ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 1994 года N 438
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО, НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", постановлением Главы Администрации области от 28 апреля 1993 года N 137, в целях стабилизации и дальнейшего развития общего, начального профессионального и среднего педагогического образования области постановляю:
1. Утвердить Программу развития общего, начального профессионального и среднего педагогического образования Амурской области (приложение).
2. Главам администраций городов и районов области в соответствии с областной программой разработать программу развития образования территорий.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на Казнадия В.И.
Глава Администрации
Амурской области
В.П.ПОЛЕВАНОВ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Программа развития общего образования области (проект) разработана в соответствии с постановлением Главы Администрации области от 28 апреля 1993 года N 137.
Сферой действия программы является стабилизация и дальнейшая модернизация образования области. Программа составлена в соответствии с Законом РФ "Об образовании".
Концепция областной Программы основана на положениях Закона РФ "Об образовании", федеральной программы (проекта), анализе современной ситуации в стране и области, принципиальных сдвигов в сфере образования, отвечающих преобразованиям в государственно-политическом строе и социально-экономических отношениях.
Программа является организационно-управленческим проектом, направленным на практическое использование.
Ее содержание определяется общими принципами в сфере образования, закрепленными законодательством, данными объективного анализа, теми идеалами, целями и ценностями, которыми руководствуются наиболее влиятельные общественные силы - идеалами процветающей, демократической, свободомыслящей России, способной создать достойные условия для подготовки и воспитания нового поколения.
Охватывая продолжительный период, отличительной чертой которого являются стремительные перемены во всех сферах общества, областная программа должна регулярно пересматриваться в соответствии с реальными условиями жизни, с выходом в свет законодательных документов, а также на основе ежегодных докладов о состоянии и перспективах развития образования области по итогам их рассмотрения Главой Администрации области.
1.1. Современное состояние и тенденции развития образования в области
Амурская область располагает разветвленной системой образования, включающей на 1 января 1994 учебного года 834 детских дошкольных учреждения, 502 общеобразовательных школы, 18 вечерних школ, 18 интернатных учреждений, 101 внешкольное учреждение, 3 средних специальных учебных заведения (педагогические училища), 29 профессионально-технических училищ. Только в дневных и вечерних общеобразовательных школах обучаются около 140 тыс. детей и около 74 тыс. в детских дошкольных учреждениях. Вместе с учащимися профтехучилищ и других учебных заведений различными формами обучения охвачены примерно 20 процентов населения области. Анализ динамики изменения численности учащихся за последние 5 лет показывает, что численность учащихся остается практически на одном уровне.
В школах, дошкольных учреждениях области работают более 13 тыс. педагогов, в том числе около 10 тыс. учителей. Осуществляется непрерывное повышение квалификации педагогических кадров. Основным источником пополнения школ и дошкольных учреждений кадрами являются Благовещенский педагогический институт и три педучилища. Ежегодно в учреждения образования направляются около тысячи выпускников пединститута и педучилищ. Однако потребность в учителях остается высокой и в целом составляет 1200 - 1300 человек.
За последние годы произошли изменения в обеспечении, строительстве, оснащении объектов образования. За 5 лет построены 58 школ. Финансирование образовательных учреждений практически полностью осуществляется за счет бюджета.
Систему образования области, как и всей страны, до самого последнего периода отличали: высокая степень централизации и унификации, единообразное устройство учебно-воспитательных учреждений; их концентрация в ведении государства; жесткий идеологический контроль за содержанием обучения и воспитания, духовной жизнью учащихся и педагогов.
В то же время сложившаяся система образования укрепляла своим потенциалом государственную мощь и цементировала общественное сознание. Она стимулировала социальную мобильность молодежи и предоставляла широкие гарантии бесплатного образования на всех уровнях, что, в свою очередь, обеспечило его массовость и общедоступность.
С конца 70-х годов позитивные начала в развитии системы образования вступали во все более острое противоречие с ее косным социально-административным укладом. Все более ощутимо давал о себе знать заниженный уровень жизни работников образовательных учреждений, сдерживавший профессиональный и творческий рост кадров, вызывавший миграцию в другие отрасли народного хозяйства, а в 80 - 90 гг. - и эмиграцию.
