ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2016 года N 45-пп
О внесении изменения в постановление Правительства Оренбургской области от 30 августа 2013 года N 732-пп
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Оренбургской области от 24.12.2018 N 838-пп, вступающего в силу после официального опубликования, но не ранее 1 января 2019 года.
____________________________________________________________________
1. Внести в постановление Правительства Оренбургской области от 30 августа 2013 года N 732-пп "Об утверждении Программы "Воспроизводство и использование природных ресурсов Оренбургской области" на 2014 - 2020 годы" (в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 18 июня 2014 года N 398-пп, от 18 ноября 2014 года N 898-пп, от 30 декабря 2014 года N 1039-пп, от 22 апреля 2015 года N 252-пп, от 8 октября 2015 года N 788-пп, от 29 января 2016 года N 44-пп) следующее изменение:
приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению.
2. Постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.
Губернатор -
председатель
Правительства
Оренбургской области
Ю.А.БЕРГ
Приложение
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 29 января 2016 года N 45-пп
Государственная программа "Воспроизводство и использование природных ресурсов Оренбургской области" на 2014 - 2020 годы
Паспорт государственной программы "Воспроизводство и использование природных ресурсов Оренбургской области" на 2014 - 2020 годы
(далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы | - | министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области |
Соисполнители Программы | - | министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области |
Участники Программы | - | отсутствуют |
Подпрограммы Программы | - | "Развитие лесного хозяйства Оренбургской области" на 2014 - 2020 годы; "Охрана и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания" на 2014 - 2020 годы; "Повышение устойчивости водных биоресурсов и развитие рыбохозяйственного комплекса Оренбургской области" на 2014 - 2020 годы; "Развитие водохозяйственного комплекса Оренбургской области" на 2014 - 2020 годы; "Обеспечение реализации государственной программы" на 2016 - 2020 годы |
Цель Программы | - | обеспечение устойчивого функционирования природных ресурсов Оренбургской области на основе эффективного управления лесами и рыбным хозяйством, рационального использования объектов животного мира; сохранение водных экосистем и обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод |
Задачи Программы | - | обеспечение эффективного и устойчивого управления лесами Оренбургской области; обеспечение охраны и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания на территории Оренбургской области; обеспечение эффективного и устойчивого управления рыбным хозяйством Оренбургской области; обеспечение безопасности водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений, защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод; создание благоприятных экономических и организационно-правовых условий для эффективного развития лесного, охотничьего и рыбного хозяйства Оренбургской области |
Показатели (индикаторы) Программы | - | лесистость территории Оренбургской области; доля лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушения законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в общем количестве возбужденных дел об административных правонарушениях в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов; объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов (годовое значение); доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности (в текущем году); доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий, в общем количестве населения, проживающего на данных территориях |
Срок и этапы реализации Программы | - | 2014 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | - | 2341105,4 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2014 год - 381094,5 тыс. рублей; 2015 год - 363833,4 тыс. рублей; 2016 год - 366796,2 тыс. рублей; 2017 год - 368169,9 тыс. рублей; 2018 год - 339894,7 тыс. рублей; 2019 год - 259601,9 тыс. рублей; 2020 год - 261714,8 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | увеличение лесистости на территории Оренбургской области до 4,65 процента; увеличение к 2020 году численности объектов животного мира: лося - до 1160 голов, оленя - до 178 голов, косули - до 11700 голов, кабана - до 7700 голов, зайца-русака - до 16250 голов, сурка - до 41200 голов, барсука - до 6000 голов, тетерева - до 16650 голов; увеличение к 2020 году объема добычи (вылова) водных биологических ресурсов до 334,0 тонн; увеличение к 2020 году доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий, от общего количества населения, проживающего на территориях, до 31,0 процента; увеличение к 2020 году доли гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, до 0,01 процента |
1. Общая характеристика сферы реализации Программы
Реализация мероприятий Программы направлена на решение приоритетных задач в области охраны, защиты, воспроизводства и использования природных ресурсов Оренбургской области, обеспечение благоприятной окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем, улучшения состояния здоровья населения.
Леса Оренбургской области выполняют защитные, водоохранные, противоэрозионные и рекреационные функции, поэтому сохранение и приумножение лесного богатства нашей области - одна из приоритетных задач.
Сущность лесного хозяйства Оренбургской области - не только пользование лесом, но и его сохранность и воспроизводство. Усиление экологической функции лесов - одно из основных направлений развития области. Общая площадь области составляет 12370,0 тыс. гектаров, леса занимают 638,1 тыс. гектаров, что составляет 4,6 процента.
Лесное хозяйство Оренбургской области в настоящее время продолжает оставаться во многом отраслью, требующей существенной модернизации основных направлений деятельности с учетом современных требований инновационной научно-технической политики.
Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в целях повышения качества жизни граждан, обеспечения рационального использования лесных ресурсов, повышения продуктивности лесов, сохранения их биоразнообразия, носят комплексный характер и требуют скоординированного межведомственного взаимодействия, согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Оренбургской области.
