ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 августа 2005 года N 5/275
О КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 - 2009 ГОДЫ
Рассмотрев концепцию социально-экономического развития Амурской области на 2005 - 2009 годы, представленную губернатором области, на основании Закона Амурской области от 5 октября 1998 года N 98-ОЗ "О государственном прогнозировании, концепции и программах социально-экономического развития Амурской области" областной Совет народных депутатов постановляет:
1. Утвердить Концепцию социально-экономического развития Амурской области на 2005 - 2009 годы.
2. Направить настоящее постановление губернатору области.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Амурского
областного Совета
народных депутатов
О.А.ТУРКОВ
Концепция социально-экономического развития области на 2005 - 2009 годы (Концепция) разработана в соответствии с Законом Амурской области от 5 октября 1998 года N 98-ОЗ "О государственном прогнозировании, концепции и программах социально-экономического развития Амурской области" (в ред. Законов Амурской области от 14 июня 2000 года N 234-ОЗ, от 5 марта 2002 года N 81-ОЗ, от 5 июля 2002 года N 113-ОЗ, от 4 июля 2003 года N 223-ОЗ) и проектом программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005 - 2008 годы).
В Концепции формулируются стратегические цели, приоритеты и важнейшие задачи областной социально-экономической политики органов государственной власти области, основные пути и способы их реализации.
Стратегическая цель развития области - это повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста.
В связи с этим приоритетными задачами являются:
- повышение уровня доходов населения на основе стимулирования трудовой активности, сокращения дифференциации доходов, преодоление малообеспеченности;
- укрепление здоровья населения, семьи, создание предпосылок для повышения уровня рождаемости, самореализации молодежи;
- рациональное использование трудовых ресурсов, обеспечение эффективной занятости населения, поддержка новых форм занятости в соответствии со структурной перестройкой экономики, сохранением и развитием производств, необходимых области, развитие предпринимательства.
Только модель экономического роста, ориентированная на качественное повышение благосостояния большинства населения, сможет вывести область из социально-экономического кризиса.
Концепция и содержащиеся в ней меры являются ее естественным продолжением предшествующих этапов деятельности Администрации области. Достижения первых этапов социально-экономических реформ создали базу для выдвижения новых задач, которые стоят сейчас перед областью.
Реализация комплекса мер, предусмотренных предыдущей Концепцией социально-экономического развития области на 2001 - 2005 годы, позволила уже в отчетном 2004 году достигнуть установленных в ней значений по большинству индикаторов состояния экономики и уровня жизни населения области на 2005 год.
Так, численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в отчетном году по сравнению с 2000 годом сократилась в 1,8 раза, достигнув уровня в 30 процентов, установленного на 2005 год.
Годовой рост реальных располагаемых денежных доходов населения уже в 2004 году превысил 16 процентов при намечаемом росте на 2005 год в 4 процента.
В 4,1 раза по сравнению с 2000 годом возросла суммарная доля доходов среднедоходных групп населения.
За последние 4 года инвестиционная активность в области возросла в 4,5 раза. По прогнозу в 2005 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования достигнет 21 млрд. рублей с годовым темпом роста в 19,5 процента. Концепцией данный индикатор устанавливался на уровне в 14 - 15 млрд. рублей инвестиций с годовым темпом роста в 2 - 3 процента.
Вместе с тем установленный нами к 2005 году ежегодный прирост ВРП в 3 процента может остаться не достигнутым. По оценке рост валового регионального продукта в 2004 году в сопоставимых ценах составил 2,1 процента, в текущем же году этот показатель может оказаться ниже на 0,3 процента ранее установленного на текущий год.
Уже однозначно можно сказать, что не удастся достигнуть намеченного ввода в действие основных фондов. Остается актуальной и проблема старения основных фондов.
По ряду объективных причин не получены прогнозируемые темпы роста в строительстве.
Все еще сложным остается положение в сельском хозяйстве.
Несмотря на отдельные положительные изменения за последние годы количество субъектов малого бизнеса в Амурской области остается примерно на одном уровне. По статистическим данным организации малого бизнеса дают около 14 процентов валового регионального продукта, что недостаточно для рыночной конкурентной среды. Слабо развита инфраструктура по содействию в развитии и поддержке малого бизнеса области.
Анализ достигнутого в социально-экономическом положении области позволяет в целом сделать вывод о правильности выбранного пути развития области, но с другой стороны, он ясно высветил необходимость проведения корректировки отдельных направлений деятельности Администрации области.
Основная цель политики в социальной сфере - сохранение и развитие человеческого потенциала области. Экономический рост, инвестиционная привлекательность территории зависят от уровня развития человеческого потенциала (демографической ситуации, наличия трудовых ресурсов, их квалификации, от развития сектора социальных услуг и т.д.), от уровня развития социального капитала (социальной консолидации, уровня социальной напряженности, развития институтов социального диалога и т.д.), и, соответственно, от проводимой политики Администрации области.
Основные направления
1.1. Повышение уровня жизни населения и сокращение дифференциации населения:
- постепенное повышение заработной платы и увеличение удельного веса заработной платы в валовом региональном продукте;
- создание условий для социальной мобильности населения;
- улучшение положения наименее обеспеченных слоев населения на основе адресной социальной помощи;
- преодоление пространственной дифференциации населения по уровню доходов, в том числе за счет осуществления мероприятий по социальному развитию села;
- легализация доходов населения.
