1.1. Современное состояние и тенденции развития образования в области
Амурская область располагает разветвленной системой образования, включающей на 1 января 1994 учебного года 834 детских дошкольных учреждения, 502 общеобразовательных школы, 18 вечерних школ, 18 интернатных учреждений, 101 внешкольное учреждение, 3 средних специальных учебных заведения (педагогические училища), 29 профессионально-технических училищ. Только в дневных и вечерних общеобразовательных школах обучаются около 140 тыс. детей и около 74 тыс. в детских дошкольных учреждениях. Вместе с учащимися профтехучилищ и других учебных заведений различными формами обучения охвачены примерно 20 процентов населения области. Анализ динамики изменения численности учащихся за последние 5 лет показывает, что численность учащихся остается практически на одном уровне.
В школах, дошкольных учреждениях области работают более 13 тыс. педагогов, в том числе около 10 тыс. учителей. Осуществляется непрерывное повышение квалификации педагогических кадров. Основным источником пополнения школ и дошкольных учреждений кадрами являются Благовещенский педагогический институт и три педучилища. Ежегодно в учреждения образования направляются около тысячи выпускников пединститута и педучилищ. Однако потребность в учителях остается высокой и в целом составляет 1200 - 1300 человек.
За последние годы произошли изменения в обеспечении, строительстве, оснащении объектов образования. За 5 лет построены 58 школ. Финансирование образовательных учреждений практически полностью осуществляется за счет бюджета.
Систему образования области, как и всей страны, до самого последнего периода отличали: высокая степень централизации и унификации, единообразное устройство учебно-воспитательных учреждений; их концентрация в ведении государства; жесткий идеологический контроль за содержанием обучения и воспитания, духовной жизнью учащихся и педагогов.
В то же время сложившаяся система образования укрепляла своим потенциалом государственную мощь и цементировала общественное сознание. Она стимулировала социальную мобильность молодежи и предоставляла широкие гарантии бесплатного образования на всех уровнях, что, в свою очередь, обеспечило его массовость и общедоступность.
С конца 70-х годов позитивные начала в развитии системы образования вступали во все более острое противоречие с ее косным социально-административным укладом. Все более ощутимо давал о себе знать заниженный уровень жизни работников образовательных учреждений, сдерживавший профессиональный и творческий рост кадров, вызывавший миграцию в другие отрасли народного хозяйства, а в 80 - 90 гг. - и эмиграцию.
Концентрация сил и средств преимущественно на строительстве новых образовательных учреждений тормозила модернизацию ранее созданных учебных центров. Кроме того, средства и ресурсы образовательных учреждений вплоть до сего времени не являются их собственностью, что порождает бесхозяйственность, включая безвозвратное уничтожение накопленных материальных ценностей.
Сосредоточение в руках государства всех рычагов воздействия на ресурсы образования сводило к минимуму поддержку образовательных учреждений со стороны науки и производства. Не имели возможности внести свой вклад в развитие образования его потребители, т. е. кому оно предназначалось - учащиеся и их родители, а также наниматели выпускников образовательных учреждений. Отсюда крайне слабая чуткость образовательного комплекса к реальным потребностям личности, общества и экономики, фактическое отсутствие рынка образовательных услуг.
Реформаторские усилия последнего периода способствовали последовательной демократизации образования, открыли возможность для развития альтернативных типов образовательных учреждений, преодоления изоляции от внешнего мира.
Вместе с тем, проведение реформ в условиях экономического и политического кризиса вызвало нарастание противоречий внутри образовательного комплекса, выразившееся в преобладании разрушительных тенденций над созданием нового, снижении социальной защищенности учащихся и педагогов, количественном свертывании образования. Названные вопросы хорошо просматриваются на основании анализа системы общего среднего образования Приамурья.
Из 502 общеобразовательных школ 120 - городские, 382 - сельские; в них обучаются, соответственно, 81634 и 55840 учащихся. Количество школ на селе в 3 раза больше, чем в городе, а численность городских школьников больше, чем сельских.
Все школы городов работают в две смены.
На селе во вторую смену обучаются 14,8 процента учащихся (по России - 22,0 процента).
