Концепция развития потребительского рынка Ростовской области до 2020 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с Организационным планом мероприятий по реализации в 2012 году Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 N 2067.
Концепция определяет стратегические цели государственной (региональной) политики в сфере развития потребительского рынка Ростовской области, которые соответствуют положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что политика российского государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и согласуются с долгосрочными приоритетами, обозначенными в указах и посланиях Президента Российской Федерации, и с целевыми ориентирами основных стратегических документов, принятых на долгосрочную перспективу на федеральном и региональном уровне:
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", определивший первоочередные меры в области стратегического планирования социально-экономического развития страны: обеспечение устойчивости экономического роста, увеличение реальных доходов граждан Российской Федерации и достижение технологического лидерства российской экономики;
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, одним из приоритетных направлений которой является создание условий для устойчивого развития сельских территорий, обеспечение продовольственной безопасности регионов Российской Федерации, повышение конкурентоспособности российской экономики и улучшение уровня и качества жизни на селе;
Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, ориентированная на ускоренный экономический рост на основе инновационных технологий и направленная на достижение главной стратегической цели - существенное и постоянное повышение уровня и качества жизни населения.
При разработке Концепции учтены также приоритетные цели и задачи, обозначенные в следующих отраслевых стратегических и программных документах:
Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010-2015 годы и период до 2020 года, разработанной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, направленная на создание эффективной товаропроводящей инфраструктуры, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Российской Федерации, обеспечивающей эффективную дистрибуцию для производителей и удовлетворение потребностей населения;
Концепция развития потребительской кооперации в Российской Федерации до 2015 года, призванная обеспечить стабильное развитие потребительского рынка страны на селе за счет повышения занятости и уровня жизни сельского населения, удовлетворения потребностей в товарах и услугах;
Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, целью которой с одной стороны, является создание условий для устойчивого развития сельских территорий, вывода их на качественно новый уровень развития, обеспечивающий комплексное сбалансированное решение экономических и социальных задач, с другой - обеспечение продовольственной безопасности страны в целом, повышение конкурентоспособности российской экономики и благосостояния граждан;
Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, предполагающей сформировать правовую, организационную и финансовую базы, создать условия, позволяющие реализовать меры по преодолению сложившихся негативных тенденций, связанных с большим объемом потребления населением алкогольной продукции;
Подпрограмма "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности и конкуренции на продовольственном рынке Ростовской области на 2011-2014 годы" Областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2014 годы, утвержденная постановлением Правительства Ростовской области от 30.11.2009 N 633 (в редакции от 26.09.2012 N 922).
Концепция соответствует требованиям федеральных законов:
от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", регулирующий отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках;
от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", впервые принятый в России с целью создания правового поля и формирования конкурентной среды на потребительском рынке, а также поддержки российских товаропроизводителей и обеспечения доступности для населения широкого ассортимента качественных товаров.
Исходя из вышеперечисленных приоритетов долгосрочного развития страны основными стратегическими целями Концепции являются:
создание условий для устойчивого сбалансированного развития потребительского рынка Ростовской области в целях максимально полного удовлетворения возрастающих потребностей населения в товарах и услугах;
обеспечение для абсолютного большинства населения доступности потребительского рынка в цивилизованных формах его организации в целях создания комфортных условий проживания и повышения качества жизни населения в Ростовской области;
обеспечение прав граждан на безопасность и качество товаров, усиление государственных гарантий защиты прав потребителей.
Концепция базируется на следующих принципах:
согласованность основных приоритетов проводимой политики с основополагающими положениями стратегических документов, принятых на федеральном и региональном уровнях;
системность принимаемых организационных решений, ответственность за соблюдение норм и требований законодательства на всех уровнях управления и координации деятельности;
сбалансированность - создание условий для баланса интересов производителей и потребителей в целях сбалансированного развития потребительского рынка Ростовской области в целом;
открытость - создание условий для обеспечения полной организационной и финансовой прозрачности деятельности, обеспечения информационного сопровождения проводимой политики, активного использования современных средств массовой информации.
Концепция рассматривает сферы деятельности потребительского рынка в пределах компетенции департамента потребительского рынка Ростовской области: розничную торговлю, общественное питание и бытовое обслуживание.