Действующий

Об утверждении Муниципальной программы "Развитие образования в городе Казани на 2015 - 2021 годы" (с изменениями на 17 июня 2021 года)



I. Общая характеристика сферы реализации Программы, в том числе проблемы, на решение которых направлена Программа


В рамках реализации предыдущей муниципальной программы развития образования создана и функционирует вариативная образовательная сеть. Образовательные услуги предоставляют: 315 детских садов, 168 школ, 51 учреждение дополнительного образования, 2 оздоровительно-образовательных центра, 7 межшкольных учебных комбинатов. В статусе автономных работают 216 детских садов и 16 школ и школ-интернатов. Негосударственный сектор образовательных организаций представлен 8 школами (964 учащихся), 17 детскими садами (1641 воспитанник). В муниципальных образовательных учреждениях обучаются 106 015 учащихся, воспитываются 62 573 дошкольника.


За последние три года по Президентской программе капитального ремонта школ было отремонтировано 88 общеобразовательных организаций. Практически все учреждения образования оснащены системами автоматической противопожарной сигнализации и программно-аппаратными комплексами "Стрелец-Мониторинг" (100% школ, 100% учреждений дополнительного образования, 99% детских садов), а школы и детские сады - еще и системами видеонаблюдения. Для увеличения численности детей, обучающихся в современных условиях, организован подвоз более 900 учащихся в 15 базовых школ 20 сертифицированными школьными автобусами. В рамках реализации Республиканской целевой программы "Доступная среда на 2011 - 2015 годы" 31 объект образования готов принимать детей с ограниченными возможностями здоровья.


Около 64 тысяч детей (75%) охвачены дошкольным образованием. Все дети старше 3 лет обеспечены местами в детских садах. Вместе с тем очередность в возрастной категории от 1,5 до 3 лет составляет 15 тысяч детей. За период действия предыдущей программы развития образования были открыты 34 детских сада.


В рамках государственно-частного партнерства создано более 1,5 тысячи мест в 17 частных детских садах, открыты семейные детские сады, в которых воспитываются 114 детей. Вместе с тем остается нерешенным вопрос проведения капитального ремонта, в котором нуждаются 69% дошкольных учреждений.


Проводилась работа по широкомасштабному введению федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС). Все учащиеся начальной школы обучаются по новым стандартам. Началось внедрение ФГОС дошкольного образования. Через решение этапных задач создания единого воспитательного пространства (расширение круга субъектов воспитательной деятельности, разработка и реализация городского мультипроекта "Воспитание юного гражданина", развитие практики проведения масштабных городских акций воспитательной направленности и так далее) обеспечивались условия для реализации в школах города концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. Для создания профессионально-компетентностной педагогической среды в процессе введения и отработки ФГОС была организована работа городских методических объединений учителей-предметников и профессиональных сообществ педагогов, в том числе в сети Интернет. Эффективными необходимо признать меры, предпринятые для укрепления материально-технической и учебной баз общеобразовательных учреждений. Проблемными зонами остаются ограниченность ресурсов общеобразовательных учреждений (финансовых, кадровых и так далее) для организации внеурочной деятельности обучающихся, а также подготовка педагогических кадров (в том числе управленческих) к работе в условиях массового введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (далее - ФГОС ООО). В Программе предусмотрены меры по решению обозначенных проблем.


На старшей ступени обучения созданы условия для выбора школьниками направлений профильного обучения в соответствии со своими склонностями и способностями. Предпрофильной подготовкой охвачено 97,3% девятиклассников, профильным обучением - 77,3% обучающихся 10 - 11-х классов.


В г. Казани сохранена сеть национальных образовательных учреждений, которая включает 40 школ с татарским языком обучения, 15 школ с этнокультурным русским компонентом, школу с еврейским этнокультурным компонентом, негосударственную школу с турецким этнокультурным компонентом, центр образования "Многонациональная воскресная школа". Охват детей-татар обучением на родном языке составляет 31,6% (в 2013 году - 30,9%). На базе гимназии N 2 Московского района создан пока единственный в Республике Татарстан Центр национального образования. Коллективы муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждений N 14, 63, 282, 291, 383, 398, 405 стали обладателями гранта "Лучший билингвальный детский сад", данные учреждения - площадками по распространению лучших практик в дошкольном образовании.


В образовательном пространстве города реализован комплекс мероприятий по формированию позитивного образа учителя, социальной поддержке и поощрению творчески работающих педагогов. Прежде всего, это повышение заработной платы. Размер средней заработной платы по общеобразовательным учреждениям соответствует размеру средней заработной платы по предприятиям промышленности в Республике Татарстан, несколько ниже она у педагогов дополнительного образования. В целях оказания дополнительных мер социальной поддержки введена 100-процентная компенсация фактически внесенной родительской платы за детский сад для младшего обслуживающего персонала.


Одним из ключевых направлений кадровой политики является работа с руководителями. Введены конкурсные процедуры формирования резерва на должности руководителей образовательных учреждений, аттестация руководящих работников проходит согласно новому порядку. Важным инструментом повышения качества педагогической деятельности стал эффективный контракт.


За прошедший год на 13% увеличилось количество молодых специалистов (в 2014 году - 916, в 2013 году - 800). Педагогам созданы все условия для непрерывного профессионального развития. Около 5 тысяч учителей, директоров, методистов прошли курсы повышения квалификации, а также посетили тренинги сингапурской компании Educare. На базе 7 школ города созданы "Школы превосходства".


Гранты и конкурсы стали эффективными инструментами поощрения лучших педагогических практик и достижений. За последние три года 888 педагогических работников стали обладателями грантов в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование", республиканских и муниципальных грантов. Ежегодно педагоги города признаются лучшими в профессиональном конкурсе "Учитель года Республики Татарстан". Школы возглавляют рейтинг 100 лучших школ Республики Татарстан (в 2014 году - 35 школ), 9 школ вошли в число 500 лучших школ России, в том числе лицей N 131 вошел в топ-25.


В 2014 году выпускники г. Казани показали результаты, превышающие республиканские и среднероссийские показатели практически по всем предметам учебного плана (кроме французского языка). Доля выпускников, не получивших аттестаты, снизилась более чем в два раза. Из 122 100-балльных результатов по республике 54 (44,3%) принадлежат выпускникам г. Казани. В 2014 году школы г. Казани с медалью закончили 499 (9,02%) выпускников, в 2013 году 602 (10%), из них 83 (1,5%) получили дополнительно республиканские медали.


Продолжалась целенаправленная работа по поддержке одаренных учащихся. Внедрение современных образовательных технологий и методик, успешное функционирование нетиповых учреждений образования и Городского центра творческого развития для одаренных детей, проведение учебно-тренировочных сборов, привлечение преподавателей вузов - вот неполный перечень мероприятий по выявлению и сопровождению одаренных детей г. Казани. По итогам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников сборная команда г. Казани заняла третье место, уступив лишь командам из Москвы и Санкт-Петербурга. Для поддержки юных талантов и учителей, их подготовивших, из бюджета города в 2014 году выделено 20 млн руб., что в два раза больше, чем в предыдущие годы.


Охват школьников горячим питанием составляет 90%, что выше среднероссийского показателя (88%). Дети из семей с невысоким достатком, а это каждый пятый учащийся, получают горячий обед бесплатно. 95% учащихся школ пользуются картами безналичной оплаты питания.