ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 1998 года N 215
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОДПРОГРАММ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ", "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ", "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ", "ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", постановлением Главы Администрации Амурской области от 2 декабря 1996 года N 592, в целях развития системы и совершенствования общего образования в области постановляю:
1. Утвердить подпрограммы "Одаренные дети", "Основные направления развития сельской школы", "Педагогические кадры", "Информатизация образования" в дополнение к региональной Программе развития образования до 2000 года (приложения).
2. Рекомендовать главам городских и районных администраций разработать подпрограммы по указанным направлениям.
3. Комитету по образованию администрации Амурской области (Чупрова О.Е.) при формировании проектов бюджетов на 1999 и 2000 годы предусмотреть денежные средства для финансирования расходов на подпрограммы "Одаренные дети", "Основные направления развития сельской школы", "Педагогические кадры", "Информатизация образования".
4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрации области Рубцова А.В.
Глава Администрации
Амурской области
А.Н.БЕЛОНОГОВ
ПОДПРОГРАММА "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ"
Подпрограмма "Одаренные дети" является частью общей Программы "Развитие общего образования Амурской области".
Под одаренностью подразумевается высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в определенных областях деятельности.
Основными признаками одаренности являются раннее проявление способностей, быстрый темп усвоения знаний, формирования умений и навыков в какой-либо деятельности, склонность и интерес к ней, элементы оригинальности, творчества в деятельности, создание продуктов общественной ценности.
В области функционирует ряд учреждений с повышенным уровнем образования: 2 лицея, 5 гимназий, 62 школы с классами углубленного изучения отдельных предметов, 54 школы с классами, ориентированными на вуз.
Открыты специализированные школы: очно-заочная физико-математическая - при АмГУ, агроэкологическая - при областном эколого-биологическом центре, иностранных языков - при БГПУ; созданы научные общества при школах, гимназиях, БГПУ. В учреждениях дополнительного образования реализуется задача развития творческих способностей детей.
Однако такая работа требует систематизации, опирающейся на научные достижения современной психологии и педагогики.
Необходимость разработки содержания Подпрограммы "Одаренные дети" обусловлена следующими противоречиями, характерными для системы образования как в России в целом, так и Амурской области:
1. Положительной тенденцией совершенствования системы образования и отсутствием благоприятных условий (социально-экономических) для реализации личностного, деятельностного подходов к развитию личности, ее творческого потенциала, индивидуальных особенностей и способностей.
2. Внедрением новых учебных планов и программ, новых педагогических технологий и отсутствием в них должного отражения вопросов специальной целенаправленной работы с одаренными детьми.
3. Усилением внимания учителей (в процессе опытно-экспериментальной работы) к психологическим закономерностям усвоения знаний и развития личности ребенка и неспособностью большинства учителей к самостоятельной разработке на основе этих закономерностей новых педагогических технологий развития личности и индивидуальности ученика, слабостью научно-методической поддержки в этом плане.
4. Осознаваемыми установками учителя на развитие индивидуальности каждого ученика, как одаренного, так и с задержкой психического развития, и практической неспособностью многих учителей продуктивно работать как с теми, так и с другими.
В сельской местности дети имеют меньше возможностей для удовлетворения культурных, образовательных потребностей. Существующее положение усугубляется недостатком педагогических кадров, в том числе хореографов, музыковедов, искусствоведов и т. д.
Совокупность названных противоречий определила цели и задачи разработки Подпрограммы "Одаренные дети". Целями подпрограммы являются развитие одаренности у детей через раннее ее выявление и создание благоприятных для ее развития условий.
Для реализации данных целей необходимо решение задач:
1. Создание психолого-диагностической службы, помогающей в выявлении особых способностей к определенным видам деятельности у детей.
2. Вооружение педагогов методиками работы с одаренными детьми.
3. Обеспечение поля деятельности для творческих самопроявления и самовыражения всем детям.
4. Создание социально-экономической базы для развития особых способностей у детей. Обеспечение материальной поддержки одаренным детям.
5. Разработка учителями оригинальных авторских технологий обучения одаренных детей.
6. Внедрение учебных планов и программ, новых педагогических технологий, предусматривающих специальную целенаправленную работу с одаренными детьми.
7. Разработка и использование системы диагностики развития личности ученика и оценки эффективности процесса обучения в условиях применения новых педагогических технологий.
8. Организация и осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов по проблеме "Одаренные дети".
Основными принципами реализации подпрограммы являются следующие: гуманизация, индивидуализация, дифференциация, преемственность (д/с - начальная школа - основная школа и т. д.).
Механизмы реализации подпрограммы включают кадровое, финансовое и организационное обеспечения.