Концентрация сил и средств преимущественно на строительстве новых образовательных учреждений тормозила модернизацию ранее созданных учебных центров. Кроме того, средства и ресурсы образовательных учреждений вплоть до сего времени не являются их собственностью, что порождает бесхозяйственность, включая безвозвратное уничтожение накопленных материальных ценностей.
Сосредоточение в руках государства всех рычагов воздействия на ресурсы образования сводило к минимуму поддержку образовательных учреждений со стороны науки и производства. Не имели возможности внести свой вклад в развитие образования его потребители, т. е. кому оно предназначалось - учащиеся и их родители, а также наниматели выпускников образовательных учреждений. Отсюда крайне слабая чуткость образовательного комплекса к реальным потребностям личности, общества и экономики, фактическое отсутствие рынка образовательных услуг.
Реформаторские усилия последнего периода способствовали последовательной демократизации образования, открыли возможность для развития альтернативных типов образовательных учреждений, преодоления изоляции от внешнего мира.
Вместе с тем, проведение реформ в условиях экономического и политического кризиса вызвало нарастание противоречий внутри образовательного комплекса, выразившееся в преобладании разрушительных тенденций над созданием нового, снижении социальной защищенности учащихся и педагогов, количественном свертывании образования. Названные вопросы хорошо просматриваются на основании анализа системы общего среднего образования Приамурья.
Из 502 общеобразовательных школ 120 - городские, 382 - сельские; в них обучаются, соответственно, 81634 и 55840 учащихся. Количество школ на селе в 3 раза больше, чем в городе, а численность городских школьников больше, чем сельских.
Все школы городов работают в две смены.
На селе во вторую смену обучаются 14,8 процента учащихся (по России - 22,0 процента).
Анализ динамики типов общеобразовательных школ показывает существенное отличие показателей Амурской области от Российской Федерации. Например, доля средних школ области составляет сегодня 57,8 процента от общего количества. По РФ, соответственно, - 32,8 процента.
Особую тревогу вызывает состояние обученности и воспитанности школьников области. За 5 лет втрое выросло количество второгодников и составило в 1991 году цифру 4456 человек, вдвое увеличился отсев учащихся, составив соответственно цифру почти в 1,5 тысячи. Подростки с низким уровнем знаний, неразвитой мотивацией учения чаще всего покидают дневную школу и переходят в школы рабочей молодежи. В то же время наполняемость школ рабочей молодежи сокращается, а контингент несовершеннолетних растет.
Резко увеличилась стоимость содержания, обучения и воспитания детей в общеобразовательных учреждениях. Во многих школах, особенно сельских, по причине удорожания питания закрылись школьные столовые.
Растет число детей, оставшихся без попечения родителей, наметилась тенденция к отказу от опеки и усыновления. В области свыше 800 детей - сирот, свыше 1300 - оставшихся без попечения родителей.
Растет детская заболеваемость. Сегодня могут быть признаны здоровыми 20 процентов детей и подростков. Более 40 тыс. стоят на диспансерном учете.
Не менее тревожны факты и в сфере нравственного здоровья подрастающего поколения. От 15 до 30 процентов школьников являются социально-педагогически запущенными детьми, часть из них становится компонентом асоциальной среды, участниками правонарушений. За последние пять лет количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, увеличилось на 56 процентов.
Одной из причин оттока детей на улицу - дефицит мест на предприятиях и учреждениях. Значительное повышение цен на культурно-зрелищные, спортивные мероприятия, введение платных кружков сделало недоступными их для большинства учащихся. Отсюда и стремление заработать деньги любыми путями стало приоритетным в психологии детей школьного возраста. В то же время службы по трудоустройству занимаются предоставлением рабочих мест только подросткам, достигшим 16 лет.
