КРАСНОЯРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ

от 29 марта 2005 года N В-94

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА

В соответствии со ст. 28 Устава города Красноярска Красноярский городской Совет решил:

1. Утвердить Программу социально-экономического развития города Красноярска на период до 2010 года согласно приложению.

2. Признать утратившим силу Решение Красноярского городского Совета от 15.05.2001 N 3-27 "Об основных направлениях социально-экономического развития г. Красноярска на период до 2005 года".

3. Настоящее Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

4. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на комиссию по экономическому развитию.

Глава
города Красноярска
П.И.ПИМАШКОВ

     



Приложение
к Решению
Красноярского городского Совета
от 29 марта 2005 года N В-94



 ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА



ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы  

Программа социально-экономического

развития города Красноярска на период

до 2010 года                           

Основание для разработки

Программы               

Устав города Красноярска, Распоряжение

администрации города Красноярска от
28.01.2004 N 60-р


Заказчик Программы      

Администрация города Красноярска       

Основные разработчики

Программы               

Главное управление экономики и

планирования администрации города

Красноярска, Красноярский научный

центр СО РАН (СКТБ "Наука" КНЦ СО РАН),

Красноярский отдел института экономики

и организации промышленного

производства СО РАН, Институт

вычислительного моделирования СО РАН,

Красноярский государственный

университет, государственный

университет цветных металлов и золота,

органы администрации города Красноярска

Цель Программы          

Создание условий для сохранения и

устойчивого развития

высокоэффективного социального,

экономического, производственного,

природно-ресурсного потенциала города,

обеспечивающего высокий уровень и

качество жизни нынешних и будущих

поколений красноярцев                  

Задачи Программы        

Развитие социального потенциала города.

Укрепление финансово-экономического

потенциала. Повышение качества

городской среды                        

Сроки реализации

Программы               

2005 - 2010 годы                       

Исполнители основных

мероприятий Программы   

Органы администрации города

Красноярска                            

Объем и источники

финансирования Программы

Общая потребность в финансировании

Программы составляет 49400 млн. руб.

Финансирование мероприятий и проектов,

входящих в Программу, производится за

счет средств бюджета города Красноярска

и привлеченных средств (средства

федерального и краевого бюджетов,

внебюджетных фондов, собственные

средства предприятий и организаций и

др.).

Объемы финансирования уточняются при

формировании бюджета города на

очередной финансовый год.

Объем привлеченных финансовых средств

определяется (по согласованию) на

основе плана реализации Программы на

очередной финансовый год               

Ожидаемые конечные

результаты реализации

Программы               

Рост объемов промышленного производства

к 2010 году не менее 160% по сравнению

с уровнем 2003 года; рост доходов

городского бюджета - не менее 180%;

рост реальных доходов населения - 180%

Контроль за исполнением

Программы               

Главное управление экономики и

планирования администрации города      



ВВЕДЕНИЕ. ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА


Активная социально-экономическая политика администрации Красноярска, реализуемая на базе Решения Красноярского городского Совета от 15.05.2001 N 3-27 "Об основных направлениях социально-экономического развития г. Красноярска на период до 2005 года" и городских целевых программ, позволила в течение 1998 - 2003 гг. стабилизировать послекризисную ситуацию в экономической и социальной сферах города, создать предпосылки для устойчивого развития, повышения конкурентоспособности Красноярска и усиления его значения как многофункционального научно-производственного, административного и культурного центра, столицы крупного субъекта Российской Федерации - Красноярского края.

Вместе с тем современный этап, характеризующийся позитивными тенденциями в определении стратегии социально-экономического развития страны и Красноярского края на среднесрочную и долгосрочную перспективу <1>, требует внесения изменений в приоритеты и механизмы регулирования социально-экономического развития города Красноярска.

     ________________

<1> Основные направления экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу; Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 гг.); Сценарные условия социально-экономического развития РФ на 2005 год и на период до 2007 года;

Основные направления социально-экономического развития Красноярского края на среднесрочную перспективу 2004 - 2010 гг.