Основными критериями оценки результативности реализации Подпрограммы "Одаренные дети" являются:
1. Эффективное применение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие индивидуальности каждого ребенка и ученика.
2. Рост продуктивности деятельности педагогов - экспериментаторов.
3. Рост эмоционально-личностной удовлетворенности всех участников учебно-воспитательного процесса (детей, родителей, воспитателей, учителей).
4. Динамика состояния здоровья учащихся по возрастным группам.
5. Рост числа школьников, принимающих участие и занимающих призовые места в конкурсах, олимпиадах на уровне области, региона, республики.
Реализация поставленных задач осуществляется через систему запланированных мероприятий, представленных в практической части подпрограммы. В ней раскрывается содержание деятельности образовательных учреждений по различным направлениям.
Блок "Научно-исследовательское и информационно-методическое обеспечение" включает мероприятия, касающиеся всех образовательных институтов, участвующих в реализации положений подпрограммы, технологий работы с одаренными детьми.
Блок "Организационно-педагогическое обеспечение" раскрывает систему мероприятий по отдельным направлениям, отражающим специфику работы с одаренными детьми различных типов.
┌════════════════════════════┬═════════════┬════════┬════════════‰
│Основные мероприятия │Бюджет │Сроки │Исполнитель │
│ ├══════┬══════┤ │ │
│ │муниц.│обл. │ │ │
├════════════════════════════┼══════┼══════┼════════┼════════════┤
│Научно-исследовательское │ │ │ │ │
│и информационно - │ │ │ │ │
│методическое обеспечение │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│1. Создание межвузовской │ │+ │1997 - │БГПУ, ИППК, │
│лаборатории по работе с │ │ │1998 │АмГУ, │
│одаренными детьми │ │ │ │ДальГАУ, │
│ │ │ │ │БГМА │
│ │ │ │ │ │
│2. Открытие районных │+ │ │1997 - │ОО │
│консультпунктов по оказанию │ │ │1998 │ │
│методической и │ │ │ │ │
│психологической помощи │ │ │ │ │
│педагогам, воспитателям, │ │ │ │ │
│учащимся, воспитанникам │ │ │ │ │
│дошкольных учреждений, │ │ │ │ │
│родителям │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│3. Проведение │ │+ │1999 │УО, ИППК, │
│межрегиональной научно - │ │ │ │БГПУ, │
│практической конференции │ │ │ │АмГУ, │
│"Одаренный ребенок. │ │ │ │ДальГАУ, │
│Проблемы и перспективы" │ │ │ │БГМА │
│ │ │ │ │ │
│4. Открытие │+ │+ │1998 │УО, ИППК, ОО│
│экспериментальных │ │ │ │ │
│площадок на базе │ │ │ │ │
│дошкольных учреждений │ │ │ │ │
│г. Благовещенск, │ │ │ │ │
│г. Свободный по выявлению │ │ │ │ │
│и развитию ранней │ │ │ │ │
│одаренности детей │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│5. Открытие │ │+ │1999 │УО, ИППК │
│экспериментальных площадок │ │ │ │ │
│на базе ОЦТТ, ОДЮСШОР, │ │ │ │ │
│ОЦТК, ОЦДХТ, ОЭБЦ по │ │ │ │ │
│выявлению разных типов │ │ │ │ │
│одаренности │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│6. Разработка основ │ │+ │1997 - │УО, ИППК │
│моделирования │ │ │1999 │ │
│педагогических систем с │ │ │ │ │
│личностно-ориентированным │ │ │ │ │
│образованием │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│7. Разработка технологии │ │+ │1998 │ИППК │
│диагностики детской │ │ │ │ │
│одаренности │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│8. Создание банка идей │+ │+ │1998 │УО, ОО, ИППК│
│"Одаренный ребенок" │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│9. Разработка положения │ │+ │1997 │УО │
│о стипендиях областной │ │ │ │ │
│администрации для │ │ │ │ │
│наиболее одаренных детей │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│10. Разработка │ │+ │1998 │УО, ИППК │
│методических рекомендаций │ │ │ │ │
│по организации различных │ │ │ │ │
│форм работы с │ │ │ │ │
│одаренными детьми │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│11. Разработка программ │ │+ │1998 │УО, ИППК, │
│спецкурсов для студентов, │ │ │ │БГПУ │
│педагогов д/у, │ │ │ │ │
│общеобразовательных, │ │ │ │ │
│дополнительных │ │ │ │ │
│образовательных учреждений │ │ │ │ │
│по организации работы с │ │ │ │ │
│одаренными детьми │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Организационно - │ │ │ │ │
