____________________________________________________________________
Утратил силу с 5 июля 2021 года на основании Постановления Правительства РБ от 05.07.2021 N 335
____________________________________________________________________
(с изменениями на 4 июля 2018 года)
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 04.07.2018 N 301)
В целях определения стратегических ориентиров по сохранению и развитию трудовых ресурсов Республики Башкортостан для обеспечения экономического, социального и демографического развития Республики Башкортостан Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию управления трудовыми ресурсами Республики Башкортостан на период до 2025 года (далее - Концепция).
2. Республиканским органам исполнительной власти при разработке государственных программ или внесении в них изменений предусматривать мероприятия по реализации основных направлений Концепции в соответствии с возложенными на них полномочиями.
3. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан с участием республиканских органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций, работодателей, образовательных организаций до 1 октября 2016 года разработать план совместных действий по развитию системы управления трудовыми ресурсами Республики Башкортостан.
4. Рекомендовать муниципальным образованиям Республики Башкортостан при разработке муниципальных программ социально-экономического развития территорий или внесении в них изменений предусматривать мероприятия по реализации основных направлений Концепции.
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Сагитова С.Т.
Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х.МАРДАНОВ
КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 04.07.2018 N 301)
Концепция управления трудовыми ресурсами Республики Башкортостан на период до 2025 года (далее - Концепция) представляет собой систематизированную совокупность целей, задач и принципов приоритетных направлений деятельности государственных органов Республики Башкортостан и органов местного самоуправления Республики Башкортостан, их взаимодействия с институтами гражданского общества по совершенствованию системы формирования и использования трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное социально-экономическое развитие республики.
Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года, Конституцией Республики Башкортостан, Законом Республики Башкортостан "О содействии занятости населения в Республике Башкортостан", законами и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан с учетом положений Концепции демографической политики Республики Башкортостан на период до 2025 года, Концепции миграционной политики Республики Башкортостан на период до 2025 года, Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года и других документов стратегического планирования.
Концепция разработана с учетом отечественного и международного опыта в сфере управления трудовыми ресурсами и обусловлена необходимостью определения стратегических ориентиров по сохранению и развитию трудовых ресурсов Республики Башкортостан во взаимосвязи с перспективами экономического, социального и демографического развития Республики Башкортостан, интеграционными процессами. Концепция направлена на совершенствование существующих и развитие качественно новых направлений управления трудовыми ресурсами, создание социально-экономических условий, способствующих сохранению трудовых ресурсов и поиску резервов для их роста.
Концепция разработана с использованием данных официальной статистики, результатов социологических исследований и научных изысканий.
Вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, трудовое законодательство отнесены Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Однако начиная с 2000-х годов из-за сложившегося неравномерного социально-экономического развития регионов, обусловленного внутренними особенностями социокультурного потенциала и экономико-географического положения, у регионов возникла необходимость в разработке собственной концепции социальной политики и управления трудовыми ресурсами, которая стала бы условием его успешного социально-экономического развития. В результате указанного процесса был принят ряд федеральных законов, которые затронули регулирование трудовых отношений и занятости.
Распределение полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере отражено в Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе Российской Федерации, Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Законе Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации к сфере законотворчества субъектов Российской Федерации относится принятие законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, не отнесенным к исключительным полномочиям Российской Федерации, а также принятие законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, не урегулированным федеральным законодательством. Субъекты Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие права и гарантии работников, улучшающие положение работников по сравнению с федеральным законодательством за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом улучшение положения работников по сравнению с федеральным законодательством ограничено не только возможностями региональных бюджетов, но и неготовностью работодателей нести дополнительные расходы.
В Республике Башкортостан законодательство о труде включает в себя Конституцию Республики Башкортостан и законы Республики Башкортостан "О профессиональных союзах", "Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Башкортостан", "Об органах социального партнерства в Республике Башкортостан", "О государственной гражданской службе Республики Башкортостан", "О муниципальной службе в Республике Башкортостан", "О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках", "О порядке осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Республики Башкортостан".
Помимо законодательного регулирования принят ряд подзаконных актов. Так, в соответствии с Законом Республики Башкортостан "Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Башкортостан" приняты указы Президента Республики Башкортостан, постановления Правительства Республики Башкортостан, регулирующие вопросы оплаты труда работников государственных учреждений.
Правовой основой содействия занятости населения в республике являются Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Закон Республики Башкортостан "О содействии занятости населения в Республике Башкортостан", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Башкортостан.
При принятии законов и государственных программ, определяющих показатели и сроки работы по снижению уровня безработицы, регионам необходимо руководствоваться федеральными стандартами оказания государственных услуг в сфере обеспечения занятости населения. Оказание указанных услуг обеспечивается за счет средств субъекта Российской Федерации. Для частичной компенсации затрат регионов предусмотрены предоставляемые на конкурсной основе субсидии из федерального бюджета, порядок предоставления и размер которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Полномочия по осуществлению социальных выплат безработным гражданам, которые были в ведении Российской Федерации, переданы регионам с компенсацией их расходов за счет субвенций из федерального бюджета.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют политику действий на рынке труда, направленных на разработку и реализацию мер в области содействия занятости населения, координацию деятельности по созданию экономических условий для обеспечения занятости населения и развития предпринимательства, содействие обеспечению потребности экономики в рабочей силе, в том числе с учетом модернизации и инновационного развития, снижение уровня безработицы и административных барьеров на рынке труда, повышение конкурентоспособности на рынке труда отдельных групп населения, а также совершенствование деятельности органов службы занятости.
