ПРАВИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 2012 года N 505
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОБЛАСТИ ОТ 7 ФЕВРАЛЯ 2011 Г. N 36
В целях корректировки программных мероприятий и их финансирования Правительство области постановляет:
Внести в региональную программу "Модернизация здравоохранения Амурской области на 2011 - 2012 годы", утвержденную постановлением Правительства области от 7 февраля 2011 года N 36 (в редакции постановления Правительства области от 28 августа 2012 года N 460), изменения согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор
Амурской области
О.Н.КОЖЕМЯКО
Приложение
к постановлению
Правительства
Амурской области
от 24 сентября 2012 года N 505
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В РЕГИОНАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2012 ГОДЫ"
1. Пункт 1 раздела II "Внедрение современных информационных систем в здравоохранение" строки "Основные мероприятия программы" паспорта программы изложить в следующей редакции:
"1. Персонифицированный учет оказанных медицинских услуг, возможность ведения электронной медицинской карты гражданина, использование единого медицинского полиса, запись к врачу в электронном виде, обмен телемедицинскими данными, а также внедрение систем электронного документооборота.".
2. В таблице "Система мероприятий по реализации программы модернизации":
1) мероприятие 2.3 "Оснащение оборудованием" задачи 1 "Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений" изложить в новой редакции согласно приложению N 1 к настоящим изменениям;
2) мероприятие 1.1 "Персонифицированный учет оказанных медицинских услуг, возможность ведения электронной медицинской карты гражданина, использование единого медицинского полиса (обеспечение компьютерной техникой, сканерами, принтерами, организация каналов связи)" задачи 2 "Внедрение современных информационных систем в здравоохранение" изложить в новой редакции согласно приложению N 2 к настоящим изменениям;
3) мероприятие 1.3 "Обмен телемедицинскими данными, внедрение систем электронного документооборота" задачи 2 "Внедрение современных информационных систем в здравоохранение" изложить в новой редакции согласно приложению N 3 к настоящим изменениям.
3. Подраздел 1.8 "Организация службы скорой медицинской помощи" раздела I программы изложить в следующей редакции:
"1.8. Организация службы скорой медицинской помощи
Оказание экстренной медицинской помощи является одним из факторов национальной безопасности. Уровень ее организации непосредственно влияет на снижение потерь общества от острых заболеваний, травм, отравлений и других состояний, угрожающих жизни и здоровью граждан.
Скорая медицинская помощь оказывается 2 станциями и 40 отделениями скорой медицинской помощи. Количество выездных бригад скорой медицинской помощи составляет 384 ед., что достаточно для обеспечения потребности населения области в скорой медицинской помощи (2008 год - 380 ед.). Среднесуточная нагрузка на одну бригаду составляет 12 вызовов.
Несовершенство в работе амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения, в частности неэффективное диспансерное наблюдение за больными с хронической патологией, привело к тому, что скорая медицинская помощь является самым распространенным видом оказания внегоспитальной медицинской помощи населению области, взяв на себя часть функций амбулаторно-поликлинического звена.
Показатель обращаемости населения области по вызову скорой помощи на 1000 чел. населения составил 446,8 (2008 год - 471,7), что в 1,3 раза выше рекомендуемого федерального норматива (330,0).
Служба скорой медицинской помощи располагает 165 санитарными автомобилями скорой помощи и 13 единицами санитарного транспорта скорой и неотложной помощи территориального центра медицины катастроф ГБУЗ Амурской области "Амурская областная клиническая больница". В рамках реализации мероприятий по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях приобретено 24 автомобиля скорой медицинской помощи, в том числе 5 единиц класса "C".
Процент изношенности санитарных автомобилей в среднем составляет 69,8%, в том числе по отделениям скорой медицинской помощи при центральных районных больницах - 65,1%, при участковых больницах в сельской местности - 50,9%. В целом по области процент износа автомобилей службы скорой медицинской помощи за 2011 год составил 57,9% (2010 год - 54,7%).
Важным показателем организации работы бригад скорой медицинской помощи является максимально короткое время прибытия на вызов.
Показатель "среднее время ожидания" бригады скорой медицинской помощи составил 25 минут. С целью снижения данного показателя запланированы следующие мероприятия:
постепенное расширение объема скорой медицинской помощи за счет поэтапного перехода на обслуживание вызовов фельдшерскими бригадами, прошедшими соответствующее обучение, с сохранением врачебных бригад интенсивной терапии и при необходимости других узкоспециализированных бригад;
повышение роли и эффективности использования врачебных бригад скорой медицинской помощи в качестве бригад интенсивной терапии;
обучение основам оказания первой медицинской само- и взаимопомощи работников государственной инспекции по безопасности дорожного движения, пожарной охраны, полиции, водителей всех видов транспорта;
открытие на базе многопрофильных больниц для оказания скорой медицинской помощи отделений экстренной медицинской помощи (врачом, фельдшером) до профильного отделения.