В области остро стоит кадровая проблема. В 1992 году резко сокращен прием в педагогические учебные заведения. Причины: изменение учебных планов и программ, что обусловило различные сроки обучения и выпуска (БГГИ, ПУ-1), нехватка учебных площадей (БГПИ), снижение спроса на специалистов (ПУ-3). В среднем 30 процентов учащейся молодежи покидают учебные заведения в силу объективных и субъективных причин: падение престижа педагогической профессии, слабая теоретическая подготовка, сложные жилищные условия и т. д. Более 3 тыс. учителей ушли из школ области за последние 3 года. Одним словом, создалась присущая периодам кризисного развития ситуация, когда наблюдается одновременное обострение прошлых и вновь возникших проблем, когда реформы, вместо преодоления назревших противоречий, вызывают их нарастание. Вот почему самой наибольшей и неотложной проблемой, которая должна быть решена, является стабилизация в сфере образования.
Возможности стабилизации и дальнейшей модернизации образования основываются на приоритетных направлениях развития экономики области - агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности, золотодобычи, развитии энергетики, а также отраслей по глубокой переработке древесины, производства стройматериалов, лекарственных препаратов, развития туризма и внешнеэкономических связей, которые в сочетании с экологической стабильностью должны создать базу для проведения реформы, понимаемой уже не в смысле разрушения отживших порядков, а в качестве новаторского социально-педагогического и организационного проекта.
1.2. Проблемы, решаемые областной программой
Главная проблема, на решение которой направлена областная программа, - проблема переустройства сферы образования на новых принципах, соответствующих утверждающимся государственно-политическим и социально-экономическим отношениям и закрепленных Законом РФ "Об образовании". Решение этой проблемы предполагает смену способа функционирования и развития образовательных учреждений, начиная с изменения отношений между теми, кто учит, и теми, кто учится, между учреждениями образования и обществом, экономикой и государством и кончая духовной жизнью учащихся и педагогов, где на смену идеологическому схематизму прошлого должно пройти незамутненное сознание, ориентированное на реальные жизненные силы.
Решение этой кардинальной проблемы требует создания вполне определенных предпосылок. Прежде всего, - стабилизация, оздоровление ситуации в образовательных учреждениях и органах управления ими. В свете этого областная программа направлена на скорейшее преодоление кризиса образования, предусматривая осуществление сильных практических мер.
И, наконец, - модернизация образования, преодоление имеющегося отставания в данной сфере, накопление потенциала для достижения нового качества в деятельности учреждений образования.
Руководствуясь Законом РФ "Об образовании", областное управление, городские, районные отделы отрасли принимали меры по поддержанию функционирования образовательных учреждений, плавному переходу в рыночные отношения. В результате, в области сохранена сеть общеобразовательных школ, дошкольных и внешкольных учреждений, профессионально-технических и педагогических училищ.
В соответствии с Законом РФ "Об образовании" создавалась нормативно-правовая база каждого образовательного подразделения. Принимались уставы, заключались учредительные договоры.
Отрегулирован механизм отношений областных и муниципальных органов власти и управления в сфере образования. На всей территории области право быть учредителем делегировано отделам образования. Входит в практику лицензирование образовательных учреждений всех типов. Все учреждения образования пролицензированы к началу нового учебного года (1993 - 1994 гг.). В ближайшей перспективе предстоит их аттестация и аккредитация.
В соответствии с законодательными актами (Закон РФ "Об образовании", Положение о различных типах учебных заведений) идет процесс децентрализации управления в системе образования. Происходят изменения во взаимоотношениях между образовательными учреждениями и органами управления образованием.
Учебным заведениям предоставлена самостоятельность в выборе стратегии развития, целей, содержания и методов работы, юридическая, финансовая и экономическая самостоятельность. В результате заметно обозначился процесс дифференциации образовательной сети, обновления содержания образования. Если в 1991 - 92 учебном году функционировали две школы - гимназии, две школы с прогимназическими классами, 8 специализированных школ и 193 класса с углубленным изучением отдельных предметов, то в 1993 году стали 3 школы - гимназии, одна гимназия, открыты 22 прогимназических и лицейских класса, 12 специализированных школ. При 65 школах созданы 233 класса с углубленным изучением предметов, появились классы, спрофилированные на ВУЗ. Зарегистрированы две государственно-общественные (частные) школы. Получают распространение образовательные комплексы типа "детский сад - школа", "детский сад - школа - училище", "школа - техникум", "школа - вуз". Интернатные учреждения реорганизуются в Дома детства. Все учебные заведения работают по индивидуальным планам и программам, в основу которых положен базовый компонент образования. Ряд дисциплин ведется по авторским программам. Внедряются новые учебные курсы (логика, психология, экология и т. д.). Все новые разработки проходят экспертизу в областном экспертном совете при управлении образования.
