Действующий

Об утверждении Муниципальной программы "Развитие образования в городе Казани на 2015 - 2021 годы" (с изменениями на 17 июня 2021 года)



I. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы-4, в том числе проблемы, на решение которых направлена Подпрограмма-4


Экономические и политические реформы, проводимые в стране, привели к изменению в подходах к образованию как к важнейшему социальному институту. Ориентация образовательной системы в первую очередь на интересы личности, придание образовательным учреждениям большей самостоятельности, появление негосударственных форм обучения и внедрение таким образом реального рынка образовательных услуг поставили перед системой управления образованием новые задачи. В условиях стабильно развивающейся экономики в образовании преобладала система управления, основанная на долгосрочном планировании. Очевидно, что в настоящее время такая модель управления неприемлема, так как политическая и социально-экономическая ситуация в стране меняется постоянно. Объективно требуется заменить традиционную управленческую схему принятия решений, коренным образом реформировать систему управления с учетом инновационных процессов, протекающих в системе образования.


Создание открытых образовательных учреждений, способных целенаправленно взаимодействовать с властными, общественными и производственными структурами, - одна из стратегических линий развития системы образования г. Казани.


В рамках создания модели общественно-государственного управления системой образования особое место занимают процедуры общественной экспертизы.


В муниципальной системе образования г. Казани сложилось экспертное сообщество, в которое входят:


- общественный совет при Управлении образования Исполнительного комитета г. Казани;


- городской и районные научно-методические и экспертные советы по инновационной деятельности в образовании;


- совет директоров школ, ассоциация молодых учителей, советы ветеранов педагогического труда, ассоциации выпускников.


Эффективно работают группы экспертов при проведении аттестации педагогических кадров. Общественные эксперты принимают активное участие в разработке нормативных документов для организации отбора лучших педагогических практик, определении рейтинга учреждений образования. Важнейшим результатом формирования экспертного сообщества является то, что в складывающейся практике развития образования все больше начинают различаться административно-управленческие и содержательно-методологические системы организации изменений. К оценке эффективности программ развития образования также привлекается экспертное сообщество. Ежегодно проводится опрос родителей по поводу удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг.


Важнейшим ресурсом развития системы управления образованием стала информатизация. Сегодня все учреждения используют электронный документооборот, электронные дневники и журналы, имеют интернет-приемные в системе "Электронное образование Республики Татарстан", на сайте Управления образования Исполнительного комитета г. Казани действует интернет-приемная городского родительского комитета и общественного совета.


В настоящее время технологическая модель реформирования управленческого обеспечения муниципальной образовательной системы разработана недостаточно.


Свидетельством тому являются выявленные практикой следующие проблемы управления образованием на муниципальном уровне:


- отсутствие опыта самоуправления, в том числе опыта управления образованием в изменившихся социально-экономических условиях;


- крайне медленная профессионализация управленческой деятельности на муниципальном уровне;


- местное сообщество трудно приобщается к управлению муниципальной системой образования;