Главная задача развития лесного хозяйства области - разработка и реализация региональной лесной политики как части федеральной с учетом ее экологических, экономических и социальных особенностей.
Вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. В настоящее время основные полномочия в отношении объектов животного мира, в частности охотничьих ресурсов, за исключением находящихся на территориях особо охраняемых природных территорий федерального значения, переданы субъектам Российской Федерации. Государственные полномочия в отношении объектов животного мира на территории области возложены на министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области.
Многократные реформы государственного управления в сфере охраны и использования охотничьих ресурсов, низкое бюджетное финансирование и отсутствие на федеральном уровне программных методов решения задач в данной сфере привели к неудовлетворительным показателям состояния охотничьих ресурсов.
Все процессы, произошедшие за последние десятилетия в экономике и охотничьем хозяйстве, негативным образом отразились и на состоянии охотничье-ресурсного потенциала Оренбургской области.
Площадь охотничьих угодий Оренбургской области составляет 11,8 млн. гектаров, из которых около 9,0 млн. гектаров являются общедоступными.
На территории области обитают 26 видов охотничьих ресурсов, которые составляют неотъемлемую часть ее природного богатства, обеспечивают разнообразие и используются как объекты любительской и спортивной охоты. Принимая во внимание уникальность флоры и фауны области и комплексный подход к вопросам природопользования, необходим научный подход к решению вопроса предоставления территории в пользование.
Негативными факторами, влияющими на численность охотничьих животных, являются аномальная жара, морозы, многоснежье, эпидемии среди животных, изменение среды обитания объектов животного мира в результате хозяйственной деятельности человека.
Значительный урон животному миру наносят браконьеры, имеющие современные средства связи, оружие и технику повышенной проходимости. За последние годы в среднем к административной ответственности привлекались 850 человек, сумма наложенных штрафов составила около 700 тыс. рублей.
Недостаточное количество автотранспортных средств (фактическая потребность в дополнительных транспортных средствах составляет 11 автомобилей и 38 снегоходов), их изношенность не позволяют в полной мере специалистам, осуществляющим охрану объектов животного мира, обеспечить снижение уровня браконьерства.
Водные биологические ресурсы, обитающие на территории Оренбургской области, являются неотъемлемой частью ее природного богатства, обеспечивают его биологическое разнообразие, используются как объекты промышленного, любительского и спортивного рыболовства и составляют основу рыбохозяйственного комплекса. Рыбохозяйственный комплекс Оренбургской области является поставщиком продукции для перерабатывающей промышленности и торговли, потребителем продукции других секторов экономики (услуг сферы транспорта, водоснабжения), обеспечивает занятость населения.
В последние годы в рыбохозяйственном комплексе Оренбургской области имеется проблема, решение которой требует участия органов исполнительной власти Оренбургской области, - малоэффективное использование имеющихся акваторий водоемов рыбохозяйственного значения.
Рыбохозяйственный фонд области включает более 617 рек общей протяженностью около 18 тыс. километров, 252 озера общей площадью 22 тыс. гектаров, 13 крупных водохранилищ, общая площадь которых превышает 35 тыс. гектаров, более 1300 прудов, которые могут быть использованы как для рыболовства, так и для осуществления товарного и/или сельскохозяйственного рыбоводства.
Имеющийся в области фонд рыбохозяйственных водоемов может быть использован в следующих целях:
осуществление промышленного рыболовства;
организация любительского и спортивного рыболовства;
осуществление товарного рыбоводства.
Из общего количества водоемов под цели рыболовства оформлены в пользование не более 10 водных объектов, под цели рыбоводства задействованы около 270 прудов.
Согласно законодательству Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов на водоемах рыбохозяйственного значения (за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных на земельных участках физических, юридических лиц) могут формироваться рыбопромысловые участки, которые впоследствии предоставляются в пользование по результатам конкурса.
Перечни рыбопромысловых и рыбоводных участков разрабатываются на основании предложений граждан, общественных объединений, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), муниципальных образований Оренбургской области, заключений научных организаций, осуществляющих деятельность в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а также в области аквакультуры (рыбоводства), в соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2014 года N 1183 "Об утверждении Правил определения границ водных объектов и (или) их частей, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками".
В Оренбургской области отсутствует актуальная информация о рыбохозяйственном значении водных объектов Оренбургской области (за исключением Ириклинского водохранилища), не проведена оценка их ресурсного потенциала, отсутствует информация об имеющихся запасах водных биоресурсов, что препятствует реализации органами исполнительной власти Оренбургской области закрепленных за ними полномочий в сфере регулирования промышленного, любительского и спортивного рыболовства и охраны водных биоресурсов внутренних водоемов.
Как следствие сложившейся ситуации - минимальное вовлечение в рыбохозяйственный оборот водоемов, людских ресурсов и инвестиций.
