В настоящее время роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения существенно возрастает. Она призвана решить важнейшую социальную проблему, связанную с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в жизни.
Учреждения дополнительного образования детей имеют большие возможности для успешной реализации социально-педагогических моделей деятельности, что способствует накоплению детьми опыта гражданского поведения, обеспечению духовного и творческого развития, осознанному выбору профессии, социализации. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, создавать устойчивую культуросообразную среду развития, формировать осознанную гражданскую позицию.
В г. Казани дополнительным образованием охвачены более 70 тысяч детей (70 975), свыше 31 тысячи школьников города (31 245) посещают спортивные секции, кружки (волейбол, баскетбол, футбол, мини-футбол, хоккей, шахматы, бадминтон и так далее).
В учреждениях дополнительного образования реализуются программы для разных групп детей: одаренных, детей с проблемами развития, детей группы риска. Для них создаются различные современные образовательные практики и инновационные модели.
Формирование конкурентоспособного гражданина, воспитание лидера начинается со школы. Важнейшим социальным институтом выступает детская или молодежная общественная организация или объединение. Участниками детского движения города в настоящее время являются более 60 тысяч детей и подростков (60172), что составляет 57,2% от общего количества школьников.
Сохранены традиционные формы отдыха детей: пришкольные и палаточные лагеря, отряды труда и отдыха, стационарные оздоровительные лагеря. При участии городского центра занятости населения на базе школ будут созданы рабочие места для трудоустройства ребят в возрасте от 14 до 17 лет.
Одним из важных направлений в рамках реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся образовательной организации является воспитание нравственности, культуры, духовности. И здесь безусловный приоритет у внеурочной деятельности, которая организуется в таких формах, как экскурсии, посещение культурно-досуговых организаций, театров, музеев.
Особую обеспокоенность вызывает состояние психологического комфорта и психологической безопасности детей. Приоритетной задачей в данном направлении является модернизация деятельности школьных психологических служб. Координационным центром этой работы станет Центр психологической помощи детям "Ресурс", но уже в новом статусе городского центра.
На уровне Российской Федерации сформулирована приоритетная задача в сфере воспитания - формирование высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей знаниями и умениями, которые отвечают вызовам XXI века, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Для решения данной задачи на республиканском уровне принята Стратегия развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015 - 2025 годы (далее - Стратегия), которая легла в основу программного документа в области воспитательной политики - программы развития образования г. Казани на 2015 - 2021 годы. Эта программа будет осуществляться через реализацию следующих проектов:
(в ред. Постановления Исполкома муниципального образования г. Казани от 29.12.2017 N 5493)
- "Казань - город открытых сердец";
- "Казань - город здорового детства";
- "Казань - город экологической безопасности";