Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО, НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

II. ПОЛИТИКА И СТРАТЕГИЯ


2.1. Цель, этапы и задачи областной программы


Главная цель областной программы - создание организационных, институциональных и содержательных основ для государственной политики в сфере образования. Программа рассчитана на 1993 - 1995 гг. и период до 2000 года. Она исходит из того, что смена государственно-политического устройства, социально-экономического строя в России в 1991 - 1992 гг. создает принципиально новую ситуацию в сфере образования.

С учетом особенностей указанного периода программа разбита на два этапа.

На первом этапе, охватывающем 1993-1995 гг., основное содержание определяется в рамках мер по проведению всеобъемлющих социально-экономических реформ, выхода страны из кризиса. В число ключевых задач программы на этом этапе входят:

- дальнейшая разработка и переход к практической реализации новой политики и стратегии образования, адекватной потребностям общества;

- определение и осуществление комплекса мер, направленных на преодоление кризисных явлений в сфере образования, создания нормативно-правовой базы, новых институтов, механизмов и инструментов его реформирования;

- обеспечение сохранности контингента, учреждений и ресурсов образования, реализация стабилизационных мер, обеспечивающих содержание и функционирование образовательных учреждений;

- создание организационно-экономических механизмов деятельности образовательных учреждений, адекватных рыночным отношениям, включая многоканальное финансирование из внебюджетных источников, укрепление системы налоговых льгот, субсидий и фондов, закрепление собственности за учреждениями образования, формирование рынка образовательных услуг;

- преодоление структурных диспропорций в сфере образования, его разгосударствление, разработка и освоение нового содержания образования и воспитания подрастающего поколения, трансформация системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров применительно к условиям рыночной экономики.

В итоге первого этапа должны быть решены наиболее болезненные проблемы реформирования образовательных учреждений. Одновременно начнется разработка мероприятий и целевых проектов, создающих предпосылки для модернизации сферы образования.

В числе задач второго этапа следует выделить:

- становление многообразной, разветвленной системы образования, определение баланса между различными секторами образовательного комплекса (государственным и частным, формальным и неформальным, общим и профессиональным образованием детей и взрослых);

- перенос центра тяжести в регулировании сферы образования с федерального на региональный и локальный уровень и, соответственно, создание условий для формирования политики в этой сфере по линии "снизу вверх";

- повышение уровня образования и подготовки кадров, возобновление количественного роста образовательной сферы;

- существенное повышение уровня оплаты и качества жизни работников образовательных учреждений, усиление конкурентных начал в их подборе на работу;

- модернизация материально-технической базы учреждений образования на новой научно-технической основе;

- расширение рынка образовательных услуг и усиление конкурентных механизмов, в том числе путем использования государственной системы аккредитации, аттестации и лицензирования заведений.

Реализация второго этапа программы должна не только модернизировать систему образования, но и сформировать новый социальный характер людей, новые нормы их жизнедеятельности и общения.


2.2. Выбор стратегии


В исторических традициях России - использование мобилизационных, прорывных стратегий решения назревших проблем. Применение этих стратегий во многом способствовало стремительному подъему отечественного образования, культуры и науки в конце XVIII-начале XIX века, а также уникально быстрому преодолению в XX веке разрыва России со странами Западной Европы и Северной Америки в массовости обучения детей и масштабах подготовки специалистов.

Однако использование прорывных стратегий связано со значительными лишениями, как правило, не дает прочных результатов, вызывая последующее замедление развития, рецидивы отставания. Сегодня, в условиях перехода к рынку, ни одна из социальных групп не пойдет на дополнительные лишения ради получения не потребительских, а духовных благ, даже если они сулят будущее процветание.

Серьезные опасения вызывает и минимальная стратегия, гарантирующая лишь выживание, сохранность ключевых элементов системы образования. Она предусматривает распространение на образование национального режима экономики, подразумевает отказ не только от роста, но и модернизации. Она не совместима с Законом "Об образовании", чревата новыми потрясениями в жизни страны.

Более приемлема промежуточная, сбалансированная стратегия. Она должна ориентироваться на решение лишь ключевых задач, а также на удовлетворение тех потребностей и запросов, которые гарантируют не только выживание, но и модернизацию образования как социального организма. При ее реализации должны быть обеспечены:

- поддержание социального и экономического статуса основного ядра педагогических кадров на уровне, приближающемся к их экономическим и моральным запросам;

- удовлетворение некой критической величины социального спроса на образование, обеспечение его доступности в достаточно широких пределах.