КАЗАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 14 ноября 2007 года N 3-24

О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В Г. КАЗАНИ НА 2008 - 2010 ГОДЫ

Заслушав и обсудив доклад начальника Управления образования Исполнительного комитета И.Г.Хадиуллина о Программе развития образования в г. Казани на 2008 - 2010 годы (далее - Программа), Казанская городская Дума отмечает, что в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "Об образовании" с 2000 по 2005 годы в городе проводились программные мероприятия по совершенствованию системы образования и созданию всех необходимых условий для обеспечения горожанам доступного дошкольного, общего и дополнительного образования.

Принятые меры обеспечили поступательное развитие отрасли и формирование единого образовательного пространства.

Вместе с тем депутаты отмечают, что рост социально-экономического развития города, положения Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года обуславливают необходимость существенных изменений в системе образования.

В целях создания механизма устойчивого развития образования разработана городская целевая Программа развития образования в г. Казани на 2008 - 2010 годы.

Программа направлена на совершенствование сети муниципальных образовательных услуг, предоставляемых населению. Приоритетными направлениями Программы являются: развитие системы дошкольного образования, обеспечение нового качества общего образования, повышение результативности национального образования, создание условий для поддержки одаренных детей, расширение возможностей дополнительного образования, развитие образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, информатизация системы образования, укрепление материально-технической базы учреждений образования и кадрового потенциала отрасли, повышение эффективности управления системой образования и совершенствование экономических механизмов в сфере образования.

Реализация Программы позволит повысить качество и разнообразить спектр предоставляемых услуг в соответствии с потребностями горожан, сформировать единую информационно-образовательную среду, способствующую развитию образовательных учреждений города и формированию конкурентоспособной личности.

Депутаты отмечают, что активными участниками реализации Программы должны стать не только местные органы власти и учебные заведения, но и все казанцы, семья и родительская общественность.

Исходя из вышеизложенного, Казанская городская Дума РЕШИЛА:

1. Утвердить Программу развития образования в г. Казани на 2008 - 2010 годы (приложение).

2. Поручить:

2.1. Исполнительному комитету г. Казани:

2.1.1. обеспечить реализацию мероприятий Программы в полном объеме и в установленные сроки;

2.1.2. обеспечить финансирование мероприятий Программы;

2.2. Постоянной комиссии по образованию, культуре и национальным вопросам (Т.В.Пашкова) осуществлять контроль за ходом реализации Программы;

2.3. Постоянной комиссии по бюджетно-финансовым вопросам, местным налогам и сборам (В.Н.Жданов) осуществлять систематический контроль за ходом финансирования Программы.

3. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителя Главы муниципального образования г. Казани Л.Н.Андрееву.

Мэр города
И.Р.МЕТШИН





Приложение
к решению
Казанской городской Думы
от 14 ноября 2007 года N 3-24



 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В Г. КАЗАНИ НА 2008 - 2010 ГОДЫ     

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В Г. КАЗАНИ НА 2008 - 2010 ГОДЫ

1. Наименование

Программы            

Программа развития образования в г. Казани на

2008 - 2010 годы (далее - Программа)                  

2. Основание для

разработки Программы

- Закон Российской Федерации "Об образовании" от

01.07.1992 N 3266-1 (с изменениями от 06.01.2007
N 1-ФЗ
, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 09.02.2007 N 17-ФЗ,
от 20.04.2007 N 56-ФЗ);

- Концепция модернизации российского образования на

период до 2010 года;

- Постановление Правительства Российской Федерации

2004 г. "О приоритетных направлениях развития

образовательной системы Российской Федерации";

- Федеральная целевая программа развития образования

на 2006 - 2010 гг., утвержденная Постановлением

Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005
года N 803
;

- Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об
автономных учреждениях"
;

- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации"
одобрен Советом Федерации

24.09.2003;

- Закон Республики Татарстан "Об образовании" от

19.10.1993 N 1982-ХII (с изменениями от 29.05.2004,

19.06.2006)                                           

3. Муниципальный

заказчик Программы   

Казанская городская Дума                              

4. Основной

разработчик

Программы            

Исполнительный комитет муниципального образования

г. Казани                                             

5. Главная цель

Программы            

Обеспечить устойчивое развитие системы образования в

соответствии с современными требованиями динамично

развивающегося города; создать механизм,

обеспечивающий доступность, высокое качество и

эффективность образования, его постоянное обновление с

учетом социальных и экономических потребностей города

6. Задачи Программы  

1. Создать условия для обеспечения общедоступности

получения детьми из разных социальных групп населения

дошкольного образования и предшкольной подготовки;

повышения качества образовательных услуг при

сохранении здоровья эмоционального и психологического

благополучия детей дошкольного возраста.

