Действующий

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА

ВВЕДЕНИЕ. ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА


Активная социально-экономическая политика администрации Красноярска, реализуемая на базе Решения Красноярского городского Совета от 15.05.2001 N 3-27 "Об основных направлениях социально-экономического развития г. Красноярска на период до 2005 года" и городских целевых программ, позволила в течение 1998 - 2003 гг. стабилизировать послекризисную ситуацию в экономической и социальной сферах города, создать предпосылки для устойчивого развития, повышения конкурентоспособности Красноярска и усиления его значения как многофункционального научно-производственного, административного и культурного центра, столицы крупного субъекта Российской Федерации - Красноярского края.

Вместе с тем современный этап, характеризующийся позитивными тенденциями в определении стратегии социально-экономического развития страны и Красноярского края на среднесрочную и долгосрочную перспективу <1>, требует внесения изменений в приоритеты и механизмы регулирования социально-экономического развития города Красноярска.

     ________________

<1> Основные направления экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу; Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 гг.); Сценарные условия социально-экономического развития РФ на 2005 год и на период до 2007 года;

Основные направления социально-экономического развития Красноярского края на среднесрочную перспективу 2004 - 2010 гг.

В условиях последовательного включения России в мировые информационные, финансовые, товарные, технологические и трудовые потоки постиндустриальной экономики, расширения ее мирохозяйственных связей и усиления межгородской и межрегиональной конкуренции обостряются такие проблемы социально-экономического развития города, как:

- относительно низкий уровень качества жизни населения и недостаточная эффективность экономики города;

- недостаточно эффективные механизмы внедрения передовых конкурентоспособных технологий, задающих новые "точки роста" и обеспечивающих процессы экономического, социального и культурного развития города;

- утяжеленная структура социально-экономического комплекса города, не соответствующая требованиям и тенденциям современного постиндустриального развития;

- устаревшие схемы организации жизнедеятельности и недостаточное обновление системы социальных отношений и взаимодействий;

- низкая инвестиционная и инновационная активность, высокая ресурсоемкость производства и жизнедеятельности в городе;

- неконкурентоспособность на региональном, межрегиональном и зарубежных рынках многих видов выпускаемых товаров и услуг;

- нестабильная экологическая ситуация, особенно в промышленных зонах при постоянном многократном превышении ПДК вредных выбросов в атмосферу и водные источники;

- недостаточно надежное энерго-, водо- и теплоснабжение, транспортное обслуживание;

- проблемы личной безопасности населения и сохранности личной собственности; высокий уровень криминализации бизнеса;

- ухудшение здоровья населения, рост числа лиц, признанных нетрудоспособными, и др.

При соблюдении преемственности целей и задач социально-экономической политики администрации Красноярска, определенных ранее принятыми программными документами, период 2005 - 2010 гг. следует рассматривать как первый этап подготовки города к его интеграции в единое мировое социально-экономическое пространство. На втором этапе должны быть заложены основы формирования нового облика социально-экономического комплекса города, обеспечивающего эффективное воспроизводство и устойчивый рост уровня и качества жизни населения.

Указанное явилось основанием для разработки Программы социально-экономического развития города Красноярска на период до 2010 года.

Программа разработана в соответствии с Распоряжениями администрации города Красноярска от 07.04.2003 N 188-р и от 28.01.2004 N 60-р при организационной поддержке администрации города авторским коллективом специалистов научных организаций и вузов города Красноярска в составе:

Красноярского научного центра СО РАН (СКТБ "Наука" КНЦ СО РАН);

Красноярского отдела института экономики и организации промышленного производства СО РАН;

Института вычислительного моделирования СО РАН;

Красноярского государственного университета;

государственного университета цветных металлов и золота.

В Программе использованы статистические данные Красноярского краевого комитета государственной статистики.

Для Программы характерны следующие особенности:

- нацеленность на повышение конкурентоспособности города. Программа выделяет приоритетные, наиболее перспективные направления развития города, выявленные на основе анализа потенциала, сильных и слабых сторон геополитического положения города, возможных сценариев развития России и внешнего мира. Программа содержит ориентиры для бизнеса, потенциальных инвесторов, властей и населения города, помогает принимать оперативные решения с учетом видения перспективы;

- партнерство при разработке и реализации. Программа представляет собой не директивный документ, а договор общественного согласия, в соответствии с которым власти, предприятия и общественные организации города принимают на себя взаимосогласованные обязательства. Он разрабатывается и реализуется всеми участниками, влияющими на развитие города, с учетом интересов и при участии населения;