В условиях последовательного включения России в мировые информационные, финансовые, товарные, технологические и трудовые потоки постиндустриальной экономики, расширения ее мирохозяйственных связей и усиления межгородской и межрегиональной конкуренции обостряются такие проблемы социально-экономического развития города, как:

- относительно низкий уровень качества жизни населения и недостаточная эффективность экономики города;

- недостаточно эффективные механизмы внедрения передовых конкурентоспособных технологий, задающих новые "точки роста" и обеспечивающих процессы экономического, социального и культурного развития города;

- утяжеленная структура социально-экономического комплекса города, не соответствующая требованиям и тенденциям современного постиндустриального развития;

- устаревшие схемы организации жизнедеятельности и недостаточное обновление системы социальных отношений и взаимодействий;

- низкая инвестиционная и инновационная активность, высокая ресурсоемкость производства и жизнедеятельности в городе;

- неконкурентоспособность на региональном, межрегиональном и зарубежных рынках многих видов выпускаемых товаров и услуг;

- нестабильная экологическая ситуация, особенно в промышленных зонах при постоянном многократном превышении ПДК вредных выбросов в атмосферу и водные источники;

- недостаточно надежное энерго-, водо- и теплоснабжение, транспортное обслуживание;

- проблемы личной безопасности населения и сохранности личной собственности; высокий уровень криминализации бизнеса;

- ухудшение здоровья населения, рост числа лиц, признанных нетрудоспособными, и др.

При соблюдении преемственности целей и задач социально-экономической политики администрации Красноярска, определенных ранее принятыми программными документами, период 2005 - 2010 гг. следует рассматривать как первый этап подготовки города к его интеграции в единое мировое социально-экономическое пространство. На втором этапе должны быть заложены основы формирования нового облика социально-экономического комплекса города, обеспечивающего эффективное воспроизводство и устойчивый рост уровня и качества жизни населения.

Указанное явилось основанием для разработки Программы социально-экономического развития города Красноярска на период до 2010 года.

Программа разработана в соответствии с Распоряжениями администрации города Красноярска от 07.04.2003 N 188-р и от 28.01.2004 N 60-р при организационной поддержке администрации города авторским коллективом специалистов научных организаций и вузов города Красноярска в составе:

Красноярского научного центра СО РАН (СКТБ "Наука" КНЦ СО РАН);

Красноярского отдела института экономики и организации промышленного производства СО РАН;

Института вычислительного моделирования СО РАН;

Красноярского государственного университета;

государственного университета цветных металлов и золота.

В Программе использованы статистические данные Красноярского краевого комитета государственной статистики.

Для Программы характерны следующие особенности:

- нацеленность на повышение конкурентоспособности города. Программа выделяет приоритетные, наиболее перспективные направления развития города, выявленные на основе анализа потенциала, сильных и слабых сторон геополитического положения города, возможных сценариев развития России и внешнего мира. Программа содержит ориентиры для бизнеса, потенциальных инвесторов, властей и населения города, помогает принимать оперативные решения с учетом видения перспективы;

- партнерство при разработке и реализации. Программа представляет собой не директивный документ, а договор общественного согласия, в соответствии с которым власти, предприятия и общественные организации города принимают на себя взаимосогласованные обязательства. Он разрабатывается и реализуется всеми участниками, влияющими на развитие города, с учетом интересов и при участии населения;

- сочетание долгосрочных перспектив и конкретность первоочередных действий. В Программе определены не только долгосрочные ориентиры и перспективные направления, но и конкретные действия. В ней сформулированы главная цель и основные направления социально-экономического развития города, содержится набор конкретных целей, задач и мероприятий. По большинству мероприятий Программы определены участники их реализации, индикаторы выполнения, оценены затраты и эффект.

- непрерывность работы над Программой. Работа над Программой не заканчивается с ее принятием. Будет вестись мониторинг ее выполнения, ежегодно будет проходить оценка хода реализации и, при необходимости, корректировка мероприятий.

1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА


      Население, рынок труда и уровень жизни


Согласно данным текущего учета численность населения Красноярска на 1 января 2004 года составила 912,8 тыс. чел.

Явно выраженные тенденции увеличения населения за счет превышения миграционного прироста над естественной убылью в 1995 - 2003 годах (за исключением 1999 и 2001 годов) позволяют отнести Красноярск к растущим городам (табл. 1).

Рост показателей рождаемости в 1980 - 1986 годах сменился снижением в 1987 - 1989 годах и еще более резким спадом в 90-е годы. В последние 4 года рождаемость в городе росла: 2000 год - 8,6%; 2001 год - 9,5%, 2002 год - 10,7%, 2003 год - 10,9%.

Смертность населения, составившая в 1995 году 14,5 человека на 1000 жителей, после некоторого снижения в 1996 - 1998 годах стабилизировалась в последние 4 года на уровне 13,7 - 14,0%. На протяжении ряда лет на первом месте среди причин смерти горожан стоят болезни системы кровообращения, в основном инфаркты миокарда и инсульты, на втором месте - злокачественные новообразования. Ежегодно от рака умирает более 2000 жителей города. Отмечается рост смертности лиц трудоспособного возраста, среди которых доля мужчин составляет 80%.