Кроме того, применение спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS) позволит повысить организацию работы выездных бригад скорой медицинской помощи (далее - СМП). По результатам внедрения навигационных решений на основе ГЛОНАСС в регионах Российской Федерации удалось увеличить более чем на 20% количество успешных реанимаций пациентов за счет сокращения времени прибытия бригад скорой помощи с 20,8 до 10,8 минуты. За счет внедрения автоматизированной системы контроля за качеством работы СМП сократилось время ожидания, время выезда, время выполнения вызова на 10%. Отмечается рост показателей скорости прибытия бригад скорой медицинской помощи более чем на 10% и экономии горюче-смазочных материалов на 20%.
С января 2011 года на станции скорой медицинской помощи г. Благовещенск на 7 автомобилях, в том числе автомобилях скорой медицинской помощи специализированных (кардиологической и реанимационной) бригад, установлены приборы спутниковой навигации GPS. В результате оптимизации работы в 2011 году по сравнению с предыдущим годом улучшились временные показатели: для кардиологической бригады время ожидания снизилось на 0,6 минуты, время выезда снизилось на 0,6 минуты, время доезда сократилось на 0,2 минуты, для реанимационной бригады время ожидания снизилось на 0,1 минуты, время доезда сократилось на 0,5 минуты.
Диспетчерский центр, оснащенный системой ГЛОНАСС/GPS мониторинга, располагает данными о местонахождении всех машин СМП в режиме реального времени. Система позволяет координировать работу бригады, направляя ее в нужное время в нужное место, с возможностью коррекции движения машины (местоположение, направление и скорость движения, уровень топлива, расчетное время прибытия, визуализация всей информации и т.д.). Как результат, сокращается время прибытия СМП к пациенту и соблюдается принцип "золотого часа", в течение которого должна быть оказана медицинская помощь пострадавшему.
В 2012 году планируется реорганизация 17 дежурно-диспетчерских служб скорой помощи, расположенных на базе участковых больниц, на базу центральных районных больниц, в составе которых находятся данные участковые больницы. К концу 2012 года дежурно-диспетчерская служба будет представлена 25 пунктами.
В рамках выполнения мероприятий по укреплению материально-технической базы медицинских учреждений планируются оснащение 278 единиц санитарного транспорта бортовой аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS на базе многофункциональных приемных устройств на сумму 5 103,8 тыс. руб., оборудование 23 станций (отделений) СМП - на сумму 1311,0 тыс. руб. Данные мероприятия финансируются за счет средств субсидии Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Для оснащения одной единицы санитарного транспорта планируется приобретение бортовой аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS стоимостью 28,7 тыс. руб.
На оборудование одной станции (отделения) СМП планируется сумма 57,0 тыс. руб. независимо от количества транспортных средств.
До конца 2012 года дополнительно планируется оснастить еще 2 отделения СМП на базе МБУЗ "Больница рабочего поселка (пгт) Прогресс" и МБУЗ "Благовещенская центральная районная поликлиника" на сумму 114,0 тыс. руб.
Результаты выполнения данных мероприятий представлены в таблице.
Результаты реализации мероприятий по обеспечению функций диспетчеризации СМП
Наименование мероприятия | Наименование показателя, | Значение | |
1 января | 1 января | ||
1. Оснащение дежурно - | Количество единиц рабочего | 42 | 25 |
2. Оснащение машин скорой | Количество машин скорой | 154 | 278 |
Количество оснащенных | 0 | 278 | |
в том числе: количество | 0 | 278 | |
количество оснащенных | 0 | 278 |
Анализ количества и поводов обращения в службу СМП показывает, что примерно 30% звонков относятся к категории неотложных вызовов, которые не требуют срочного медицинского вмешательства. Половина этих вызовов поступают днем, когда поликлиники еще работают.
Разграничение медицинской помощи на скорую и неотложную позволяет повысить эффективность организации и оказания медицинской помощи населению на догоспитальном этапе: доврачебная, амбулаторно-поликлиническая. На долю бригад скорой помощи остаются тяжелые случаи, требующие госпитализации и лечения под непрерывным наблюдением врачей, что позволяет разгрузить скорую помощь, сократить время прибытия бригады на вызов и ускорить госпитализацию, а также освободить сотрудников СМП от выполнения непрофильных обязанностей.