2. Создать условия для обеспечения государственных

гарантий доступности качественного образования,

обновления его содержания, изучения иностранных

языков, введения профильного обучения, подготовки

обучаемых к проектированию своего будущего,

самореализации в общественной жизни.

3. Обеспечить развитие национальной культуры и

государственного двуязычия; повысить эффективность

деятельности системы национального образования, создав

условия для получения образования на родном языке и

формирования личности на традициях языков и культур

народов Татарстана.

4. Сформировать нравственно и физически здоровую

личность, обладающую навыками общественной

деятельности, активной жизненной позицией.

5. Предоставить возможности для максимального

раскрытия природной одаренности, развития

интеллектуального и творческого потенциала одаренных и

талантливых детей; обеспечить их адресную поддержку.

6. Обеспечить доступность, многообразие и улучшение

качества предоставляемых дополнительных

образовательных услуг в соответствии с индивидуальными

интересами и запросами учащихся, потребностями

социально-экономического и культурного развития

города.

7. Создать условия для раннего выявления и обучения

детей с проблемами в развитии; обеспечить их

индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение;

совершенствовать систему устройства детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи.

8. Сформировать единую информационно-образовательную

среду, способствующую развитию учреждений образования

города; обеспечить их средствами информатизации,

автоматизации процессов управления на основе

информационно-коммуникационных технологий, в том числе

дистанционного обучения.

9. Довести материально-техническую базу учреждений

образования до действующих нормативов.

10. Обеспечить условия для повышения педагогического

мастерства, проектно-исследовательских компетенций

работников образования, социального статуса

педагогических и управленческих кадров образования

города.

11. Сформировать механизмы эффективного управления

развитием муниципального образования на основе

проектно-целевого подхода, включающие развитие

государственно-общественных форм управления

образованием и модернизацию деятельности методической

службы.

12. Совершенствовать экономические механизмы отрасли  

7. Сроки и этапы

реализации Программы

2008 - 2010 годы

I этап (базовый) - мероприятия по совершенствованию

нормативно-правовой, методической базы и

информационной инфраструктуры образования (2008 год);

II этап (основной) - реализация основных программных

мероприятий (2008 - 2009 годы);

III этап (завершающий) - реализация мероприятий,

внедрение и распространение результатов, полученных от

предыдущих этапов (2010 год)                          

8. Приоритетные

направления

Программы            

1. Развитие системы и повышение эффективности

дошкольного образования.

2. Обеспечение нового качества общего образования;

усиление результативности национального образования;

формирование гражданственных, нравственных, духовных

ценностей детей и подростков.

3. Повышение эффективности системы работы с одаренными

детьми.

4. Расширение возможностей дополнительного образования

детей.

5. Развитие образовательной среды для детей с

ограниченными возможностями здоровья.

6. Развитие системы информатизации образования.

7. Развитие сети и укрепление материально-технической

базы учреждений образования.

8. Сохранение и развитие кадрового потенциала отрасли.

9. Повышение эффективности управления системой

образования.

10. Совершенствование экономических механизмов в сфере

образования                                           

9. Исполнитель

подпрограмм и

основных

мероприятий          

Исполнительный комитет муниципального образования

г. Казани                                             

10. Объемы и

источники

финансирования

Программы            

Всего по Программе - 1 888 284,1 тыс. рублей,

в том числе средства, предоставляемые из:

- бюджета Республики Татарстан - 423 545,1 тыс.

