Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОДПРОГРАММ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ", "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ", "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ", "ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"

I. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ


Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан России. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества. Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной и профессиональной программы устанавливается в соответствующем государственном образовательном стандарте.

Закон Российской Федерации "Об образовании" обеспечивает крупномасштабную реформу системы образования в России. Одним из направлений реформы является информатизация, программа которой была принята еще в 1994 году. Базовая подготовка по информатике является основой информатизации общества и достижения нового качества образования. До 1985 года эта подготовка велась только в высших учебных заведениях, а в средней общеобразовательной школе России изучение информатики осуществлялось факультативно. С 1995 года информатика - обязательный предмет в старших классах, и начато введение элементов этой дисциплины в начальной и неполной средней школах. При этом можно выделить три этапа:

- пропедевтический этап (1 - 4 кл.) предусматривает знакомство школьников с компьютером, формирование первых элементов информационной культуры;

- на втором этапе (7 - 9 кл.) осваивается базовый курс, обеспечивающий овладение учащимися методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в учебных целях;

- третий этап (10 - 11 кл.) обеспечивает продолжение изучения информатики в курсе, дифференцированном по объему и содержанию в зависимости от интересов и направленности допрофессиональной подготовки школьников.

Для обеспечения школьных курсов базовой информатики учебными пособиями ведется работа по подготовке программно-методических материалов по экспериментальному сквозному курсу "Информационная культура" (1 - 11 кл.), подготовлен ряд учебных пособий для 5 - 7 кл., 7 - 9 кл., 10 - 11 кл. Разработаны региональные и федеральные образовательные стандарты по информатике. Решением коллегии Министерства образования Российской Федерации от 22 февраля 1995 года N 4/1 были утверждены требования к средствам вычислительной техники (ВТ) и оборудованию кабинетов информатики, и рекомендованы для приобретения в школы персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ) типа IВМ/РС.

В нашей области преподавание базовой информатики осуществляется в основном в 10 - 11 кл. с использованием морально и физически устаревшей техники типа "Корвет", "БК-ОО11м", "УК-НЦ", "Спектрум" и др., и только в отдельных школах ведется преподавание информатики в младших классах. На 504 школы области приходятся только 111 компьютеров, частично отвечающих современным требованиям. Лучше обеспечены школы г. Тында, имеющие 38 экземпляров ЭВМ типа IВМ/РС, в то время как областной центр имеет только 15 современных машин в СШ N 1 и УПК N 1. Среди районов области можно выделить Михайловский район (12 IВМ/РС), где своими силами пытаются улучшить техническую базу школ (приложение N 1).

В области не было общей стратегии технического оснащения школ, что привело к большому разнообразию типов компьютеров, причем некоторые из них вообще не ориентированы на учебный процесс. Это затрудняет обучение учителей и переход на преподавание информатики в младших классах, а использование ВТ на уроках по другим предметам эпизодическое. Нельзя было обучать и новым информационным технологиям, а следовательно, существующая техника в большинстве школ (98,9%) не обеспечивает выполнение требований Федерального стандарта образования по информатике.

На данный момент в 504 школах области работают 217 человек (учителей, техников - программистов, лаборантов и др.), имеющих некоторый навык работы на школьных моделях ЭВМ. Из них 10% имеют навык работы на профессиональных ЭВМ типа IВМ. Данное число учителей ни в коей мере не покрывает потребности школ области даже в существующей системе образования по информатике (приложение N 1). Кроме того, в области почти нет учителей, умеющих работать с современными телекоммуникационными системами, с электронной почтой, с новыми информационными технологиями (НИТ) и др. в связи с отсутствием таковых в школах на сегодняшний момент. Выпускники пединститута, получившие специальную подготовку по информатике и распределившиеся в школы области, в течение первого года работы в большинстве своем покидают систему просвещения из-за мизерной зарплаты (250 - 300 тыс. руб. по 8 разряду), из-за отсутствия жилья, а также из-за потери интереса к работе по причине отсутствия современной ВТ.

В системе управления образования в области только управление образования (УО) и институт повышения и переподготовки кадров (ИППК) частично оснащены ВТ, управленческий аппарат после прохождения краткосрочного обучения имеет в лучшем случае элементарные навыки работы с наиболее распространенным программным обеспечением (ПО). В связи с необеспеченностью управленческого аппарата городских и районных управлений образования современной ВТ и с отсутствием выхода во Всероссийское информационное пространство подготовка кадров управления для работы в современных условиях оставляет желать лучшего.