Для развития службы неотложной помощи в учреждениях здравоохранения Амурской области планируется оснащение 100 единиц санитарного транспорта бортовой аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS на базе многофункциональных приемных устройств на сумму 2874,2 тыс. руб.".
4. Раздел III "Внедрение современных информационных систем в учреждениях здравоохранения" программы изложить в следующей редакции.
"III. Внедрение современных информационных систем в учреждениях здравоохранения
На реализацию мероприятий по внедрению современных медицинских информационных систем предусмотрено финансирование в 2012 году в размере 153943,0 тыс. руб., в том числе за счет субсидии Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 118034,3 тыс. руб., за счет средств областного бюджета - 35908,7 тыс. руб.
Перечень целевых индикаторов (показателей)
N | Наименование индикатора | Единица измерения | 009 | 010 | 011 | 012 |
Количество пациентов, у которых | Количество (человек | 5,0% | ||||
Количество государственных | Количество учреждений | 00,0% | ||||
Количество государственных | Количество учреждений | 00,0% |
________________
<*> Из тех медицинских организаций, где оказывают медицинскую помощь.
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Мероприятия по внедрению современных информационных систем в здравоохранение в Амурской области охватывают 79 медицинских организаций (муниципального и областного подчинения), из них 61 медицинскую организацию, участвующую в системе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).
В системе здравоохранения области сложилась инфраструктура, базирующаяся на современных информационных технологиях и включающая в себя фрагменты локальных вычислительных сетей крупных медицинских организаций (ГБУЗ АО "Амурская областная клиническая больница", ГБУЗ АО "Амурская областная детская клиническая больница", МБУЗ "Городская клиническая больница" г. Благовещенск, МБУЗ "Городская поликлиника N 3" г. Благовещенск, МБУЗ "Ивановская центральная районная больница"), достигнут достаточно высокий уровень унификации прикладного программного обеспечения.
Оснащенность медицинских служб медицинских организаций области вычислительной техникой составляет 27,7%. Всего по организациям 2353 компьютера, в том числе со сроком эксплуатации 5 и более лет - 904 (38,4%). Причем только 1194 (50,7%) компьютера из общего количества находятся в составе автоматизированных рабочих мест медицинских работников. Имеют собственные веб-сайты 12,7% организаций.
Учитывая географические особенности области, как нигде остро стоит вопрос информатизации здравоохранения, внедрения телекоммуникационных технологий. В настоящее время не во всех медицинских организациях имеется возможность выхода в Интернет (74%). Отсутствует техническая возможность ведения медицинских документов в электронном виде, осуществления автоматизированной записи на прием к врачу, формирования баз данных. Развитие информатизации здравоохранения - единственная возможность обеспечить надлежащее качество оказания экстренной и неотложной медицинской помощи населению области, особенно в труднодоступных и отдаленных территориях.
Министерством здравоохранения области последовательно реализуются мероприятия, направленные на создание единого информационного пространства. В 2010 году в рамках программы оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистой патологией в работу четырех медицинских организаций внедрена телемедицинская сеть области ГБУЗ АО "Амурская областная клиническая больница", МБУЗ "Городская клиническая больница" г. Благовещенск, ГБУЗ АО "Свободненская городская больница", МБУЗ "Райчихинская центральная городская больница". В каждое учреждение приобретено по 2 телемедицинских комплекса: один - передвижной, второй - стационарный. Регулярно проводятся телемедицинские консультации в режиме "on-line", передаются и накапливаются данные о результатах компьютерной томографии.
Информационные ресурсы системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования области включают в себя следующие регистры и базы данных:
1. Регистр застрахованного населения области, сбор и выверку которого осуществляют страховые медицинские организации (далее - СМО) и территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС), установленный в учреждениях здравоохранения, ТФОМС, медицинских учреждениях.
2. Медико-статистическую персонифицированную базу данных медицинских услуг, оказанных населению Амурской области, содержащую информацию об услугах амбулаторно-поликлинической, стационарной, неотложной, стоматологической помощи.
3. Электронные реестры счетов оказанных медицинских услуг на уровне учреждений здравоохранения.
4. Данные о льготном лекарственном обеспечении.
5. Персонифицированную заявку на лекарственные средства граждан, имеющих право на набор социальных услуг.
6. Различные федеральные и региональные регистры, связанные с заболеваемостью населения.
7. Статистические сведения о здоровье населения и показатели деятельности медицинских учреждений.