Таблица 1.


       Компоненты изменения численности населения Красноярска

 1990

 1991

 1992

 1993

 1994

 1995

 1996

 1997

 1998

 1999

 2000

 2001

 2002

 2003     

Численность

населения

на начало

года (тыс.

человек)    





878,7





880,5





879,4





873,9





868,8





868,6





870,9





873,7





875,1





877,6





875,3





875,7





875,2





912,21 <1>

Естественный

прирост

(убыль) на

1000 жителей




 3,7




 1,2




 -0,9




 -4,5




 -4,9




 -5,2




 -4,0




 -4,1




 -4,1




 -5,5




 -5,5




 -4,2




 -3,3




 -2,8     

Миграционный

прирост

(убыль) на

1000 жителей




 -1,9




 -1,7




 -5,2




 -0,5




 4,9




 8,2




 6,9




 5,7




 7,0




 2,9




 5,3




 3,6




 5,1




 3,1     

Общий

прирост

(убыль) на

1000 жителей




 1,8




 -0,5




 -6,1




 -5,1




 0,0




 3,0




 2,9




 1,6




 2,9




 -2,6




 0,2




 -0,6




 1,8




 0,3     

     ________________

<1> Существенное расхождение результатов переписи населения с данными текущего учета предыдущих лет связано, прежде всего, с несовершенством текущей регистрации миграционного движения населения и занижением числа приезжающих в город на постоянное жительство.

Уровень младенческой смертности считается надежным объективным признаком социально-экономического и культурного благополучия, в том числе отражает и развитие систем и служб здравоохранения. Пять лет назад уровень младенческой смертности ниже 11,0 на 1000 живорождений наблюдался лишь в Самарской области (10,1) и Санкт-Петербурге (10,7). В Восточно-Сибирском регионе уровень младенческой смертности был самым высоким (22,8), за исключением республик с высокой рождаемостью. В городе Красноярске в 1999 году уровень младенческой смертности составлял 20,6 на 1000 родившихся живыми. В результате планомерной целенаправленной работы по реорганизации системы охраны материнства и детства в 2003 г. в городе младенческая смертность снижена до 9,9 на 1000 родившихся живыми, что в 2,1 раза ниже первоначального уровня (в концепции развития здравоохранения Красноярского края предполагается достичь уровня младенческой смертности 12,0 на 1000 живорожденных к 2010 году).

Неблагоприятные изменения в показателях воспроизводства сказались и на возрастном составе населения города. За период 1991 - 2002 гг. численность лиц моложе трудоспособного возраста уменьшилась с 23,6% до 16,6%, а доля лиц старше трудоспособного возраста увеличилась с 14,5% до 18,3%.

В 2003 году численность экономически активного населения Красноярска составила 471,9 тыс. человек (51,7% от численности населения). Численность безработных по методологии МОТ составила 34,5 тыс. человек (7,3% экономически активного населения). Численность зарегистрированных безработных в городе (на 01.01.2004) - 5,0 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы - 0,94%. Основная часть зарегистрированных безработных (74,8%) - женщины. Более четверти безработных составляет молодежь в возрасте 16 - 29 лет.

Специфическое состояние рынка труда города Красноярска в настоящее время характеризуется сочетанием значительной скрытой безработицы и низкого уровня официально зарегистрированной.

За годы экономических реформ произошло существенное изменение структуры занятости населения. Падение объемов промышленного производства в первой половине 90-х годов привело к оттоку работников в другие отрасли экономики. Большая часть трудоспособного населения занята теперь в сфере услуг, что соответствует современным мировым тенденциям развития крупных городов. Наблюдается рост доли лиц, работающих не по найму.

Поток населения в ходе трудовой миграции для города Красноярска значителен. Иммигранты в основном заполняют наименее привлекательные для местного населения вакансии. Таким образом, серьезного снижения зарплаты местных работников за счет трудовой миграции не происходит.

В настоящее время сформировалась потребность в совершенствовании нормативно-правовой базы в сфере труда, так как многие трудовые вопросы оставлены на усмотрение собственников, что приводит к возникновению трудовых споров, конфликтов, нарушению законодательства о труде.

Основными проблемами на рынке труда являются:

- низкая активность колдоговорного процесса в частном секторе экономики города;

- преимущественно формальный характер коллективных договоров;

- отсутствие действенного механизма ответственности за невыполнение условий договора;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»