рублей;

- бюджета города Казани - 1 375 260,5 тыс. рублей;

- средства от внебюджетной и иной деятельности -

89 478,9 тыс. рублей (4,1%)                           

11. Ожидаемые

конечные результаты

реализации Программы

Повышение качества и увеличения числа предоставляемых

услуг дошкольного образования в соответствии с

потребностями населения города; снижение дефицита мест

в детских садах.

Удовлетворение потребности горожан в

высококачественных образовательных услугах, в том

числе на родном языке.

Создание системы мер по поддержке одаренных детей,

детей с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие единой информационно-образовательной среды

города.

Повышение роли дополнительного образования детей,

интеграция общего и дополнительного образования.

Соответствие материально-технической базы учреждений

образования нормативам.

Повышение профессиональных компетенций работников

образования.

Расширение общественного участия в управлении

образованием, внедрение методов автоматизации

процессов управления и современных

экономических механизмов системы образования          

12. Механизм

реализации           

Муниципальный заказчик Программы - Казанская городская

Дума. При сокращении объемов бюджетного финансирования

работ по Программе заказчик разрабатывает

дополнительные меры по привлечению внебюджетных

источников для реализации мероприятий Программы в

установленные сроки.                                  


      1. Введение

Программа развития образования в г. Казани на 2008 - 2010 годы (далее - Программа) определяет основные направления развития системы образования на период с 2008 по 2010 годы в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года и Стратегией развития Казани до 2015 года. Программа разработана на основе Законов Российской Федерации и Республики Татарстан "Об образовании".

Программа является нормативно-методическим документом для координации управленческих инициатив разных уровней и ветвей власти; способствует модернизации системы общего среднего образования города и переходу от тактики улучшения отдельных звеньев к системному развитию и, в конечном итоге, достижению нового качества образовательной сферы - ключевого звена городского комплекса.


2. Анализ состояния системы образования города


Образование сегодня становится главным общенациональным приоритетом России. Общая направленность государственной образовательной политики созвучна с ценностями и практикой казанского образования. Идея образования как механизма социального и культурного развития - отличительная особенность образования города. Специфическими чертами муниципальной системы образования являются открытость для партнерства, индивидуализация развития, вариативность учреждений, форм, методов и средств обучения, личностно-ориентированная направленность.

В г. Казани - крупнейшем научном, промышленном и культурном центре - накоплен значительный образовательный потенциал. Сформировалась сеть муниципальных образовательных учреждений, включающая 587 учреждений, в том числе 282 учреждения дошкольного образования, 177 общеобразовательных учреждений, 9 основных сменных общеобразовательных школ, 8 межшкольных учебных комбинатов, 72 учреждения дополнительного образования и 13 прочих учреждений образования. Кроме того, функционируют государственные учреждения - 10 специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 3 детских дома; 5 ведомственных дошкольных учреждений и 5 негосударственных школ.

За последние два года осуществлены важные шаги по совершенствованию деятельности системы образования. Активизировалась работа по строительству учреждений образования. В 2006 году введены в эксплуатацию две новые школы - N 175 на 726 ученических мест и в пос. Карьер на 330 ученических мест. В 2007 году введен в эксплуатацию детский сад N 131 на 260 мест в Приволжском районе, ведется строительство и реконструкция лицея им. Н.И.Лобачевского при КГУ, кадетской школы-интерната, реконструкция детских садов N 102, 283, 305, строительство детских садов стр. N 1-39 на 110 мест и стр. N 4-52 на 260 мест в Азино-1.

Расширился спектр предоставляемых услуг по дошкольному образованию. Охват общественным дошкольным воспитанием составляет 72% (на республиканском уровне); расширяется сеть новых форм дошкольного образования, растет количество групп кратковременного пребывания (68 - в 2006 году, 90 - в 2007 году) за счет ранее перепрофилированных групп.

Организованными формами предшкольной подготовки охвачено 86% детей старшего дошкольного возраста.

Изменения в структуре общего образования позволили организовать в 60% школ обучение по программам повышенного уровня. 100% учащихся начальных классов обучаются по вариативным дидактическим системам. С 2005 по 2007 год охват учащихся профильным обучением увеличился с 34% до 65,2%, предпрофильной подготовкой - с 46% до 93,6%. Качество обучения и освоения учебных программ подтверждается успешными результатами участия школьников в итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Средний балл по математике, русскому языку и биологии казанских школьников выше республиканского. 130 выпускников школ г. Казани на этапе государственной аттестации в ЕГЭ набрали от 90 до 100 баллов (56% от республиканского показателя). В 2007 году 910 выпускников (8,1% от общего числа выпускников) окончили школу с золотой и серебряной медалями.

В городе реализуется Программа по сохранению, изучению и развитию языков народов, проживающих в г. Казани. Функционируют 10 гимназий с русским, 1 школа с еврейским этнокультурными компонентами, 42 школы с татарским языком обучения. 37% детей татар в школах и 76,8% в дошкольных образовательных учреждениях обучаются и воспитываются на родном языке.

Ведется работа по основным направлениям национального проекта: стимулирование инновационных образовательных учреждений, поддержка лучших учителей и учителей, выполняющих функции классных руководителей, внедрение современных образовательных технологий, поддержка одаренной молодежи, оснащение оборудованием учреждений образования, в том числе школьных столовых, обеспечение учащихся поселковых школ школьными автобусами.

За два года реализации Приоритетного национального проекта "Образование" 35 школ, активно внедряющих инновационные программы, 112 лучших учителей города получили грант Президента Российской Федерации В.В.Путина. Решением Казанской городской Думы руководителям общеобразовательных школ с 01.09.2006 установлена ежемесячная стимулирующая надбавка от 2,0 до 5,0 тыс. рублей в месяц с учетом личного вклада руководителя в развитие системы образования города. 71 казанский старшеклассник стал обладателем премии Президента Российской Федерации в размере от 30 тыс. до 60 тыс. рублей (из 174 татарстанцев, удостоенных этих премий).

С 2005 по 2007 год возросло количество победителей республиканских олимпиад со 135 до 154 и всероссийских - с 34 до 54. Впервые в 2007 году учащиеся, занявшие призовые места в городских, республиканских, всероссийских и международных предметных олимпиадах, получили разовые именные стипендии в размере от 10 до 50 тыс. рублей на общую сумму 6,5 млн рублей.

В ходе выполнения Приоритетного национального проекта "Образование" учреждения образования оснащены компьютерными классами и интерактивным оборудованием. Все казанские школы имеют возможность выхода в Интернет; отрабатываются модели применения информационных технологий в различных предметных дисциплинах.

Совершенствовались формы и методы организации работы с классными руководителями по внедрению эффективных воспитательных систем.

Сохранена и развивается сеть учреждений дополнительного образования, где занимается 65% учащихся школ. Большое развитие получили детские общественные организации, где "школу лидера" проходят 74,3% школьников.

Оздоровлением, отдыхом и полезной занятостью летом 2007 года было охвачено 54% школьников, трудоустроено на предприятиях по благоустройству и озеленению города 9,0 тыс. старшеклассников (34% от общего количества старшеклассников).

Проводится работа по укреплению материально-технической базы для занятий спортом. Проведен ремонт спортивных залов, приобретено спортивное оборудование для 49 (около 30%) школ; установлены 50 типовых пластиковых хоккейных площадок и более 150 теннисных столов.

Весомой помощью семье в воспитании здорового ребенка является повышение качества питания в школе. Горячим питанием охвачено 82,7% школьников города. Дети из неполных, многодетных семей и ряд других групп, нуждающихся в дополнительном питании (30% от общего количества обучающихся), питаются за счет средств городского бюджета. Все учащиеся начальных классов через день бесплатно получают витаминизированное пакетизированное молоко. Полностью заменен парк изношенного оборудования школьных столовых. Произведены ремонтные работы и реконструкции школьных пищеблоков, что позволило в 70 школах организовать систему доставки горячих обедов.

Проект "Школьный автобус" позволяет решать проблему транспортной доступности школ для детей, проживающих в отдаленных поселках.

