Объем расходов бюджета города, тыс. руб.
Наименование | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. |
Всего, | 9 743 901 | 19 484 982 | 18 257 573 | 12 777 739 |
Общегосударственные вопросы, в | 646 831 | 2 589 235 | 1 577 472 | 1 053 376 |
Обеспечение проведения выборов | 13 495 | 10 163 | ||
Обслуживание государственного | 92 602 | 195 081 | 471 429 | 414 276 |
Национальная безопасность и | 128 489 | 171 877 | 225 401 | 287 704 |
Национальная экономика, | 220 193 | 155 966 | 5 254 399 | 1 244 305 |
Транспорт | 205 946 | 155 966 | 198 750 | 1 174 842 |
Жилищно-коммунальное | 1 180 767 | 1 069 045 | 2 077 428 | 2 878 665 |
Жилищное хозяйство | 345 159 | 380 940 | 253 584 | 484 229 |
Коммунальное хозяйство | 815 938 | 638 810 | 1 194 808 | 1 440 980 |
Образование | 2 185 344 | 2 512 180 | 3 159 994 | 3 870 338 |
Культура, кинематография и | 139 614 | 161 132 | 1 685 104 | 298 284 |
Культура | 115 492 | 127 430 | 280 767 | 194 834 |
Периодическая печать и | 18 051 | 17 176 | 11 431 | 1 735 |
Здравоохранение и спорт, | 1 193 954 | 1 641 493 | 3 026 886 | 1 910 520 |
Здравоохранение | 523 429 | 630 899 | 1 037 122 | 1 359 826 |
Спорт и физическая культура | 670 525 | 1 010 594 | 1 144 436 | 1 359 826 |
Социальная политика | 355 310 | 441 930 | 1 250 890 | 1 287 018 |
Капитальные вложения <*> | 3 693 399 | 10 516 865 | - | - |
Межбюджетные трансферты | - | - | - | 7529 |
________________
<*> С 2005 года капитальные расходы предусматриваются по соответствующим разделам бюджетной классификации.
Муниципальный долг по состоянию на 01.01.2006 составил 5514,9 млн руб. (79,5% к уровню 2004 года), но находится в пределах, установленных бюджетным законодательством.
Выводы
За 2004 г. и 2005 г. совокупные доходы города в обоих случаях превысили 16,6 млрд руб. Тем не менее уровни данных двух лет следует признать исключительными - они отражают значительную поддержку со стороны вышестоящих бюджетов, связанную с празднованием тысячелетия города. Рост доходов за 2004 год на уровне почти 90% произошел преимущественно благодаря финансовой помощи, в то время как по налоговым доходам было зафиксировано незначительное снижение.
Основное давление на расходную часть бюджета города в последние два рассматриваемых года было связано с подготовкой к празднованию 1000-летия Казани, которое состоялось в конце августа 2005 года. Уже в 2006 году расходные потребности значительно сократились.
Успешно проведенное мероприятие одновременно означало и сокращение высокого уровня финансирования городского бюджета со стороны бюджетов верхних уровней.
В анализируемом периоде проводились мероприятия по приведению в соответствие с законодательством межбюджетных отношений. Осуществлялось прямое делегирование городу государственных полномочий и передача в доход бюджета города соответствующих средств в виде субвенций.
Общей проблемой муниципальных бюджетов в 2004 - 2005 годах стало выведение из доходов бюджета города налога на прибыль предприятий. При этом доля участия города в доходах от НДФЛ также подверглась снижению (с 1 января 2006 года в бюджет города зачисляется 30% налога). Доля двух этих налогов в общем объеме собственных доходов составила 30,7%, тогда как в 2003 году - 60,3%. Кроме того, с 1 января 2006 года налоги на игорный бизнес и на имущество организаций на 100% зачисляются в республиканский бюджет. Именно из-за этих пересмотров нормативов объем налоговых доходов города в 2005 году значительно сократился.
Несмотря на значительное сокращение количества и объемов налогов, перечисляемых в бюджет города Казани в 2006 году, запланирован значительный рост как по отдельным налогам (ожидаемый рост доходов по НДФЛ составляет 58%), так и в целом по собственным доходам (рост на 25% за год).
В городе приняты невысокие ставки земельного налога, при этом городские власти вправе устанавливать ставки в размере 1,5% от кадастровой стоимости земель, что представляет собой один из значительных источников роста бюджетных доходов в будущем.
В структуре долга доминирует рыночная задолженность, ее доля составляет 82%. Внутри рыночной задолженности осуществляется замещение банковских кредитов облигационными займами с удлинением сроков возврата и снижением процентных ставок.
Грамотное управление муниципальным долгом, осуществляемое Мэрией, позволило за последние два года резко сократить долю краткосрочной задолженности с 62,2% до 19,2% по состоянию на 1 января 2006 года.
Казань обладает успешной кредитной историей на рынке публичного муниципального долга. В 2005 году город разместил 2 выпуска облигаций общим объемом 2 млрд рублей, один из которых уже погашен, а второй находится в обращении. Обслуживание задолженности происходит в соответствии с графиком.