Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2016 - 2020 ГОДЫ"

Раздел II. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Программа разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", Уставом Курганской области, Постановлением Правительства Курганской области от 8 июля 2013 года N 315 "О государственных программах Курганской области", Распоряжением Правительства Курганской области от 2 декабря 2008 года N 488-р "О Стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года".

Программа определяет государственную региональную аграрную политику в Курганской области на период с 2016 по 2020 год, цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в Курганской области, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.

Участниками Программы считаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признаваемые таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", и осуществляющие на территории Курганской области деятельность по направлениям, на поддержку (затраты на возмещение или финансовое обеспечение) которых нацелены мероприятия Программы.

Агропромышленный комплекс является одним из ведущих системообразующих секторов экономики Курганской области, формирующим агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность региона.

Реализация мероприятий приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", целевых программ Курганской области по развитию сельского хозяйства, социальному развитию села, ведомственных целевых программ ДАК положительно отразилась на ситуации в агропромышленном комплексе.

Доля агропромышленного комплекса в валовом региональном продукте составляет 15,4%. В сельской местности проживает 39,3% населения.

В 2013 году в условиях засухи валовый сбор зерна составил 1,5 млн тонн. В 2011 году валовый сбор зерна в первоначально оприходованном весе составил 2,6 млн тонн, урожайность зерновых и зернобобовых культур превысила 22,5 центнера с одного гектара.

В 2006 - 2013 годах инвестиции в основной капитал в агропромышленном комплексе возросли в 1,6 раза, приобретено 1820 тракторов, 1158 комбайнов, 244 посевных и почвообрабатывающих комплекса.

Улучшилось финансово-экономическое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей Курганской области. В 2013 году в сельскохозяйственных организациях уровень рентабельности с учетом субсидий составил 9,1%, удельный вес сельскохозяйственных предприятий, имеющих прибыль, - 70,5%. В 2006 - 2013 годах среднемесячная заработная плата одного работника в сельском хозяйстве выросла в 3,4 раза, в пищевой промышленности - в 2 раза.

Вместе с тем в развитии агропромышленного комплекса имеются существенные проблемы. В 2013 году не обрабатывалось 22% пашни, энергообеспеченность составила 136 лошадиных сил в расчете на 100 гектаров посевной площади, в расчете на душу населения производство мяса в убойном весе составило 52 кг, яиц - 140 штук. На 1 января 2014 года общая задолженность сельскохозяйственных организаций превысила 7,6 млрд рублей, или превысила годовую выручку от реализации продукции в 1,1 раза, а по отношению к прибыли - в 12,4 раза.

В 2012 году использование производственных мощностей по выпуску колбасных изделий составило 80,0%, масла сливочного - 47,0%, сыров - 49,3%, комбикормов - 44,9%. Производительность труда в пищевой промышленности в Курганской области в среднем ниже, чем в Российской Федерации.

Основными причинами существующих проблем в развитии агропромышленного комплекса в Курганской области являются:

неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и материально-технические, энергетические ресурсы, неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, несовершенство земельных отношений в аграрной сфере;

низкий уровень инвестиционной и инновационной привлекательности при производстве сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных средств;

слабое государственное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

финансовая неустойчивость сельского хозяйства, низкий уровень конкурентоспособности большинства товаропроизводителей, слабое развитие страхования в аграрном секторе экономики;

неэффективное использование земельных, трудовых, сырьевых ресурсов, межотраслевые диспропорции в агропромышленном комплексе, слабое развитие интеграционных и кооперационных процессов в агропромышленном комплексе;

отставание социальной инфраструктуры сельских территорий от городов, низкий уровень жизни, занятости сельского населения, дефицит квалифицированных кадров.