Городской пассажирский транспорт (далее - ПТ) является одной из важнейших подсистем города, от функционирования и развития которой зависит качество жизни населения, эффективность работы отраслей экономики Красноярска и возможности использования его градостроительного и социально-экономического потенциала.
В 2010 году городские перевозки осуществляют три муниципальных автобусных предприятия и МП "Горэлектротранс" (троллейбусное и трамвайное депо) и 64 организации частной формы собственности. Доля муниципального транспорта к 2010 году возросла и составила 30% от общего количества городского пассажирского транспорта.
Городской пассажирский электротранспорт осуществляет перевозки автономно: троллейбус - на левом берегу, трамвай - на правом берегу города. Отсутствие единой трамвайной и единой троллейбусной сети в пределах города тормозит развитие этих видов транспорта, что в значительной степени сказывается на снижении объемов перевозок.
В 2007 - 2008 годах обновлен муниципальный парк автобусов, приобретено 265 больших городских низкопольных автобусов марок МАЗ, ЛИАЗ, "Волжанин", в связи с чем доля муниципального транспорта в общем объеме перевозок увеличилась в 2 раза (с 16% в 2007 году до 30% в 2010 году). На 01.07.2010 имеют полный износ и подлежат списанию 182 единицы (34 автобуса, 92 троллейбуса, 56 трамвайных вагонов), что составляет 33% от списочного количества подвижного состава муниципальных транспортных предприятий.
В 2009 году городу Красноярску в рамках федеральной программы по закупке автотранспортных средств было выделено 15 городских автобусов марки ЛИАЗ, которые были переданы МП "КПАТП N 5". Все автобусы работают на городских маршрутах.
Коммерческими перевозчиками в 2008 году произведена замена не соответствующих виду и вместимости транспортных средств в количестве 32 единиц новыми автобусами большой вместимости городского класса марок МАЗ, НефАЗ, "Хайгер".
Коммерческий транспорт обеспечивает 70% общих перевозок. На 1 января 2010 года списочное количество коммерческих автобусов составило 1285 единиц, в том числе: автобусов большой и средней вместимости - 1007 единиц (78,4%), малой группы вместимости - 278 единиц (21,6%).
В 2009 году автомобильным и электрическим транспортом перевезено 234,1 млн. человек, из них 51,6 млн. человек имели право льготного проезда. В 2009 году за счет внедрения электронной социальной карты доля льготных пассажиров в общем пассажирообороте увеличилась в 2 раза (рисунок 14).*