Результаты проведения ресурсных исследований по разработке биологического обоснования на вселение стерляди и других ценных видов рыб в реку Урал в пределах Оренбургской области необходимы для эффективного управления рыбохозяйственным комплексом со стороны органов исполнительной власти Оренбургской области и исполнения ими полномочий в области регулирования промышленного, любительского и спортивного рыболовства и товарного рыбоводства. Итог данной работы - мероприятия по выпуску стерляди в реку Урал.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы
На территории Оренбургской области приоритеты государственной политики в сфере охраны, защиты, воспроизводства и использования природных ресурсов определены Стратегией развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года.
Основными целями государственной политики в сфере лесного хозяйства являются обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала, обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, и иными стратегическими документами основными приоритетными направлениями государственной политики в сфере развития рыбохозяйственного комплекса определены:
формирование и реализация механизма долгосрочного и эффективного управления водными биологическими ресурсами, развитие искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, аквакультур;
обеспечение системы мониторинга качества и безопасности водных биологических ресурсов, среды их обитания.
Указанные приоритеты направлены на обеспечение населения области безопасной рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов.
В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствуют утвержденные стратегические документы, определяющие приоритеты государственной политики в сфере развития охотничьего хозяйства на долгосрочную перспективу. В соответствии с докладом о результатах и основных направлениях деятельности Минприроды России на 2011 - 2013 годы приоритетной задачей в сфере охотничьего хозяйства является обеспечение сохранности, увеличения и рационального использования охотничьих ресурсов. С учетом анализа проблем в сфере охотничьего хозяйства были определены следующие направления деятельности:
обеспечение сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов;
обеспечение рационального использования охотничьих ресурсов.
Регулирование отношений в области охраны, защиты, воспроизводства и использования природных ресурсов Оренбургской области представляет собой не только основу для развития экономики и социальной сферы, но и гарантию комфортной жизнедеятельности для нынешних и будущих поколений.
Растительный и животный мир, водные биологические ресурсы являются составной частью окружающей среды и выступают неотъемлемым звеном в цепи экологической системы, активно влияющим на окружающую природную среду.
Оренбургская область является важным индустриально-аграрным регионом Российской Федерации, располагает ограниченными водными ресурсами. На одного жителя области приходится около 430 тыс. куб. метров воды, что значительно ниже средних показателей по стране. Всего Оренбургская область располагает 12,6 куб. километрами воды в год, формирующейся речным стоком в средний год по водности.
Потенциальный ресурс поверхностных вод на территории Оренбургской области представлен бассейнами: реки Урал с главными притоками Орь, Сакмара и Илек, которые формируют свой основной сток на территориях Республики Башкортостан, Республики Казахстан и Челябинской области; реки Самары (бассейн реки Волги) с притоками Большой Уран, Ток, Бузулук, Большой Кинель, которые формируют свой сток на территории Оренбургской области; реки Тобол (бассейн реки Иртыш). На бассейн реки Урал приходится 63,0 процента территории области, на бассейн реки Волги - 31,0 процента, на бассейн реки Тобол - 2,0 процента, бессточная зона (восток области) - 4,0 процента.
За последние десятилетия обострились экологические проблемы, обусловленные мощным антропогенным воздействием на природные системы. Множество технических и социальных факторов приводят к количественным и качественным изменениям природных и техногенных систем, влекущих за собой изменения условий жизнедеятельности человека как в природной среде, так и в социально-экономической сфере.
Многолетние наблюдения показывают, что качество вод поверхностных водных объектов Оренбургской области остается неудовлетворительным.
Значительное влияние на качество воды оказывают сбросы хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод.
В результате хозяйственной деятельности и под воздействием природных и антропогенных факторов на поверхностных водных объектах развиваются негативные процессы: заиление, захламление, истощение и переформирование донного рельефа.
Обострение проблемы наводнений в Оренбургской области непосредственно связано и с прогрессирующим старением основных фондов водного хозяйства вследствие постоянного уменьшения объемов капиталовложений в водную отрасль в течение последних 20 лет. Значительную часть составляют напорные сооружения малых и средних водохранилищ, многие из которых эксплуатируются без ремонта и реконструкции и являются объектами повышенной опасности.
Полномасштабная реализация мероприятий Программы позволит максимально ослабить проявление негативного воздействия вод, значительно сократить ущерб от вредного воздействия вод в паводковый период, повысить водность рек и существенно улучшить условия жизнедеятельности значительного количества жителей области на паводкоопасных территориях и на участках возможных берегообрушений.
Одной из важных причин возникновения проблемы ухудшения состояния водных объектов является также отсутствие комплексной системы наблюдений - мониторинга за состоянием дна, берегов, изменениями морфо-метрических особенностей, состоянием водоохранных зон водных объектов или их частей, позволяющей получить данные для принятия решений по улучшению состояния водных объектов.
Улучшение экологического состояния поверхностных водных объектов, восстановление народно-хозяйственного значения и увеличение водности, уменьшение негативного воздействия паводков на прибрежные территории - важные проблемы, решение которых необходимо для повышения уровня благосостояния и комфортности проживания населения и создания условий, способствующих стабильному социально-экономическому развитию Оренбургской области.