РЕШЕНИЕ
от 8 июня 2006 года N 3-9
О ПРОГРАММЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И УСИЛЕНИЯ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В Г. КАЗАНИ НА 2006 - 2008 ГОДЫ
(в редакции решения Казанской городской Думы от 25.10.2007 N 7-23)
Заслушав и обсудив доклад начальника Управления внутренних дел г. Казани Ф.Б.Шабаева, Казанская городская Дума отмечает, что во исполнение решения Казанского Совета народных депутатов "О состоянии охраны общественного порядка в г. Казани" Исполнительным комитетом муниципального образования г. Казани, придавая приоритеты профилактической работе, разработана Программа профилактики правонарушений и усиления охраны общественного порядка в г. Казани на 2006 - 2008 годы, которая предусматривает обеспечение безопасности граждан на территории города и усиление охраны общественного порядка за счет создания условий, способствующих снижению уровня преступности.
Программа включает мероприятия по совершенствованию правоохранительной деятельности, мероприятий по профилактике правонарушений среди детей и молодежи, по организации охраны общественного порядка и обеспечению безопасности, организационных мероприятий по профилактике наркотизации населения, мероприятий, способствующих улучшению деятельности службы участковых уполномоченных милиции, материально-техническому и иному обеспечению субъектов профилактики правонарушений, обеспечению жильем сотрудников органов внутренних дел и другие.
В программу включен новый раздел, касающийся мероприятий, способствующих профилактике экстремизма, расовой, национальной или религиозной розни, при этом исключен раздел, касающийся борьбы с терроризмом, в связи с отсутствием соответствующих полномочий у органов местного самоуправления и отнесением данного вопроса к компетенции федеральных органов власти.
Ориентировочные затраты на реализацию мероприятий Программы за весь период ее действия составляют более 2,2 млрд. рублей.
В разработке Программы приняли участие заинтересованные стороны, а именно: правоохранительные органы, муниципальные структуры, учебные заведения. Программа прошла обсуждение на заседаниях постоянной комиссии по вопросам законности, правопорядка и местному самоуправлению, в том числе в ходе выездных заседаний комиссии, а также "Круглом столе" с участием исполнителей программных мероприятий.
Программа разработана с учетом задач в области профилактики правонарушений и борьбы с экстремизмом, определенных Президентом Республики Татарстан М.Ш.Шаймиевым в ежегодном Послании Государственному Совету Республики Татарстан.
Исходя из вышеизложенного, учитывая исключительную важность создания для казанцев условий безопасного проживания, Казанская городская Дума РЕШИЛА:
1. Утвердить Программу профилактики правонарушений и усиления охраны общественного порядка в г. Казани на 2006 - 2008 годы (прилагается).
2. Поручить Исполнительному комитету города Казани:
2.1. обеспечить исполнение программных мероприятий муниципальными учреждениями и предприятиями, а также другими организациями, задействованными в реализации Программы;
2.2. при ежегодном формировании бюджета муниципального образования г. Казани вносить предложения по финансированию мероприятий Программы для уточнения расходов на текущий год по соответствующим отраслям бюджета;
2.3. обеспечить финансирование мероприятий Программы в пределах утвержденного бюджета, а также за счет привлечения внебюджетных средств.
3. Поручить постоянной комиссии по вопросам законности, правопорядка и местному самоуправлению (Н.Н.Рыбушкин) осуществлять контроль за ходом реализации Программы профилактики правонарушений и усиления охраны общественного порядка в г. Казани на 2006 - 2008 годы, при необходимости вносить предложения о внесении дополнений и изменений в указанную Программу.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя Главы муниципального образования Л.Н.Андрееву.
