,7 млрд. рублей, что позволило соблюсти требования, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, в том числе к предельному значению дефицита, предельным объемам заимствований и государственного долга Республики Коми и расходов на его обслуживание. В соответствии с решением рабочей группы Комиссии в 2016 году ответственные исполнители государственных программ социальной сферы должны утвердить Планы мероприятий по оптимизации бюджетных расходов.
В целях исполнения Закона Республики Коми "О единой дате начала применения на территории Республики Коми порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", Закона Республики Коми "О налоге на имущество организаций на территории Республики Коми" и положений Налогового кодекса Российской Федерации начиная с 2015 года на каждый налоговый период в соответствии со статьей 378.2 и подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации определяется перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Все большее значение уделяется вопросу открытости и прозрачности бюджетных данных. Для совершенствования форм раскрытия финансовой информации Министерством финансов Республики Коми проводятся опросы по бюджетной тематике среди граждан и конкурс проектов по представлению бюджета для граждан.
В целях повышения эффективности бюджетных расходов за счет вовлечения населения в процесс принятия решений на местном уровне и усиления общественного контроля за действиями органов местного самоуправления в Республике Коми подписан Указ Главы Республики Коми от 13 мая 2016 года N 66 "О проекте "Народный бюджет" в Республике Коми", а также принято постановление Правительства Республики Коми от 20 мая 2016 года N 252 "О мерах по реализации Указа Главы Республики Коми от 13 мая 2016 года N 66 "О проекте "Народный бюджет" в Республике Коми". В задачи проекта входит информирование жителей об объемах финансирования на реализацию народных проектов, вынесение на оценку жителей предложений органов местного самоуправления по перечню объектов и работ по ним, сбор предложений жителей по другим проектам и их предварительная оценка, выбор на сходах граждан наиболее важных проектов, отвечающих интересам большинства жителей населенных пунктов. В целях обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности Республики Коми в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры продолжена реализация плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Республики Коми в 2015 - 2017 годах, утвержденного распоряжением Правительства Республики Коми от 13 февраля 2015 года N 52-р.
За 2015 год выполнено 16 мероприятий плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Республики Коми в 2015 - 2017 годах, в том числе:
утвержден порядок принятия решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита в Республике Коми по основанию, указанному в части 1 статьи 8 Закона Республики Коми "Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми";
принят Закон Республики Коми "О внесении изменений в Закон Республики Коми "О введении в действие и применении патентной системы налогообложения на территории Республики Коми", предусматривающий введение на территории Республики Коми дополнительных 16 видов предпринимательской деятельности, в рамках которых возможно применение патентной системы налогообложения, а также изменение размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по отдельным видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения;
принят Закон Республики Коми "Об установлении налоговой ставки в размере ноль процентов для индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения на территории Республики Коми". Доведение информации о налоговых преференциях осуществлялось в системе "Интернет", на телевидении, через общественные объединения и членов Координационного совета по малому и среднему предпринимательству при Правительстве Республики Коми. Однако наиболее действенной формой явилось включение данного курса в обучающие программы, реализуемые государственным унитарным предприятием Республики Коми "РП "Бизнес-инкубатор". Таким образом, до 800 обучающихся граждан была доведена адресно информация о преференциях;
приняты законы Республики Коми, направленные на совершенствование системы предоставления мер социальной поддержки и государственных социальных гарантий за счет усиления принципа нуждаемости:
Законом Республики Коми "О внесении изменений в Закон Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" изменены формы предоставления меры социальной поддержки по обеспечению лиц, не являющихся инвалидами, средствами реабилитации;
Законом Республики Коми "О внесении изменений в Закон Республики Коми "О государственных гарантиях в Республике Коми семьям, имеющим детей" установлен единый критерий нуждаемости - признание семьи в установленном порядке малоимущей, а также объединение категории детей, рожденных до 1 января 2005 года и рожденных после 1 января 2005 года;
Законом Республики Коми "О внесении изменений в Закон Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" установлен фиксированный размер денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг всем льготным категориям граждан, получающим меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за счет республиканского бюджета Республики Коми.
Прорабатывается вопрос с Министерством энергетики Российской Федерации об установлении льготных условий по налогу на добычу полезных ископаемых (нефть) путем синхронизации налогового и таможенного режима на территории Республики Коми с режимами для месторождений Ненецкого автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа, расположенных севернее 65 градуса северной широты.
С целью обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, а также сохранения социальной и экономической стабильности в Республике Коми, Правительством Республики Коми в 2015 году и в первом полугодии 2016 года осуществлен ряд следующих мер:
оказывается финансовая и имущественная поддержка социально ориентированным некоммерческим организациям в рамках реализации программных мероприятий подпрограммы "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций" Государственной программы Республики Коми "Социальная защита населения", утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 года N 412, в том числе за счет субсидии из федерального бюджета;
установленные законодательством меры социальной поддержки населения реализованы своевременно и в полном объеме с одновременным повышением адресности социальной помощи;
осуществляется реализация основных положений послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года;
реализуется План мероприятий по достижению на территории Республики Коми целевых показателей, установленных решениями Президента Российской Федерации, на период до 2020 года, утвержденный распоряжением Главы Республики Коми от 29 декабря 2012 года N 435-р;
в целях активизации инвестиционной деятельности и развития благоприятной бизнес-среды, устранения барьеров для реализации проектов органами исполнительной власти Республики Коми обеспечена реализация требований Стандарта деятельности органов исполнительной власти по созданию благоприятного инвестиционного климата в регионе, разработанного Агентством стратегических инициатив;
для обеспечения комплексности в работе по формированию благоприятного инвестиционного климата осуществляется координация работы муниципальных образований в Республике Коми по внедрению основных позиций инвестиционного Стандарта на муниципальном уровне;
осуществляется реализация новых механизмов государственного управления - адресная инвестиционная программа Республики Коми, Инвестиционный фонд Республики Коми, а также сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна";