ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2008 года N 46-а
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОЛОДОЙ КРАСНОЯРСКОЙ СЕМЬЕ - ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ" НА 2009 - 2011 ГОДЫ
(в редакции Постановлений администрации г. Красноярска от 16.07.2009 N 92-а, Постановлений Главы г. Красноярска от 22.10.2009 N 407, от 09.11.2009 N 460, от 27.01.2010 N 26, Постановлений администрации г. Красноярска от 13.11.2010 N 490, от 03.06.2011 N 214, от 11.10.2011 N 418, с изм., внесенными Постановлениями администрации г. Красноярска от 27.01.2009 N 13, от 28.12.2010 N 558)
В целях стимулирования кредитования на строительство и приобретение жилья, повышения его доступности для молодых и (или) многодетных красноярских семей, развития ипотечно-инвестиционных процессов на территории города, в соответствии с Решением Красноярского городского Совета депутатов от 11.12.2007 N 15-359 "О бюджетном процессе в городе Красноярске", руководствуясь статьями 45, 58, 59 Устава города Красноярска, постановляю:
1. Утвердить городскую целевую программу "Молодой красноярской семье - доступное жилье" на 2009 - 2011 годы согласно приложению.
2. Департаменту информационной политики администрации города Красноярска (Акентьева И.Г.) опубликовать настоящее Постановление в газете "Городские новости" и разместить на официальном сайте администрации города в сети Интернет.
3. Настоящее Постановление вступает в силу с 01.01.2009 при условии отмены Решения Красноярского городского Совета от 31.05.2005 N 6-109 "Об утверждении городской целевой Программы "Молодой красноярской семье - доступное жилье" на 2005 - 2010 годы".
Глава города
П.И.ПИМАШКОВ
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "МОЛОДОЙ КРАСНОЯРСКОЙ СЕМЬЕ - ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ" НА 2009 - 2011 ГОДЫ
(в редакции Постановлений администрации г. Красноярска от 16.07.2009 N 92-а, Постановлений Главы г. Красноярска от 22.10.2009 N 407, от 09.11.2009 N 460, от 27.01.2010 N 26, Постановлений администрации г. Красноярска от 13.11.2010 N 490, от 03.06.2011 N 214, от 11.10.2011 N 418)
┌════════════════════════┬════════════════════════════════════════════════‰
│Наименование программы │городская целевая программа "Молодой │
│ │красноярской семье - доступное жилье" на 2009 - │
│ │2011 годы (далее - программа) │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Обоснование │Постановление Правительства Российской Федерации│
│необходимости разработки│от 17.09.2001 N 675 "О Федеральной целевой │
│программы │программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы" │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Дата принятия решения о │11 ноября 2008 года │
│разработке программы │ │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Заказчик программы │администрация города Красноярска │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Разработчик программы │управление учета и реализации жилищной политики │
│ │администрации города Красноярска │
│(в ред. Постановления администрации г. Красноярска от 16.07.2009 N 92-а) │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Основные цели и задачи │муниципальная поддержка молодых и (или) │
│программы │многодетных семей, нуждающихся в улучшении │
│ │жилищных условий, направленная на оказание │
│ │помощи в строительстве или приобретении жилья; │
│ │создание условий для привлечения молодыми и │
│ │(или) многодетными семьями собственных средств, │
│ │финансовых средств банков и других организаций, │
│ │предоставляющих ипотечные жилищные кредиты │
│ │(далее также - жилищный кредит) и займы на │
│ │приобретение или строительство жилья (далее │
│ │также - заем); │
│ │формирование долгосрочной системы муниципальной │
│ │поддержки молодых и (или) многодетных │
│ │красноярских семей по улучшению жилищных │
│ │условий; │
│ │снижение финансовых издержек и повышение │
│ │доступности для молодых и (или) многодетных │
│ │семей приобретения или строительства │
│ │собственного жилья, в том числе при получении │
│ │ипотечных жилищных кредитов или займов, за счет │
│ │предоставления дополнительных мер социальной │
│ │поддержки в форме целевой социальной выплаты │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Сроки реализации │2009 - 2011 годы │
│программы │ │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Объемы и источники │143,72 млн. рублей за счет средств бюджета │
│финансирования │города, в том числе: │
│ │2009 год - 45,0 млн. рублей; │
│ │2010 год - 50,57 млн. рублей; │
│ │2011 год - 47,42 млн. рублей │
│(в ред. Постановлений администрации г. Красноярска от 13.11.2010 N 490,│
│от 11.10.2011 N 418) │ │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Основные конечные │основным конечным результатом программы является│
│результаты реализации │обеспечение жильем 84 молодых и (или) │
│программы и показатели │многодетных семей, в том числе: │
│социально-экономической │в 2009 году - 28 семей, │
│эффективности │в 2010 году - 28 семей, │
│ │в 2011 году - 28 семей. │
│ │Показателями социально-экономической │
│ │эффективности программы являются: │
│ │повышение доступности приобретения или │
│ │строительства жилья для молодых и (или) │
│ │многодетных красноярских семей, в том числе при │
│ │получении ипотечных жилищных кредитов или │
│ │займов, путем предоставления молодым и (или) │
│ │многодетным красноярским семьям дополнительных │
│ │мер социальной поддержки в форме целевой │
│ │социальной выплаты; │
│ │привлечение в жилищную сферу города │
│ │дополнительных инвестиций за счет бюджетных и │
│ │внебюджетных источников; │
│ │стимулирование стабильного и долгосрочного │
│ │интереса молодежи к трудовой деятельности; │
│ │развитие и закрепление положительных │
│ │демографических тенденций в обществе, укрепление│
│ │статуса семейных отношений и снижение социальной│
│ │напряженности в городском сообществе │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Орган, ответственный за │управление учета и реализации жилищной политики │
│реализацию программы │администрации города Красноярска │
│(в ред. Постановления администрации г. Красноярска от 16.07.2009 N 92-а) │
└════════════════════════┴════════════════════════════════════════════════…
1.1. В современных условиях большинство молодых и (или) многодетных семей не имеет финансовой возможности решить жилищную проблему самостоятельно. Повышение уровня социальной защищенности молодежи, улучшение жилищных условий резко повышают мотивацию молодежи к труду, снижая социальное напряжение, вызываемое проблемами бездомности, наркомании, пьянства, отсутствия стимулов для стабильной трудовой деятельности, укрепляют статус семейных отношений, способствуя улучшению демографической ситуации. Как показывает мировой опыт, для сохранения простого воспроизводства любого общества необходимо обеспечить коэффициент рождаемости детей на каждую семью в среднем 2,14. В России за последние десять лет, по оценке экспертов, он составляет 1,39, а по Красноярскому краю - 1,4.
Социологические исследования относят жилищные условия и финансовую обеспеченность молодой и (или) многодетной семьи к важнейшим факторам, определяющим мотивацию молодой и (или) многодетной семьи в вопросах рождения детей. Жилье как экономическое благо обладает свойством длительного пользования, а затраты семьи на приобретение и содержание жилья составляют существенную часть семейного бюджета. Таким образом, особую актуальность представляет решение задачи по формированию целевых механизмов, с помощью которых молодые и (или) многодетные красноярские семьи могли бы улучшать свои жилищные условия при посильной финансовой нагрузке на семейный бюджет.
Кроме того, строительство жилья обладает значительным мультипликативным эффектом и является катализатором развития многих отраслей городской экономики (промышленности, производства строительных материалов, разнообразных потребительских товаров), решает проблемы жилищно-коммунального и бытового хозяйства, сферы услуг, социальные проблемы (в том числе проблемы занятости населения), позволяет реально стабилизировать экономику города и стимулировать ее поступательное развитие.
Несмотря на высокие темпы строительства жилья, в городе до сих пор сохраняется его дефицит. В настоящее время обеспеченность жилищным фондом в городе Красноярске составляет в среднем 21 кв. м общей площади на одного человека при социальной норме 22 кв. м на человека. Увеличивается количество человек, стоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год |
17538 семей | 16323 семьи | 16386 семей | 15701 семья | 16784 семьи |
Несмотря на то, что в настоящее время собственные доходы и сбережения не позволяют большинству граждан самостоятельно приобрести жилье по рыночной стоимости, население рассматривается как основная "целевая" категория инвесторов жилищного строительства. Во-первых, в связи с тем, что именно население является "конечным" потребителем жилья, и, во-вторых, в связи с имеющейся в последние годы тенденцией роста реальных доходов населения, особенно "среднего класса", в том числе среди молодежи (таблицы 1, 2). Рост доходов стимулирует желание и готовность населения инвестировать собственные и заемные денежные средства в улучшение жилищных условий.
Динамика изменения среднедушевых денежных доходов населения города Красноярска, руб./мес.
2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год (оценка) |
6374,8 | 7594,4 | 9044,1 | 10543,5 | 14080,0 | 17712,0 |
Динамика изменения среднемесячной заработной платы по городу Красноярску, руб.
2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год (оценка) |
6726,6 | 8500,0 | 10030,9 | 12059,4 | 14879,9 | 19102,1 |
Таким образом, эффективное взаимодействие органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления и организаций всех форм собственности по формированию на территории города механизма повышения доступности для молодых и (или) многодетных семей приобретения или строительства жилья, в том числе посредством привлечения ими жилищных кредитов или займов, является одним из приоритетных направлений социально-экономической стратегии органов местного самоуправления города Красноярска.
1.2. Основной финансово-экономической проблемой, реально сдерживающей широкое развитие жилищного кредитования населения, являются высокие процентные ставки, предлагаемые коммерческими банками по кредитам на строительство и приобретение жилья, которые на сегодняшний день при действующей ставке рефинансирования Центрального банка РФ (11% годовых) составляют 13,5 - 22% (без учета дополнительных и сопутствующих расходов).
Расходы, связанные с получением, финансовым обслуживанием и погашением дорогостоящих заемных средств, являются непосильным финансовым бременем для среднестатистической молодой и (или) многодетной красноярской семьи.
Самостоятельно коммерческие банки не готовы существенно снижать ставку по предлагаемым жилищным кредитам в основном по причинам:
- регулирующего воздействия ставки рефинансирования Центрального банка РФ (в настоящее время 11% годовых);
- высокого уровня реальных инфляционных процессов и сохраняющейся общей нестабильности российской экономики;
- достаточно высокого уровня ставок по депозитам (7 - 13% годовых), за счет которых в основном и формируются кредитные ресурсы большинства российских банков;
- собственных высоких накладных расходов, связанных с содержанием дорогостоящего банковского персонала;
- нежелания акционеров коммерческих банков (собственников) снижать доходность финансово-кредитных операций.
Таким образом, ситуация, сложившаяся в сфере жилищного кредитования на современном этапе развития российской экономики, показывает невозможность реализации классической экономической модели жилищного кредитования, доступного широким слоям населения, и требует применения программно-целевых методов по созданию финансово-организационных условий, в первую очередь для молодых и (или) многодетных красноярских семьей, для улучшения жилищных условий, в том числе за счет государственной или муниципальной поддержки.
1.3. В современной практике органами государственной власти и муниципального самоуправления на территории Российской Федерации применяются в основном два способа оказания поддержки целевым группам населения с целью повышения доступности приобретения жилья:
- субсидирование первоначального взноса (единовременная финансовая помощь в размере 10 - 20% от стоимости квартиры);
- субсидирование части процентной ставки по жилищным кредитам, получаемым в российских банках.
В рамках настоящей программы предложен механизм предоставления молодым и (или) многодетным семьям целевой социальной выплаты на приобретение или строительство жилья на условиях подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, настоящей программы, что позволит обеспечить:
- положительный социально-экономический эффект на всем этапе действия жилищного кредита или займа, предоставленного молодой и (или) многодетной красноярской семье, независимо от возможного изменения текущего финансового состояния городского бюджета;
- адресность оказываемой социальной поддержки;
- эффективное привлечение внебюджетных средств;