В целях обеспечения права проживания ребенка в семье и преодоления социального сиротства организована работа по созданию приемных семей. В 75 приемных семьях воспитывается 115 детей. В другие районы Республики Татарстан передано на воспитание 113 детей-сирот. Установлена дополнительная плата приемным родителям города в размере 2,0 тыс. рублей на каждого ребенка.

Учреждения образования города открыты к диалогу, к социальному партнерству и сотрудничеству с предприятиями, организациями, общественностью, родителями. В 2006/2007 учебном году функционируют 178 попечительских советов, из них 30 общественных благотворительных фондов, которые принимают участие в управлении школой, оказывают финансовую и материально-техническую поддержку в текущем и капитальном ремонте, помощь одаренным учащимся и талантливым педагогам; участвуют в разработке программ и концепций развития образовательных учреждений.

Растут расходы на образование: каждый третий рубль муниципального бюджета идет на нужды образования. В 2007 году доля расходов на образование от общей расходной части бюджета составила 37,2%, в то время как в 2005 году - 31,8%, при аналогичном показателе по Республике Татарстан 26,9%.

Объем средств, выделенных на капитальный ремонт учреждений образования, за два последние года (645 млн рублей) почти в 2 раза превышает объем средств, направленных на данные цели, за предыдущие 10 лет (352 млн рублей). Приобретение оборудования для учреждений образования на сумму 115 млн рублей составляет 120% к финансированию предыдущих 5 лет.

Вместе с тем недоремонт учреждений образования составляет 3 млрд рублей. Только для удовлетворения предписаний санитарных и противопожарных надзорных служб необходим 1 млрд рублей.

Далеко не в полной мере обеспечивается доступность для всех казанцев качественного образования. Само качество образования отстает от требований времени, что во многом обусловлено недостаточной эффективностью кадрового обеспечения и экономических отношений в образовательной сфере и не в полной мере использованием ресурсов управления.

Сокращение сети дошкольных учреждений в период с 1992 по 2000 годы, увеличение рождаемости в настоящее время не позволяют в полной мере обеспечить население услугами дошкольного образования. В очередности по устройству детей в детские сады зарегистрировано 11,5 тыс. детей.

Недостаточное строительство школ в предыдущие годы привело к тому, что обеспеченность площадью на 1 учащегося в школах г. Казани составляет лишь 8,59 кв. м (64,2% от утвержденного норматива 13,37 кв. м). В связи с этим в 75 школах занятия ведутся в две смены (42,4% от общего количества школ). 33% учреждений национального образования расположены в нетиповых, приспособленных помещениях.

Старение материально-технической базы учреждений образования; несоответствие территорий многих школ нормативам по благоустройству; недостаточное обеспечение образовательных учреждений классно-лабораторным оборудованием, наглядными пособиями, техническими и информационными средствами обучения и специализированной мебелью создают трудности в обеспечении поступательного развития учреждений образования.

20% от общего числа компьютеров, установленных в школах, морально и физически устарели. На сегодняшний день качество оказываемых Интернет-услуг является неудовлетворительным вследствие низкой скорости и отсутствия стабильности сети. Только 36,6% учителей города владеют компьютером на уровне пользователя.

Условия для изучения физики, химии, биологии не соответствуют современным требованиям. Несмотря на предпринятые меры, остается недостаточной укомплектованность образовательных учреждений спортивным оборудованием и инвентарем.

Сохраняет свою актуальность проблема восстановления единства систем обучения и воспитания, формирующих здоровые нравственные ориентиры, гражданственность и патриотизм.

Требует совершенствования система взаимоотношений общеобразовательных учреждений с учреждениями профессионального образования, предприятиями и организациями по вопросам организации профильного образования, направленного на развитие индустриально-технологического профиля. Уровень овладения иностранным языком учащихся не соответствует международным стандартам.

Неэффективно используются возможности дополнительного образования в организации научно-исследовательской деятельности учащихся и профильного обучения. Недостаточно внимания уделяется укреплению материально-технической базы образовательных учреждений дополнительного образования.

Вследствие низкого уровня оплаты труда и социального престижа профессии педагога, слабой социальной защищенности сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических работников образовательных учреждений, оттока педагогических кадров, в первую очередь молодых специалистов, в другие сферы деятельности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»