Безусловным приоритетом в области социальной политики города Красноярска является создание условий для реализации гражданами своих прав на качественное образование, соответствующее потребностям современного общества, выбор образовательного учреждения и образовательных программ. Именно поэтому образование играет важную роль в сохранении социальной стабильности и социально-экономическом развитии города.
Деятельность системы образования города планируется и осуществляется в соответствии с Концепцией модернизации российского образования, приоритетным национальным проектом (далее - ПНП) "Образование", инициативным проектом "Наша новая школа".
Муниципальная образовательная сеть, с одной стороны, представлена учреждениями всех типов и видов, с другой - находится в состоянии развития с целью удовлетворения современных потребностей горожан.
В 2010 году на территории города функционирует 218 дошкольных образовательных учреждений, из них 205 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, 12 ведомственных и 1 частный детский сад. На базе прогимназии N 131, начальных школ - детских садов N 37, 165, гимназии N 1 "Универс", школы N 148 функционируют группы для детей дошкольного возраста.
Кроме того, в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования и детских садах организована работа групп кратковременного пребывания.
В целом охват детей от 1 года до 7 лет в системе дошкольного образования с учетом всех форм собственности дошкольных учреждений составляет 56% от общего количества детей данного возраста, проживающих на территории города. Увеличение рождаемости (более чем 14 тысяч детей в год) обострило ситуацию с обеспечением местами в детские сады. По состоянию на 01.01.2010 года на очереди состоит свыше 40 тысяч детей от 0 до 7 лет и свыше 20 тысяч - от 1,5 до 7 лет.
Для решения проблемы дефицита мест в детских садах ведется работа по оптимизации площадей дошкольных образовательных учреждений; возврату зданий бывших детских садов, используемых не по назначению; приему в муниципальную собственность ведомственных детских садов; строительству новых зданий; развитию вариативных форм организации дошкольного образования. С 2006 года введено 4144 дополнительных мест за счет капитального ремонта возвращенных семи зданий детских садов, ранее используемых не по назначению, создания 128 групп в действующих дошкольных учреждениях, строительства двух новых детских садов.
В 2011 году планируется создать 380 дополнительных мест за счет создания дополнительных 6 групп в действующих детских садах и строительства нового детского сада в Железнодорожном районе города на улице Пушкина.
Следует отметить, что возможность возврата зданий детских садов, построенных в 50-е, 60-е годы прошлого века, ограничена, так как с учетом действующих санитарно-гигиенических норм по набору помещений и отдельным конструктивным решениям они не соответствуют современным требованиям, а себестоимость одного места сопоставима с новым строительством.
Одним из направлений по увеличению количества мест для дошкольников является создание групп семейного воспитания. В городе определена пилотная площадка по отработке механизмов создания и развития семейных групп воспитания с последующим тиражированием опыта (муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад N 306" Свердловского района города), что актуально для реализации предложения Президента Российской Федерации в части обеспечения населения услугами дошкольного образования.
В 129 общеобразовательных учреждениях города обучается более 83 тысяч учащихся, в 26 учреждениях дополнительного образования - 32,5 тысяч детей.
На качество образования, выполнение государственных стандартов существенное влияние оказывают условия, созданные для реализации образовательных программ: условия безопасности, материально-технические, кадровые, инновационные ресурсы.
В настоящее время инфраструктуру системы образования отличает высокая степень изношенности зданий образовательных учреждений, что представляет опасность для жизни и здоровья участников образовательного процесса.
Для создания безопасных условий обучения и устранения аварийных ситуаций с 2009 года проводится инструментальное обследование зданий и комплексный капитальный ремонт. Так, проведен комплексный капитальный ремонт 8 зданий; в 74% образовательных учреждений установлены противопожарные двери. Все образовательные учреждения обеспечены противопожарной сигнализацией и системами оповещения при пожарах.
В части антитеррористической безопасности все здания учреждений образования оснащены мобильными телефонами с вызовом оперативной группы быстрого реагирования отдела вневедомственной охраны, системами голосового оповещения.
До 2020 года планируется снести 2 здания школ 50-летней давности; построить и реконструировать 12 зданий под общеобразовательные учреждения, в том числе: на 1000 мест по современным проектам в Октябрьском, Советском и Железнодорожном районах города, где активно осуществляется жилищное строительство, а перекомплект по сравнению с проектной мощностью составляет до 30%.
Начиная с 2006 года, существенно улучшилась материально-техническая база общеобразовательных учреждений за счет:
- привлечения финансовых средств на общую сумму 97 млн. руб. школами по результатам участия в реализации приоритетного национального проекта "Образование"; участия в краевых долгосрочных программах;
- поставки около 300 учебных кабинетов по естественно-научным и гуманитарным предметам в рамках комплексного проекта модернизации образования;
- использования школами не менее 20% средств субвенций на приобретение учебного оборудования;
- получения благотворительных пожертвований от некоммерческих фондов (компьютерная техника).
За период реализации ПНП "Образование" все школы имеют доступ к глобальным информационным ресурсам, собственные сайты; оборудованы автоматизированные рабочие места для педагогов. В 2010 году стартовал проект "Электронная библиотека" Сибирского федерального университета, в рамках которого все учреждения получают возможность пользоваться электронной базой Государственной универсальной научной библиотеки.
Серьезное внимание уделяется устройству современной инфраструктуры, включающей образовательные среды для разных видов деятельности детей в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями, с учетом национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
К 2015 году планируется создать во всех общеобразовательных учреждениях необходимые условия для реализации новых федеральных образовательных стандартов.
Важный шаг к расширению финансовой самостоятельности и полномочий образовательных учреждений - эксперимент по переходу от единой тарифной сетки к новой системе оплаты труда в 21 учреждении города, совершенствование правового положения образовательных учреждений. Планируется к 2013 году перевести 10 образовательных учреждений в автономные.
Основными показателями качества образования являются результаты итоговой государственной аттестации и участие школьников в олимпиадном движении. В 2010 году по всем предметам средний балл выше краевого (35 учащихся получили 100 баллов, это 55,6% от общего количества 100-бальников по краю). Из 63 выпускников края, сдавших единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) на 100 баллов, 35 человек - выпускники красноярских школ.
Создание муниципальной системы выявления и поддержки талантливых детей - один из важных приоритетов развития. Президент России в послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2010 году сделал акцент на том, что учителя обязаны раскрыть способности каждого ребенка и максимально подготовить его к выбору профессии. А для этого необходим системный подход к работе с талантливыми детьми, который целенаправленно осуществляется в системе образования города. К 2010 году в городе действует система очных, заочных, дистанционных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, научно-практических конференций. Красноярские школьники принимают активное участие в национальной образовательной программе "Интеллектуально-творческий потенциал России", в международной программе "Шаг в будущее", в общегородской ассамблее "Красноярск. Технологии будущего".
В 2010 году в интеллектуальных состязаниях различного уровня приняли участие 81% детей от общего количества обучающихся. Победителями III этапа (краевого) Всероссийской олимпиады школьников в 2010 стали 83 учащихся школ города. Победителями и призерами V заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников - 5 учащихся. По итогам Всероссийского конкурса на поощрение талантливой молодежи в рамках ПНП "Образование" ежегодно учащиеся школ города получают премии Президента Российской Федерации. В 2008 году - 8 учащихся, в 2009 году - 5 учащихся, в 2010 году призерами, получившими премии в размере 30 и 60 тыс. руб., стали 11 школьников города Красноярска. Стипендии Губернатора Красноярского края получают 11 старшеклассников.