Действующий

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. КАЗАНИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ


Образование


В г. Казани создано и сохраняется единое образовательное пространство. В 40 государственных и негосударственных высших учебных заведениях и их филиалах обучается более 120,0 тыс. человек. Подготовку специалистов среднего звена осуществляют 25 средних специальных учебных заведений, где обучаются более 22,0 тыс. студентов. 11,2 тыс. учащихся получают начальное профессиональное образование в 29 учреждениях.

Общее образование города представлено 618 учреждениями образования, в том числе 289 дошкольных образовательных учреждений (из них 6 ведомственных), 214 школ (из них 186 общеобразовательных школ и школ-интернатов, 10 коррекционных и 9 вечерних школ, 4 негосударственных и 5 специализированных школ), 96 учреждений дополнительного образования, 8 межшкольных учебных комбинатов, 4 детских дома, 15 прочих учреждений образования.

В городе созданы условия для развития интеллектуальных способностей учащихся, выявления и поддержки одаренных детей. За последние 3 года количество школ нового типа увеличилось с 89 до 103, в том числе 2 прогимназии, 39 гимназий, 13 лицеев, 1 кадетская школа-интернат и 48 школ с углубленным изучением отдельных предметов. В них обучается 64% от общего числа учащихся общеобразовательных учреждений. Кроме того, функционируют 4 негосударственные общеобразовательные школы.

В целом по городу дополнительная потребность в ученических местах отсутствует. В то же время ввиду расположения ряда школ в центре города и их престижности учащиеся обучаются во вторую смену (их удельный вес 16,4% при федеральном нормативе не более 10%). В собственных зданиях располагаются 507 муниципальных образовательных учреждений. В том числе в приспособленных зданиях размещено 47 общеобразовательных учреждений, из них 9 построено до 1917 года. Требуют проведения капитального ремонта 159 школ (82,8%) и 168 дошкольных образовательных учреждений (59,4%).

Обеспеченность образовательных учреждений компьютерами в течение 2003 - 2005 годов имела тенденцию к росту. Казань - один из первых городов России, в котором решены проблемы компьютеризации школ и подключения к Интернету. Вместе с тем с момента поставки большинства компьютерного оборудования прошло уже более 3 - 5 лет, поэтому значительная часть компьютерной техники морально и физически устарела, выработала свой ресурс. Мониторинг состояния информатизации казанских школ показывает, что доля новых компьютеров в учреждениях образования составляет всего 23% (по Москве данный показатель - 47%). Необходима модернизация компьютерного парка - приобретение современной компьютерной техники, программного обеспечения.

Дошкольные образовательные учреждения в 2005 году посещали 40440 детей при наличии 35567 мест. Всего дошкольным образованием охвачено 72% детей дошкольного возраста. Дополнительная потребность по городу составляет более 6 тысяч мест.

Расходы городского бюджета на образование в течение 2003 - 2005 годов в среднем составляли 33,4% от бюджета города. Доля заработной платы работникам образования в расходах на образование в 2005 году составила 43,7%.

Из внебюджетных источников за 2005 год поступило 223,2 млн руб., в том числе за счет поступления родительской и договорной платы по ДОУ - 80,35 млн руб., от оказания дополнительных платных услуг - 30,6 тыс. руб., спонсорской помощи - 7,0 млн руб.

Успешность образования, безусловно, связана с обеспечением материальными ресурсами. В последние годы учреждения образования работали в условиях недостатка средств, выделяемых в бюджете на развитие и укрепление материально технической базы. На конец 2005 года из-за ограниченности  финансовых средств не проведены в полной мере мероприятия по противопожарной безопасности и антитеррористической деятельности. Кнопки тревожного вызова установлены в 374 образовательных учреждениях города. Автоматическая пожарная сигнализация установлена только в 37 образовательных учреждениях города.