Мэр города
И.Р.МЕТШИН
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И УСИЛЕНИЯ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В Г. КАЗАНИ НА 2006 - 2008 ГОДЫ
(в редакции решения Казанской городской Думы от 25.10.2007 N 7-23)
г. Казань, 2006 год
Наименование программы | Программа профилактики правонарушений и усиления охраны общественного порядка в г. Казани на 2006 - 2008 годы |
Основания для разработки Программы | Решение Казанского Совета народных депутатов от 25.05.2005 N 43-23 "О состоянии охраны общественного порядка в г. Казани" |
Государственный заказчик | Представительный орган муниципального образования г. Казани - Казанская городская Дума |
Разработчик | Исполнительный комитет г. Казани |
Цели и задачи Программы | Обеспечение безопасности граждан на территории города, воссоздание системы социальной профилактики правонарушений, направленной, прежде всего, на активизацию борьбы с алкоголизмом, наркоманией, преступностью, безнадзорностью, беспризорностью несовершеннолетних, ресоциализацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы, снижение уровня преступности на территории города, оптимизация работы по предупреждению и профилактике правонарушений, совершаемых на улицах и в общественных местах, выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений |
Исполнители | Администрации районов, комитеты, управления, отделы Исполнительного комитета г. Казани, муниципальные предприятия и учреждения, правоохранительные органы, иные городские службы, общественные формирования и граждане |
Сроки реализации Программы | 2006 - 2008 гг. |
Источники и объемы финансирования | Основную часть мероприятий планируется осуществить за счет средств текущего финансирования структурных подразделений Исполнительного комитета г. Казани - исполнителей мероприятий Программы. Предполагается также для выполнения мероприятий, требующих целевого финансирования, осуществлять работу по привлечению дополнительных средств бюджета муниципального образования г. Казани, республиканского и федерального бюджетов, а также внебюджетных источников. Объемы финансирования программных мероприятий определяются структурными подразделениями Исполнительного комитета г. Казани при ежегодной защите бюджета муниципального образования г. Казани по соответствующим отраслям |
Система организации контроля за выполнением Программы | Общий контроль за исполнением Программы осуществляется Казанской городской Думой. В ходе реализации Программы ежегодно уточняются целевые показатели по мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей. Непосредственный контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляет постоянная комиссия по вопросам законности, правопорядка и местному самоуправлению Казанской городской Думы. Также непосредственный контроль выполнения пунктов Программы осуществляет межведомственная комиссия по профилактике правонарушений, состав которой утверждается Руководителем Исполнительного комитета г. Казани. Текущую работу по обеспечению контроля, обобщению итогов выполнения Программы осуществляет отдел организации охраны общественного порядка и общественной безопасности аппарата Исполнительного комитета г. Казани и Управление внутренних дел г. Казани |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Ожидается, что в результате реализации Программы: - повысится эффективность системы социальной профилактики правонарушений; - улучшится информационное обеспечение деятельности муниципальных органов и общественных организаций по обеспечению охраны общественного порядка на территории города; - уменьшится общее число совершаемых преступлений; - снизится уровень рецидивной и "бытовой" преступности; - улучшится профилактика правонарушений в среде несовершеннолетних и молодежи; -повысится уровень доверия населения к правоохранительным органам |
В настоящее время в г. Казани сложилась определенная система охраны общественного порядка и профилактики правонарушений, которая включает в себя деятельность правоохранительных органов города, общественных формирований, граждан, муниципальных учреждений и организаций.
Деятельность органов исполнительной власти г. Казани, правоохранительных органов последние 3 года осуществлялась с учетом действия Программы борьбы с преступностью в г. Казани на 2003 - 2005 годы, утвержденной Постановлением Главы администрации города от 03.02.2003 N 175. Ее реализация способствовала улучшению охраны общественного порядка в городе.
Вместе с тем в области охраны общественного порядка существует ряд проблем, требующих программного решения. Так, особую озабоченность вызывает профилактика правонарушений среди молодежи, особенно среди несовершеннолетних. В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Увеличивается число безнадзорных детей.
Одним из главных элементов работы в указанном направлении является обеспечение занятости детей и подростков в кружках и секциях. Поэтому необходимо поддерживать и развивать систему дополнительного образования, укрепить материально-техническую базу учреждений дополнительного образования ввиду того, что профилактическая работа с детьми и молодежью является наиболее значимой в системе профилактики правонарушений.
Профилактике правонарушений должны способствовать организационные мероприятия по профилактике наркотизации населения.
Наркоситуация в г. Казани, как и в целом по республике, продолжает оставаться сложной. Пресечению распространения наркомании должны способствовать ныне действующая Программа и последующие программы по профилактике наркотизации населения. Интересам обеспечения стабильного снижения спроса наркотиков и психотропных веществ должна служить также деятельность государственных, общественных и религиозных организаций, направленная на формирование в обществе и, в первую очередь, молодежной среде морально-этических убеждений об их вреде, ценности здорового образа жизни.
Одно из непременных условий эффективной деятельности правоохранительных органов по пресечению правонарушений, устранению порождающих их причин - это поддержка граждан и общественных объединений.
Реализация мер, направленных на улучшение деятельности службы участковых уполномоченных милиции, должна способствовать определенному повышению их роли в предупреждении правонарушений и борьбе с преступностью.
Основа в работе с населением - развитие и внедрение новых форм и методов работы службы участковых уполномоченных милиции через взаимодействие с советами общественности при общественных пунктах охраны правопорядка, в состав которых входят старшие по домам, подъездам, активисты-общественники. В настоящее время в городе совместно с участковыми уполномоченными милиции, которых насчитывается 397, работают 2430 старших по домам, что способствует усилению охраны общественного порядка в жилом секторе.
В городе функционируют 89 общественных пунктов охраны правопорядка. Общественные пункты охраны правопорядка должны стать связывающим звеном между органами внутренних дел и населением.
