Действующий

О ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ Г. КАЗАНИ НА 2007 - 2009 ГОДЫ


Обоснование необходимости формирования модели управленческого процесса "Создание системы учета потребности в объемах, инфраструктуре предоставления и качестве муниципальных услуг"


Принципиальное изменение методологии бюджетного планирования в рамках Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ, ориентированное на переход от сметного планирования к результативному, нормативное закрепление базовых понятий "муниципальная услуга", "бюджетные ассигнования на оказание муниципальных услуг", "муниципальное задание" и иных, требует соответствующего изменения действующих и принятия новых нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения на муниципальном уровне в логике новаций федерального бюджетного законодательства.

Необходимость построения модели управленческого процесса "Создание системы учета потребности в объемах, инфраструктуре предоставления и качестве муниципальных услуг" обусловлена требованиями по организации управления муниципальными услугами как важнейшей составляющей муниципальной экономики, повышением требований к качеству и результативности этих услуг со стороны их потребителей. Построение целостной системы управления муниципальными услугами является одним из важнейших приоритетов реструктуризации муниципального сектора экономики, которая проходит одновременно с реформированием межбюджетных отношений и всей системы местного самоуправления. В настоящее время в городе Казани не существует единого перечня муниципальных услуг, отсутствует система измеримых характеристик их качества, не ведется системный мониторинг результатов предоставления муниципальных услуг, не проводится анализ соотношения их цены и качества, в связи с чем затруднена общая объективная оценка деятельности органов местного самоуправления. Неопределенность в сфере закрепления центров ответственности за производство и предоставление муниципальных услуг приводит к снижению эффективности муниципального сектора экономики в целом.

Существующая схема организации сети муниципальных учреждений не обеспечивает в должной мере выполнение функций по оказанию населению города социальных и иных муниципальных услуг и не позволяет в полном объеме реализовывать один из ведущих принципов бюджетной системы - эффективность использования бюджетных средств. В сфере управления муниципальными финансами города используются в основном организационно-административные методы, недостаточно развита координация между органами местного самоуправления и другими организациями, контролирующими предоставление муниципальных услуг.

Вполне очевидно, что в сложившихся условиях необходим пересмотр механизмов и инструментов управления территориальным развитием. Прежде всего, речь идет о выборе конкурентоспособной модели муниципальной экономики, основанной на эффективном распределении ресурсов в условиях перехода на среднесрочное бюджетное планирование, об интеграции механизмов обеспечения муниципальных услуг в существующую систему управления развитием территории.

В рамках реализации Программы необходимо разработать методический инструментарий, направленный на формирование системы организационно-экономического обеспечения управления муниципальными услугами, ориентированной на увеличение их качества и доступности для населения города Казани. Для этого необходимо решить следующие задачи:

- определить место муниципальных услуг в системе управления развитием территории, установить принципы их выделения и финансирования;

- проанализировать существующие методические подходы к обеспечению муниципальных услуг;

- провести классификацию муниципальных услуг, позволяющую определить их значимость для населения и территориального развития, и выявить взаимосвязи между элементами системы обеспечения муниципальных услуг;

- разработать методические рекомендации по обеспечению управления системой муниципальных услуг;

- систематизировать практику стандартизации муниципальных услуг, выделить основные этапы и разработать методические рекомендации по формированию системы стандартов муниципальных услуг;

- разработать организационно-экономический механизм формирования обеспечения системы муниципальных услуг на местном уровне.

Управленческий процесс "Создание системы учета потребности в объемах, инфраструктуре предоставления и качестве муниципальных услуг" включает в себя комплекс мероприятий (управленческих звеньев), обеспечивающих переход на бюджетное планирование в разрезе муниципальных услуг. Поэтому практически все связующие мероприятия в рамках данного управленческого процесса должны быть реализованы в рамках первого этапа реализации Программы, поскольку от качества выполнения и степени детализации их проработки зависит формирование эффективной методологической основы результативного бюджетного планирования и финансирования.

Именно в рамках методологии данного управленческого процесса закладывается основа для проведения учетной политики в целях определения потребности в предоставлении муниципальных услуг, мониторинга динамики ситуации в соответствующей сфере, выявления и своевременного оперативного закрепления новых муниципальных услуг.

Исходя из анализа полномочий органов местного самоуправления необходимо выявить и нормативно закрепить:

- центры ответственности по каждому из выделенных мероприятий (в том числе и в разрезе конкретных видов муниципальных услуг);

- организационные и регламентные процедуры;

- схемы и механизмы координации взаимодействующих субъектов бюджетного планирования;

- сроки и планы-графики реализации соответствующих мероприятий.

Комплексный подход к построению системы обеспечения муниципальных услуг предполагает не только организацию их предоставления, но и формирование организационных и экономических механизмов планирования объемов и перечня (реестра) муниципальных услуг, определение нормативов и стандартов их предоставления, создание на территории муниципального образования системы мониторинга качества муниципальных услуг, повышение эффективности финансового обеспечения, что требует совершенствования существующих систем управления социально-экономического и бюджетного планирования. Систематизированный перечень муниципальных услуг, четкое закрепление центров ответственности за их предоставление и наличие стандартов качества позволяют построить целостную систему оценки эффективности предоставления услуг в муниципальном секторе экономики города Казани (рис. 2.9*).

________________
     * Рисунок 2.9 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.