Действующий

Об утверждении Муниципальной программы "Развитие образования в городе Казани на 2015 - 2021 годы" (с изменениями на 17 июня 2021 года)



I. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы-2, в том числе проблемы, на решение которых направлена Подпрограмма-2


Экономическое и духовное развитие страны в значительной степени определяется качеством общего и профессионального образования. Качество интеллектуальных ресурсов становится главным геополитическим фактором в мире. Ценность образования в современной жизни сложно переоценить: только тот, кто умеет сегодня быстро и эффективно учиться, способен завтра создавать условия для достижения личного, семейного и общественного блага.


Именно поэтому образование было и остается приоритетным направлением развития нашего города. Важной задачей в деятельности муниципалитета остается задача создания эффективной системы непрерывного образования, предоставляющей каждой семье возможность выбора образовательного маршрута своего ребенка - от дошкольного до профессионального образования.


Образовательные услуги предоставляют муниципальные образовательные организации: 315 детских садов, 168 школ, 51 учреждение дополнительного образования, 2 оздоровительно-образовательных центра, 7 межшкольных учебных комбинатов. В статусе автономных работают 218 детских садов и 14 школ. В муниципальных образовательных учреждениях обучается 106 261 учащийся, воспитываются 62 573 дошкольника.


Развивается негосударственный сектор образовательных организаций: действуют 8 негосударственных школ и 17 детских садов.


За период с 2012 по 2014 год введены в эксплуатацию МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 35 с углубленным изучением отдельных предметов" Приволжского района, МБУДО "Центр искусств "Шарм", пристрой к лицею-интернату N 2 Московского района. Возобновилось строительство общеобразовательного учреждения в Ново-Савиновском районе г. Казани по ул. Бондаренко на 1375 ученических мест.


Для создания современной безопасной образовательной среды за последние три года благодаря программе капитального ремонта школ 88 общеобразовательных организаций (то есть более половины школ города) значительно изменили свой облик. Общая сумма капиталовложений за три последних года составила около 2,0 млрд рублей. Практически все учреждения образования оснащены системами автоматической противопожарной сигнализации и программно-аппаратными комплексами "Стрелец-Мониторинг" (100% школ, 100% учреждений дополнительного образования, 99% детских садов), а школы и детские сады еще и системами видеонаблюдения. Для увеличения численности детей, обучающихся в современных условиях, реализовалась программа "Школьный автобус". Организован подвоз более 900 учащихся 20 сертифицированными школьными автобусами в 15 базовых школах. В рамках реализации Республиканской целевой программы "Доступная среда на 2011 - 2015 годы" 31 объект готов принимать детей с ограниченными возможностями здоровья. Созданы ресурсные центры для детей с особыми образовательными потребностями во всех районах города.


Проведена большая работа по широкомасштабному введению ФГОС. Все учащиеся начальной школы обучаются по новым стандартам. Пилотные площадки по апробации ФГОС ООО, которые вводятся в штатном режиме в 5-х классах в 2015/2016 учебном году, созданы в 18 учреждениях. Это позволило апробировать организационно-управленческие механизмы введения новых стандартов и распространить их в муниципальной системе образования путем диссеминации опыта школ-лидеров. Для создания современных условий обучения за последние три года выделено более 261 млн рублей. В школы города поставлены кабинеты для начальной школы, химии, биологии, технологии, информатики, физики.


В 2014 году выпускники г. Казани показали результаты, превышающие республиканские и среднероссийские показатели практически по всем предметам учебного плана (кроме французского языка). Доля выпускников, не получивших аттестаты, снизилась более чем в два раза (в 2014 году - 17 учащихся (0,3%), в 2013 году - 45 [0,75%]). Из 122 стобалльных результатов по республике 54 (44,3%) принадлежат выпускникам г. Казани. В 2014 году школы г. Казани с медалью закончили 499 (9,02%) выпускников (в 2013 году - 602 [10%]), из них 83 (1,5%) получили дополнительно республиканские медали.


В рамках создания новой системы оценки качества работы учителей и школ с 2013 года проводится рейтингование школ. Ежегодно образовательные организации города принимают участие в мониторинговых исследованиях и диагностических тестированиях.


Через решение этапных задач создания единого воспитательного пространства (расширение круга субъектов воспитательной деятельности, разработка и реализация городского мультипроекта "Воспитание юного гражданина", развитие практики проведения масштабных городских акций воспитательной направленности и другое) обеспечивались условия для реализации в школах города концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.


Для создания профессионально-компетентностной педагогической среды в процессе введения и отработки ФГОС была организована работа городских методических объединений учителей-предметников и профессиональных сообществ педагогов, в том числе в сети Интернет.


На старшей ступени обучения созданы условия для выбора школьниками направлений профильного обучения в соответствии со своими склонностями и способностями. Предпрофильной подготовкой охвачено 97,3% девятиклассников, профильным обучением - 77,3% обучающихся в 10 - 11-х классах.


В г. Казани сохранена сеть национальных образовательных учреждений, которая включает 40 школ с татарским языком обучения, 15 школ с этнокультурным русским компонентом, школу с еврейским этнокультурным компонентом, негосударственную школу с турецким этнокультурным компонентом, центр образования "Многонациональная воскресная школа". Охват детей-татар обучением на родном языке составляет 31,6% (в 2013 году - 30,9%).


В образовательном пространстве города реализован комплекс мероприятий по формированию позитивного образа учителя, социальной поддержке и поощрению творчески работающих педагогов. Прежде всего, это повышение заработной платы. Показатели средней заработной платы по общеобразовательным учреждениям соответствуют размерам средней заработной платы по промышленности в Республике Татарстан. Одним из ключевых направлений кадровой политики является работа с руководителями. Введены конкурсные процедуры формирования резерва на должности руководителей образовательных учреждений, аттестация руководящих работников проходит согласно новому порядку. Важным инструментом повышения качества педагогической деятельности стал эффективный контракт.