Поддержание правопорядка в современных условиях во многом зависит от эффективности действий сотрудников правоохранительных органов по выявлению правонарушений и лиц, их совершивших. Уровень правопорядка в регионе влияет на формирование оценки гражданами деятельности не только правоохранительных органов, но и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Повышение уровня правопорядка способствует социально-экономическому развитию региона и его инвестиционной привлекательности.
Реформа органов внутренних дел повлекла существенное сокращение личного состава, задействованного в структурных подразделениях, отвечающих за профилактику правонарушений и раскрытие преступлений. В последние годы все более актуальным становится требование о наличии объективных доказательств виновности лица, совершившего административное правонарушение или преступление. В связи с этим применение современных средств систем видеонаблюдения имеет большое значение для реализации принципа неотвратимости ответственности и повышения уровня предупреждения правонарушений.
Вопросы охраны общественного порядка и общественной безопасности относятся к предмету совместного ведения федерального и регионального уровней. Возможности федерального финансирования органов внутренних дел по приобретению современного технического оборудования ограничены. В 6 городах области, в том числе и областном центре, был развернут аппаратно-программный комплекс "Безопасный город" (далее - АПК), что позволило создать комплексную автоматизированную информационную систему "Безопасный регион".
Построение АПК по модульному принципу позволило постепенно расширить охват территории, модернизировать и дополнять отдельные элементы составляющих его систем, повышая их эффективность. Необходимость дальнейшего развития АПК очевидна, так как он позволяет в конечном итоге снижать уровень преступности, особенно уличной, повышать уровень комфортности условий жизни для граждан и общественной безопасности. АПК используется не только органами полиции, но и другими оперативными службами, что влияет на общее состояние безопасности региона.
Всесторонняя активизация профилактической работы способствовала поступательному снижению отдельных показателей состояния криминогенной обстановки в области.
Вместе с тем обострение кризисных процессов в экономике, нарастание социальной напряженности в обществе усугубили проблемы социальной дезадаптации как взрослых, так и детей, что может повлиять на осложнение криминогенной обстановки в области.
В 2015 году в Ярославской области зарегистрировано 21759 преступлений, что на 40,3 процента больше, чем в 2014 году (15512). Также отмечается рост числа тяжких и особо тяжких преступных деяний на 23,7 процента (с 3862 до 4778).
Продолжает оставаться высоким уровень преступности среди несовершеннолетних. В 2015 году криминальная активность несовершеннолетних возросла на 30,4 процента (с 451 до 588).
Проблема трудоустройства и, как следствие, отсутствие легальных доходов лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, способствуют совершению ими повторных правонарушений. В 2015 году на 4,2 процента (с 3429 до 3573) возросло количество преступлений, совершенных ранее судимыми лицами. Продолжается рост количества преступлений, совершенных лицами без постоянного источника дохода (на 16,2 процента, с 4477 до 5202).
Возросло количество преступлений, совершенных лицам в состоянии алкогольного (рост на 20,2 процента, с 2662 до 3200) и наркотического (рост на 30,8 процента, с 253 до 331) опьянения.
В целях обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности, общей профилактики правонарушений в соответствии с постановлением Губернатора области от 14.03.2000 N 171 "О проведении профилактических мероприятий" необходимо продолжить практику выплаты гражданам денежного вознаграждения за добровольную сдачу незаконно хранящегося оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 2 апреля 2014 года N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", статьей 6 Закона Ярославской области от 8 апреля 2015 г. N 26-з "Об отдельных вопросах участия граждан в охране общественного порядка на территории Ярославской области" в целях содействия гражданам, участвующим в поиске лиц, пропавших без вести, необходимо реализовать мероприятие по размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и средствах массовой информации общедоступной информации для эффективного поиска лиц, пропавших без вести.
В целях профилактики экстремизма и терроризма на территории области и реализации положений Федеральных законов от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" и от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" необходимо провести ряд соответствующих мероприятий, в том числе увеличить количество видеокамер в местах массового пребывания граждан на территории города Ярославля, включая места, специально отведенные для проведения публичных мероприятий. Также необходимо внедрение стационарных комплексов контроля доступа на объекты транспортной инфраструктуры.
Для решения имеющихся проблем необходимы целенаправленные скоординированные действия органов государственной власти Ярославской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований области и других субъектов профилактики правонарушений в соответствии с действующим законодательством, в том числе и в рамках реализации ОЦП.