│педагогическое обеспечение │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│1. Издание сборника детских │ │+ │1999 │УО │
│творческих работ, посвящен. │ │ │ │ │
│творчеству А.С.Пушкина │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│2. Учреждение издания │ │+ │1998 │УО │
│детского альбома творческих │ │ │ │ │
│работ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│3. Проведение областных │ │+ │один раз│УО, ОЭБЦ, │
│научно-практических │ │ │в два │ОЦТК │
│конференций по │ │ │года │ │
│исследовательской и │ │ │ │ │
│опытнической работе │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│4. Работа областной │ │+ │ежегодно│УО, ИППК, │
│школы комплексного │ │ │ │ОЭБЦ │
│экологического исследования │ │ │ │ │
│(экспедиционный лагерь на │ │ │ │ │
│50 человек) │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│5. Работа очно-заочной │ │+ │с 1997 │УО, АмГУ, │
│физико-математической │ │ │ │ОЭБЦ │
│школы при АмГУ, │ │ │ │ │
│аэроэкологической школы │ │ │ │ │
│ОЭБЦ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│6. Открытие областной │ │+ │1998 │УО, общество│
│очно-заочной │ │ │ │"Знание" │
│школы "Юный менеджер" │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│7. Создание областного │ │+ │1997 │УО, БГПУ │
│научного общества │ │ │ │ │
│учащихся при БГПУ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│8. Проведение областных │ │+ │ежегодно│УО, ИППК, │
│конкурсов юных талантов, │ │ │ │ОО, АмГУ, │
│олимпиад, соревнований │ │ │ │БГПУ, ОЭБЦ, │
│по направлениям │ │ │ │ОЦДХТ, ОЦТК,│
│(экология, искусство, │ │ │ │ОЦТТ, │
│спорт, техника и др.) │ │ │ │ОДЮСШОР │
│ │ │ │ │ │
│9. Направление для │ │+ │ежегодно│УО, ОО │
│обучения в Новосибирские │ │ │ │ │
│летние физико - │ │ │ │ │
│математическую и химическую │ │ │ │ │
│школы одаренных детей │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│10. Открытие лицейских │ │+ │2000 │ОЦТТ, УО, │
│классов: │ │ │ │АмГУ │
│- аэрокосмического; │ │ │ │ │
│- вычислительной техники │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│11. Участие победителей │ │+ │ежегодно│комитет по │
│областных конкурсов, │ │ │ │делам │
│олимпиад в зональных, │ │ │ │молодежи, УО│
│республиканских конкурсах, │ │ │ │ │
│стажировках, │ │ │ │ │
│отборочных турах и т. д. │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│12. Работа постоянно │ │+ │ежегодно│УО, ОО, │
│действующего творческого │ │ │ │ОЦДХТ │
│литературного семинара для │ │ │ │ │
│школьников │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│13. Организация и │ │+ │1999 │УО, ОЦДХТ │
│проведение областного │ │ │ │ │
│литературного праздника, │ │ │ │ │
│посвященного 200-летию │ │ │ │ │
│А.С.Пушкина │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│14. Открытие │ │+ │1997 - │УО, ОЦТТ, │
│экспериментального ателье │ │ │1998 │АмГУ │
│"Свой стиль" по │ │ │ │ │
│разработке аксессуаров │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│15. Проведение областного │ │+ │1999 │УО, БГПУ │
│конкурса научно - │ │ │ │ │
│исследовательских работ │ │ │ │ │
│"Народное искусство и │ │ │ │ │
│устное народное творчество │ │ │ │ │
│жителей Амурской области" │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│16. Открытие студии │ │+ │1998 │газета │
│фотокорреспондентов │ │ │ │"Калейдос- │
│ │ │ │ │коп" │
│ │ │ │ │ │
│17. Открытие очно-заочной │+ │+ │1998 │педагогичес-│
│школы для одаренных │ │ │ │кое │
│детей, проживающих в │ │ │ │училище │
│сельской местности │ │ │ │N 2, ОЦДХТ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│18. Работа детских │ │+ │постоян-│УО, ОО, │
│спортивных клубов в рамках │ │ │но │ОСДЮШОР, │
│спортивных обществ │ │ │ │спорткомитет│
│ │ │ │ │ │
│19. Проведение областных │ │+ │ежегодно│УО, комитет │
│профильных смен для │ │ │ │по делам │
│одаренных детей на базе │ │ │ │молодежи │
│детских оздоровительных │ │ │ │ │
│лагерей │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│20. Создание общественных │ │ │ │ │
│молодежных объединений, │ │ │ │ │
│клубов: │ │ │ │ │
│- картингистов; │ │+ │1998 │ОЦТТ, УО │
│- судомоделистов; │ │+ │2000 │ │
│- авиамоделистов; │ │+ │2000 │ │
│- трассовиков │ │+ │1999 │ │
└════════════════════════════┴══════┴══════┴════════┴════════════…