1.2. Развитие трудового потенциала области и формирование эффективного рынка труда:
- совершенствование методов анализа и прогнозирования развития рынка труда с целью обеспечения баланса спроса и предложения на рынке труда;
- реструктуризация системы профессионального образования, приведение ее в соответствие квалификационным требованиям рынка труда;
- повышение производительности труда, а также изменение мотивации к труду и преодоление социального иждивенчества;
- развитие системы подготовки и переподготовки кадров с учетом потребностей экономики области и перспектив развития конкретных отраслей. Разработка и внедрение системы профессионально-квалификационных стандартов;
- создание условий для эффективной занятости населения, в том числе за счет развития малого бизнеса и предпринимательства;
- стимулирование занятости в депрессивных районах области;
- развитие межрегиональных связей.
В целях решения задач по рациональному использованию трудовых ресурсов, повышения доходов населения необходимо на уровне области разработать:
- план развития человеческих ресурсов территории, включающий наличие механизма, обеспечивающего взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг;
- территориальный баланс трудовых ресурсов в профессионально-квалификационном разрезе;
- прогноз потребности в кадрах организаций территории на среднесрочную перспективу;
- программу профессиональной ориентации молодежи;
- территориальный заказ на подготовку кадров;
- предложения по оптимизации территориальной структуры профессионально-образовательных учреждений;
- законодательные и иные механизмы обеспечения соответствия потребностей производства в рабочей силе и развития системы профессионального образования и переподготовки кадров.
Кроме того, необходимо:
- проводить экспертизу последствий решений, принимаемых в социально-экономической сфере с точки зрения интересов семьи, развития демографической политики;
- подготовить предложения по реформированию системы оплаты труда работников бюджетной сферы, переходу к отраслевым системам оплаты труда работников бюджетных учреждений;
- разработать меры, направленные на стабилизацию финансово-экономической деятельности предприятий, более действенные и эффективные механизмы, направленные на уменьшение и последующую ликвидацию задолженности по заработной плате во внебюджетной сфере;
- сформировать концепцию государственной политики по содействию повышению производительности труда и совершенствованию нормирования труда на предприятиях реального сектора экономики;
- проводить работу по предупреждению коллективных и индивидуальных трудовых споров и снижению напряженности в социально-трудовых отношениях, совершенствованию законодательной базы по вопросам труда;
- разработать программу по условиям труда Амурской области на период 2006 - 2008 годов.
1.3. Формирование и развитие рынка социальных услуг:
- развитие и модернизация системы образования, включая обеспечение равного доступа к образовательным услугам представителей различных социальных и территориальных групп населения, адаптацию общего среднего образования к современным социально-экономическим условиям, развитие системы непрерывного образования и подготовки и переподготовки кадров и другое;
- улучшение состояния здоровья населения, увеличение продолжительности жизни посредством развития системы здравоохранения, предоставления качественных медицинских услуг и обеспечения доступности медицинской помощи, а также посредством развития учреждений физической культуры и спорта;
- сохранение и развитие культурного потенциала области, обеспечение равного доступа к культурным ценностям и доступности услуг в сфере культуры для всех слоев населения. Сохранение и модернизация инфраструктуры культуры в сельской местности;
- снижение бедности и социального неравенства, повышение эффективности социальной помощи и социального обслуживания;
- повышение обеспеченности населения жильем при помощи развития ипотечного кредитования, формирования областного фонда социального жилья. Повышение уровня предоставляемых коммунальных услуг.
Задачи формирования базовых социальных благ рассмотрим по отраслям.
Образование
Главная стратегическая цель системы образования области исходит из приоритетности развития отрасли и заключается во внедрении в систему образования новых организационно-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующих привлечению дополнительных средств, повышению качества образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечении в образование конкурентоспособных кадров, поднятии его инновационного потенциала и инвестиционной привлекательности.
Реализация поставленной цели направлена на решение следующих приоритетных задач:
- сохранение и развитие системы образования;
- совершенствование нормативной правовой базы, направленной на поддержку и развитие системы образования области;
- обеспечение оценки и контроля качества образования в регионе;
- совершенствование структуры и содержания общего образования;
- развитие региональной системы непрерывного образования;
- развитие системы поддержки одаренных детей;
- создание условий для развития региональной профильной школы;
- оснащение системы образования техническими средствами информатизации и коммуникации;
- модернизация содержания образования в плане практической ориентированности сельских школьников на трудовую деятельность в сельском хозяйстве;
- создание единого профессионально-образовательного пространства области на основе непрерывности, многоуровневости и вариативности профессионального образования;
- поэтапное внедрение регионального прогноза перечня профессий и специальностей начального, среднего и высшего профессионального образования, отвечающих текущим и перспективным потребностям региона;
- оптимизация сети учреждений профессионального образования региона для ориентации на текущие и перспективные потребности развития области;
- разработка и реализация стратегии управления качеством профессионального образования;
- совершенствование нормативно-правовой базы охраны прав детства;