Для реализации мероприятий по содействию занятости населения в республике утверждаются соответствующие программы с учетом особенностей экономического развития в каждом отдельном периоде.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 года N 677 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7 мая 2015 года N 150) утверждена государственная программа "Регулирование рынка труда и содействие занятости населения в Республике Башкортостан". Целями данной программы являются обеспечение баланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда и создание условий для достойного труда. К задачам отнесены удовлетворение потребностей работодателей в рабочей силе и содействие занятости населения республики, трудоустройство молодых граждан на постоянную и временную работу, стимулирование роста заработной платы и доходов населения, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям регионов также отнесены следующие: поддержка сельскохозяйственного производства, организация и осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства, научно-технических и инновационных программ, межмуниципальных инвестиционных проектов, мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности.
Также у регионов имеется возможность передавать исполнение части полномочий на муниципальный уровень (субделегированные полномочия), существует ряд полномочий в части региональных налогов и сборов. Осуществление указанных полномочий также влияет на решение проблем занятости населения в регионе.
В целом после этапа приведения республиканского законодательства в соответствие с федеральным в начале и середине 2000-х годов вопросы труда и занятости в Башкортостане регулируются в том минимальном объеме, который предусмотрен для регионального правотворчества федеральным законодательством.
Вместе с тем есть и некоторые продвижения в развитии правовых основ управления трудовыми ресурсами. К примеру, Закон Республики Башкортостан "О профессиональных союзах", определяя права профессиональных союзов, наделил их правом законодательной инициативы.
Трехсторонняя программа Правительства Республики Башкортостан, Федерации профсоюзов Республики Башкортостан и объединений работодателей Республики Башкортостан "Достойный труд в Республике Башкортостан", рассчитанная на период до 2025 года, является концептуальной основой не только для социального партнерства в Республике Башкортостан, но и для системы управления трудовыми ресурсами и реализации социальной политики региона.
Таким образом, обзор региональной нормативной правовой базы выявил недостаток положений, упорядочивающих проблемы и задачи в сфере управления трудовыми ресурсами, а также определяющих четкие подходы и критерии регулирования данного направления в республике.
К трудовым ресурсам относится население трудоспособного возраста (кроме неработающих инвалидов и неработающих лиц, получающих пенсию на льготных условиях), а также работающие лица, находящиеся за пределами трудоспособного возраста (лица пенсионного возраста и подростки), иностранные трудовые мигранты. Трудоспособным считается возраст для мужчин - 16 - 59 лет, женщин - 16 - 54 года.
Республика Башкортостан обладает значительным трудовым потенциалом, формирование которого определяется динамикой численности трудоспособных граждан. Рост их численности в 1990 - 2009 годах обусловил увеличение трудовых ресурсов. При этом в городах наблюдалась устойчивая тенденция роста, в то время как село теряло свой трудоспособный потенциал вследствие миграционного оттока молодежи в города. Однако начиная с 2010 года численность трудоспособного населения начала сокращаться, что привело к уменьшению численности трудовых ресурсов.
В 2014 году в Республике Башкортостан сохранилась тенденция к сокращению численности населения в трудоспособном возрасте. В целом за 2014 год сокращение составило 35,8 тыс. человек (из них 16,2 тыс. человек за счет смены поколений). В городской местности население в трудоспособном возрасте сократилось на 16,9 тыс. человек, в сельской - на 18,9 тыс. человек.
Относительно благоприятное состояние рождаемости в республике в последние десятилетия обусловило восстановление удельного веса детей и подростков до уровня 2005 года. По состоянию на 1 января 2015 года средний возраст жителей Республики Башкортостан составил 38,4 года (мужчины - 36 лет, женщины - 40,5 года). Для России это относительно "молодое" население, в целом по стране средний возраст жителей составил 39,5 года (мужчины - 36,7 года, женщины - 41,8 года).
Несмотря на сложившееся в последние годы увеличение числа родившихся в республике детей и доли в населении лиц моложе трудоспособного возраста, в Республике Башкортостан сохраняется превышение доли населения старше трудоспособного возраста над долей лиц моложе трудоспособного (таблица 1).
ИЗМЕНЕНИЕ
состава населения Республики Башкортостан по укрупненным возрастным группам (на начало года)
(тыс. человек)
Годы | Численность населения в возрасте: | |||||
моложе трудоспособного | трудоспособном | старше трудоспособного | ||||
всего | % | всего | % | всего | % | |
2006 | 760,6 | 18,7 | 2537,3 | 62,4 | 768,4 | 18,9 |
2007 | 737,4 | 18,2 | 2541,3 | 62,7 | 774,7 | 19,1 |
2008 | 729,8 | 18,0 | 2541,4 | 62,7 | 783,6 | 19,3 |
2009 | 729,6 | 18,0 | 2539,6 | 62,6 | 790,2 | 19,5 |
2010 | 736,8 | 18,1 | 2525,2 | 62,1 | 806,5 | 19,8 |
2011 | 744,2 | 18,3 | 2507,1 | 61,6 | 820,8 | 20,2 |
2012 | 752,2 | 18,5 | 2474,4 | 60,9 | 837,7 | 20,6 |
2013 | 764,1 | 18,8 | 2438,7 | 60,1 | 858,2 | 21,1 |
2014 | 778,4 | 19,1 | 2411,9 | 59,3 | 879,4 | 21,6 |
2015 | 793,0 | 19,5 | 2376,1 | 58,4 | 902,9 | 22,2 |