Областная целевая Программа поддержки малого предпринимательства в Амурской области на 2000 - 2001 гг. (далее именуется программой) разработана в соответствии с Законом Амурской области "О малом предпринимательстве в Амурской области". Программа сформирована исходя из принципа преемственности по отношению к ранее действовавшим областным программам по поддержке малого предпринимательства, в ходе реализации которых удалось решить часть намеченных мероприятий. Выполнить поставленные цели в полном объеме не удалось, в первую очередь, из-за отсутствия предусмотренных объемов финансирования. В 1997 - 1999 гг. поддержка малого бизнеса сводилась в основном к проведению организационных мероприятий и разработке нормативных правовых актов.
К настоящему времени сформирована основа областной политики поддержки малого предпринимательства. Приняты Законы "О малом предпринимательстве в Амурской области", "Об установлении объекта налогообложения, ставок единого налога и стоимости годового патента для субъекта малого предпринимательства в Амурской области", "Об инвестициях в Амурской области", "О едином налоге на вмененный доход для деятельности по розничной продаже товаров на территории Амурской области", "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Амурской области" и ряд других нормативных актов, направленных на создание условий для деятельности малого предпринимательства.
В Амурской области за последние два года малое предпринимательство в количественном отношении остается примерно на одном уровне. На начало 2000 года на территории области зарегистрировано 4,5 тыс. малых предприятий, 37,9 тыс. предпринимателей без образования юридического лица, 1935 крестьянско-фермерских хозяйств. В целом в сфере малого предпринимательства занято примерно 90 тыс. человек. На доходы от этого вида деятельности живет около 200 тысяч амурчан.
По видам деятельности малый бизнес охватывает практически все отрасли экономики. Наибольшее количество предприятий сосредоточено в сфере торговли и общественного питания (47%). На выпуске промышленной продукции специализировалось 16 процентов предприятий, 16 процентов занимаются строительством. За 1999 год малыми предприятиями выпущено товаров и услуг на сумму 1725 млн. рублей.
На долю субъектов малого предпринимательства приходилось более 45 процентов от общего объема розничного товарооборота области и 65 процентов оказанных бытовых услуг населению. Вместе с тем удельный вес производства промышленной продукции малыми предприятиями остается незначительным. Объем налоговых поступлений от сферы малого бизнеса составил около 11 процентов от общего объема налоговых поступлений в области.
Развитие малого предпринимательства на территории области идет неравномерно. Лидером является город Благовещенск, на долю которого приходится 54 процента от общего числа малых предприятий и 36 процентов предпринимателей без образования юридического лица. Наибольшее количество малых предприятий находится также в городах Тында, Белогорск, Свободный, Зея, Тындинском и Благовещенском районах. Наибольшее число предпринимателей без образования юридического лица зарегистрировано в городах Благовещенск, Тында, Свободный, Зея. Большинство крестьянско-фермерских хозяйств находится в Ивановском, Благовещенском, Тамбовском и Серышевском районах.
В целом наблюдается снижение темпов роста малых предприятий.
Значительная часть зарегистрированных малых предприятий и предпринимателей без образования юридического лица так и не приступают к хозяйственной деятельности. Это объясняется тем, что в ряде отраслей (торговля, общественное питание, отдельные виды бытовых услуг), не требующих значительных капитальных вложений для организации предприятия, произошло определенное насыщение рынка, спрос и предложение примерно уравновесились, возникла конкуренция. Создание же других производств требует больших финансовых и временных затрат, необходимых для приобретения технологического оборудования, подготовки производственных помещений и т.п.
Вместе с тем роль малого бизнеса в экономике области значительна. Малое предпринимательство способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами. Поэтому процесс укрепления сферы малого предпринимательства нуждается во всемерной государственной поддержке и стимулировании.
Действующая система поддержки малого предпринимательства включает органы законодательной и исполнительной власти, фонды поддержки предпринимательства, центры обучения, органы службы занятости, торгово-промышленную палату, общественные объединения предпринимателей и другие элементы, которые содействуют становлению и развитию предпринимательства на областном и местном уровнях.
В последнее время заметно усиливается роль органов местного самоуправления в развитии малого бизнеса. Во многих городах и районах разработаны муниципальные программы поддержки предпринимательства, оказывается содействие субъектам малого предпринимательства по различным аспектам их деятельности. Наиболее широко эта работа ведется в городах Благовещенск, Свободный, Белогорск и ряде других. Проводится размещение муниципальных заказов на малых предприятиях, удельный объем которых составил в 1999 году по г. Благовещенску - 31 процент, по г. Свободному - 30, по г. Шимановску - 23 процента от объема заказов для муниципальных нужд. Практически все органы местного самоуправления для субъектов малого предпринимательства предоставляют в аренду нежилые помещения, в том числе на льготных условиях. Осуществляется предоставление льгот по налогам. В городах Благовещенске, Свободном и Тынде осуществляется льготное кредитование отдельных предпринимательских проектов из средств местного бюджета на конкурсной основе. В Благовещенском и Райчихинском городских, Белогорском объединенном и Магдагачинском районных отделах занятости населения работают бизнес школы по обучению безработных граждан основам предпринимательства. Администрация области совместно с администрациями городов и районов проводит работу по подготовке управленческих кадров для предприятий области, проведению выставок - ярмарок продукции предприятий, разработке нормативных правовых актов и др.
В то же время несмотря на проводимую работу, направленную на создание благоприятных условий, малое предпринимательство в области по-прежнему сталкивается с большим количеством проблем, сдерживающих его развитие. В первую очередь это сложности с доступом предпринимателей к источникам финансирования, отсутствием условий и интереса вложений имеющихся собственных средств, низким уровнем опыта и нехваткой специалистов по инвестиционным вопросам, недостаточным уровнем информационной и методической поддержки инвестиционных процессов и предпринимательства в целом.
Мешают административные барьеры. Малые предприятия вынуждены еще до начала своей деятельности нести расходы на оплату услуг по регистрации, органов статистики, открытие счета, получение лицензии, сертификации продукции и оплату ряда других услуг до получения каких либо финансовых результатов. Неотрегулированность арендных отношений, системы контроля и разрешительной практики, отсутствие надежного правового, в том числе судебного, обеспечения сдерживают развитие предпринимательства. Высокие энергетические и транспортные тарифы ведут к росту себестоимости и делают продукцию местных товаропроизводителей неконкурентоспособной по сравнению с аналогичной продукцией других регионов.
В этих условиях особо остро стоит вопрос о более эффективной политике государства по отношению к предпринимательству. Особенностью отраслевой структуры малых предприятий области является низкий удельный вес предприятий, специализирующихся на производстве товаров. Создание условий для развития предприятий, ориентированных на производство товаров и услуг, необходимых для населения области, остается важнейшей задачей государственной политики по поддержке развития предпринимательства.
В условиях недостатка бюджетных средств государственная поддержка малого предпринимательства требует максимального задействования механизмов внебюджетного финансирования с преимущественным использованием лизинга, привлечения иностранных инвестиций, гарантийных фондов, обществ взаимного кредитования, страховых компаний и других.