В настоящее время в г. Казани функционируют добровольные народные дружины из числа сотрудников предприятий "Элекон" и "Татарстан сэте" на базе общественных пунктов охраны правопорядка, осуществляется деятельность Центра молодежных (студенческих) формирований по охране общественного порядка "Форпост", общественного спецдивизиона при отделе ГИБДД Управления внутренних дел г. Казани, Молодежного объединения содействия правоохранительным органам г. Казани, включающего 21 молодежное формирование общей численностью порядка 400 человек в 13 высших учебных заведениях, 3 техникумах, районах города. Таким образом, необходимо продолжать практику участия самого населения, трудовых коллективов в обеспечении охраны общественного порядка.
Улучшению эффективности борьбы с преступностью должно послужить укрепление материально-технического и иного обеспечения подразделений милиции общественной безопасности Казанского гарнизона милиции.
Большое внимание должно уделяться реализации мероприятий, способствующих профилактике экстремизма, расовой, национальной или религиозной розни. В последние годы в ряде городов Российской Федерации совершены нападения на иностранных студентов, проходящих обучение в нашей стране, на мигрантов с Кавказа и Средней Азии и др. Крайне негативная реакция граждан была на факт нападения в синагоге города Москвы. Таким образом, экстремизм начинает приобретать системный, демонстративный характер, распространяется движение скинхедов, экстремистские организации пытаются мобилизовать молодежь.
Необходимы превентивные, профилактические меры в виде воспитания патриотизма, толерантности, духовности, трудовых навыков в традициях нашей республики. Лишь формирование духовного и нравственного потенциала, повышение политической грамотности молодежи обеспечат ее противостояние манипуляциям экстремистов. Это задача семьи, учебных заведений, общественных организаций и др.
Вместе с тем решение всех обозначенных проблем требует программного подхода с учетом реализации полномочий, определенных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
2.1. Правовую основу Программы профилактики правонарушений и усиления охраны общественного порядка в г. Казани на 2006 - 2008 годы (далее - Программа) составляют конституции Российской Федерации и Республики Татарстан, федеральные и республиканские законы, иные нормативно-правовые акты, принимаемые государственными органами и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий.
2.2. Цель Программы - обеспечение безопасности граждан на территории муниципального образования г. Казани.
2.3. Задачами Программы являются:
- снижение уровня преступности на территории города;
- воссоздание системы социальной профилактики правонарушений, направленной, прежде всего, на активизацию борьбы с алкоголизмом, наркоманией; преступностью, безнадзорностью, беспризорностью несовершеннолетних; незаконной миграцией; на ресоциализацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
- активизация участия и улучшение координации деятельности городских структур в предупреждении правонарушений;
- вовлечение в предупреждение правонарушений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, а также общественных организаций;
- снижение "правового нигилизма" населения, создание системы стимулов для ведения законопослушного образа жизни;
- повышение оперативности реагирования на заявления и сообщения о правонарушении за счет наращивания сил правопорядка и технических средств контроля за ситуацией в общественных местах;
- оптимизация работы по предупреждению и профилактике правонарушений, совершаемых на улицах и в общественных местах;
- выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
3.1. Система субъектов профилактики правонарушений.
Систему субъектов профилактики правонарушений составляют:
- Казанская городская Дума, постоянные комиссии;
- Исполнительный комитет г. Казани и его структурные подразделения, подведомственные предприятия и учреждения;
- правоохранительные органы;
- общественные организации, граждане, участвующие в работе по профилактике правонарушений;
- организации, предприятия и учреждения различных форм собственности и ведомственного подчинения, взаимодействующие с органами местного самоуправления по вопросам, способствующим профилактике правонарушений в г. Казани.
В систему субъектов профилактики правонарушений также входят городская, районные межведомственные комиссии по профилактике правонарушений и другие органы (межведомственные комиссии, советы и т.п.), образованные Исполнительным комитетом г. Казани.
3.2. Основные функции субъектов профилактики правонарушений.
Основными функциями субъектов профилактики правонарушений в рамках своей компетенции являются:
- определение (конкретизация) приоритетных направлений, целей и задач профилактики правонарушений с учетом складывающейся криминологической ситуации и особенностей местности и т.п.;
- планирование в сфере профилактики правонарушений;
- разработка, принятие и реализация программ профилактики правонарушений;
- непосредственное осуществление профилактической работы;
- материальное, финансовое, кадровое обеспечение деятельности по профилактике правонарушений;
- организация обмена опытом профилактической работы, в том числе в рамках международного сотрудничества.
Муниципальные структуры, относящиеся к районному, городскому звеньям и находящиеся в микрорайонах по месту жительства населения и расположения объектов профилактического воздействия, составляют основу всей системы субъектов профилактики правонарушений. Они обеспечивают максимальную доступность профилактического воздействия, действенность мер воздействия, их достаточность, адекватность и комплексность, индивидуальный подход в работе с людьми на основе единства социального контроля и оказания им помощи.