Анализ динамики типов общеобразовательных школ показывает существенное отличие показателей Амурской области от Российской Федерации. Например, доля средних школ области составляет сегодня 57,8 процента от общего количества. По РФ, соответственно, - 32,8 процента.
Особую тревогу вызывает состояние обученности и воспитанности школьников области. За 5 лет втрое выросло количество второгодников и составило в 1991 году цифру 4456 человек, вдвое увеличился отсев учащихся, составив соответственно цифру почти в 1,5 тысячи. Подростки с низким уровнем знаний, неразвитой мотивацией учения чаще всего покидают дневную школу и переходят в школы рабочей молодежи. В то же время наполняемость школ рабочей молодежи сокращается, а контингент несовершеннолетних растет.
Резко увеличилась стоимость содержания, обучения и воспитания детей в общеобразовательных учреждениях. Во многих школах, особенно сельских, по причине удорожания питания закрылись школьные столовые.
Растет число детей, оставшихся без попечения родителей, наметилась тенденция к отказу от опеки и усыновления. В области свыше 800 детей - сирот, свыше 1300 - оставшихся без попечения родителей.
Растет детская заболеваемость. Сегодня могут быть признаны здоровыми 20 процентов детей и подростков. Более 40 тыс. стоят на диспансерном учете.
Не менее тревожны факты и в сфере нравственного здоровья подрастающего поколения. От 15 до 30 процентов школьников являются социально-педагогически запущенными детьми, часть из них становится компонентом асоциальной среды, участниками правонарушений. За последние пять лет количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, увеличилось на 56 процентов.
Одной из причин оттока детей на улицу - дефицит мест на предприятиях и учреждениях. Значительное повышение цен на культурно-зрелищные, спортивные мероприятия, введение платных кружков сделало недоступными их для большинства учащихся. Отсюда и стремление заработать деньги любыми путями стало приоритетным в психологии детей школьного возраста. В то же время службы по трудоустройству занимаются предоставлением рабочих мест только подросткам, достигшим 16 лет.
В области остро стоит кадровая проблема. В 1992 году резко сокращен прием в педагогические учебные заведения. Причины: изменение учебных планов и программ, что обусловило различные сроки обучения и выпуска (БГГИ, ПУ-1), нехватка учебных площадей (БГПИ), снижение спроса на специалистов (ПУ-3). В среднем 30 процентов учащейся молодежи покидают учебные заведения в силу объективных и субъективных причин: падение престижа педагогической профессии, слабая теоретическая подготовка, сложные жилищные условия и т. д. Более 3 тыс. учителей ушли из школ области за последние 3 года. Одним словом, создалась присущая периодам кризисного развития ситуация, когда наблюдается одновременное обострение прошлых и вновь возникших проблем, когда реформы, вместо преодоления назревших противоречий, вызывают их нарастание. Вот почему самой наибольшей и неотложной проблемой, которая должна быть решена, является стабилизация в сфере образования.
Возможности стабилизации и дальнейшей модернизации образования основываются на приоритетных направлениях развития экономики области - агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности, золотодобычи, развитии энергетики, а также отраслей по глубокой переработке древесины, производства стройматериалов, лекарственных препаратов, развития туризма и внешнеэкономических связей, которые в сочетании с экологической стабильностью должны создать базу для проведения реформы, понимаемой уже не в смысле разрушения отживших порядков, а в качестве новаторского социально-педагогического и организационного проекта.
1.2. Проблемы, решаемые областной программой
Главная проблема, на решение которой направлена областная программа, - проблема переустройства сферы образования на новых принципах, соответствующих утверждающимся государственно-политическим и социально-экономическим отношениям и закрепленных Законом РФ "Об образовании". Решение этой проблемы предполагает смену способа функционирования и развития образовательных учреждений, начиная с изменения отношений между теми, кто учит, и теми, кто учится, между учреждениями образования и обществом, экономикой и государством и кончая духовной жизнью учащихся и педагогов, где на смену идеологическому схематизму прошлого должно пройти незамутненное сознание, ориентированное на реальные жизненные силы.