Входит в практику частичная плата за образовательные услуги (дополнительные внепрограммные курсы, углубленное изучение отдельных предметов).
Многие школы переходят на вариативные учебные планы. В 1992 - 1993 учебном году 71 школа работала по переходным вариантам учебных планов, 18 перешли на базисный план. Идет обсуждение проекта Госстандарта по учебным дисциплинам, принятие которого позволит установить обязательный уровень подготовки школьников в любом среднем учебном заведении при многообразии обучения.
Обновление содержания образования не ограничивается рамками школы. Идет реформирование внешкольной системы. За последние два года все 90 учреждений дополнительного образования прошли реорганизацию. Дома пионеров стали центрами детского творчества.
Появились объединения (ассоциации) юных техников, туристов и спортсменов. 9 внешкольных учреждений перешли на новые условия хозяйствования, что позволило оперативно реагировать на финансовую нестабильность, вести поиск дополнительных средств.
Много проблем стоит перед профессионально-техническим и дошкольным образованием. В связи с отсутствием в области прогноза развития производительных сил на ближайшие годы профподготовка молодых рабочих зачастую не соответствует потребностям рынка рабочей силы. В то же время принимаются меры по перепрофилированию, созданию новых типов учебных заведений. Так, на базе Серышевского ПТУ N 16 открыт агротехнический лицей при содействии Дальневосточного агроуниверситета, прорабатывается вопрос по открытию на базе ряда училищ технических лицеев, планируется создание агрошколы на базе Мазановской школы - интерната N 5 для детей - сирот, филиалов ПТУ на базе школы - интерната N 12 г. Свободного, Юхтинской спецшколы.
Малочисленны и представляют скорее исключения новые формы воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях области, главная проблема которых - проблема выживания.
Опыт, пусть небольшой, в системе реформирования образования в области накоплен. Областная программа призвана мобилизировать все общественные силы, чтобы стабилизировать систему образования, проложить путь к его дальнейшей трансформации в соответствии с новыми потребностями общества. На этой основе заложить предпосылки для модернизации всей системы обучения новых поколений и профессиональной подготовки кадров.
1.3. Социально-экономическое обоснование
Областная, как и федеральная, программа предполагает осуществление широкого комплекса изменений в образовании с долгосрочными и многоплановыми последствиями и трудноизмеримым экономическим эффектом. Поэтому ее обоснование может быть дано только на качественном уровне и с весьма высокой степенью приблизительности.
Действительно, о каком научном долговременном обосновании программы может идти речь, если финансирование учебных заведений осуществлялось помесячно. Были срывы выплаты заработной платы педагогическим работникам, стипендий учащимся педучилищ, отказ предприятий общественного питания от предоставления услуг. Из-за сложного финансового положения большинства предприятий и хозяйств области практически не привлекались внебюджетные источники.
Однако, сказанное не снижает значения программы как одного из влиятельных инструментов стабилизации ситуации в обществе. Воздействуя на уровень и образ жизни, сознание и поведение примерно 200 тысяч человек (а значит, и абсолютное большинство семей), позитивное развитие ситуации в сфере образования, должны сгладить экономические трудности переходного периода, способствовать улучшению адаптации населения к изменившимся условиям.
Программа призвана сыграть исключительную роль в сохранении и приумножении сообщества ученых и педагогов, владеющих не только научными и практическими знаниями, но и неповторимыми методами и традициями творческой деятельности.
В условиях сокращения числа занятых в народном хозяйстве программа, поддерживая близкие к началу 90-х годов масштабы образования, должна служить своего рода амортизатором социальных последствий безработицы.