ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 19 февраля 2016 года N 49-р

[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ АППАРАТНО-ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА "БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД" НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2016 - 2020 ГОДЫ]

(в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 15.06.2017 N 305)


В целях определения принципов и основ построения системы аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории Республики Коми:

1. Утвердить Концепцию развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории Республики Коми на 2016 - 2020 годы (далее - Концепция) согласно приложению.

2. Рекомендовать органам в системе исполнительной власти Республики Коми, органам местного самоуправления в Республике Коми при организации работ по созданию и внедрению систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, а также сегментов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в Республике Коми руководствоваться Концепцией.

3. Предложить территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, организациям всех форм собственности при организации работ по созданию и внедрению систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, а также сегментов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в Республике Коми руководствоваться Концепцией.

4. Определить Администрацию Главы Республики Коми ответственным органом исполнительной власти Республики Коми за реализацию Концепции.

(в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 15.06.2017 N 305)

5. Определить техническим оператором инфраструктуры аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории Республики Коми государственное автономное учреждение Республики Коми "Центр информационных технологий".

6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.


Председатель Правительства
Республики Коми
В.ТУКМАКОВ






Утверждена
распоряжением
Правительства Республики Коми
от 19 февраля 2016 года N 49-р
(приложение)

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ АППАРАТНО-ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА "БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД" НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2016 - 2020 ГОДЫ

(в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 15.06.2017 N 305)


1. Введение

Целями развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории Республики Коми (далее - АПК "Безопасный город") являются - обеспечение личной безопасности граждан, обеспечение безопасности жизнедеятельности города на основе превентивности управления и непрерывности деятельности, концепции минимизации рисков, обеспечение оперативного реагирования и взаимодействия различных служб безопасности, повышение эффективности использования бюджетных средств и обеспечение оптимального их использования.

Основным способом развития АПК "Безопасный город" является наделение государственного автономного учреждения Республики Коми "Центр информационных технологий Республики Коми" (далее - ГАУ РК "ЦИТ") правами и обязанностями "технического оператора" инфраструктуры информационно-телекоммуникационных ресурсов для обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности и эксплуатации. В рамках своих полномочий "технический оператор" осуществляет:

1) предоставление заинтересованным органам в системе исполнительной власти Республики Коми (далее - государственные органы Республики Коми) доступа к ресурсам для выполнения ими своих непосредственных задач;

2) приобретение оборудования и программного обеспечения;

3) техническое обслуживание (по необходимости построение) указанной инфраструктуры;

4) разработку и согласование с Главным управлением МЧС России по Республике Коми, МВД по Республике Коми и Администрацией Главы Республики Коми технических и организационных регламентов подключения заинтересованных органов государственной власти Республики Коми к инфраструктуре, а также выработку единых требований по оснащению и предоставлению данных с объектов, эксплуатируемых и/или находящихся в ведении коммерческих структур, напрямую оказывающих влияние на вопросы обеспечения безопасности;

(в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 15.06.2017 N 305)

5) в рамках своих полномочий утверждает технические требования к подсистемам обеспечения безопасности на объектах Республики Коми.

Концепция развития АПК "Безопасный город" в Республике Коми на 2016 - 2020 годы (далее - Концепция) представляет собой официально принятую систему взглядов на цели, задачи, основные принципы и направления деятельности в сфере обеспечения безопасности функционирования и устойчивого развития Республики Коми, сохранения жизни и здоровья населения, защиты его прав и свобод в условиях внешних и внутренних опасностей и угроз.

Настоящий документ является основой для:

1) разработки стратегии и проектных решений по созданию в населенных пунктах Республики Коми системы поддержки, регулирования и координации деятельности всех участников процесса обеспечения безопасности жизнедеятельности;

2) совершенствования и дальнейшего развития нормативно-правовой базы обеспечения безопасности личности и общества;

3) формирования и проведения единой политики государственных органов Республики Коми, экономических и социальных структур, населения в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Правовую и методологическую базу Концепции составляют:

1) Конституция Российской Федерации;

2) Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

3) Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

4) Указ Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 года N 1167 "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом";

5) распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 2446-р;

6) иные законы Российской Федерации в сфере безопасности, экологии, экономики, градостроительства, санитарно-эпидемиологического благополучия;

7) Концепция создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций (принята протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 18 июня 2013 года N 4);

8) постановление Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 года N 45 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года";

9) распоряжение Правительства Республики Коми от 6 октября 2015 года N 384-р;

10) постановление Правительства Республики Коми от 21 марта 2011 года N 60 "О корпоративной информационно-телекоммуникационной сети органов исполнительной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми, образованных Главой Республики Коми, государственных учреждений Республики Коми";

11) постановление Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 года N 423 "О Государственной программе Республики Коми "Информационное общество".


2. Предпосылки разработки Концепции

Основная предпосылка - это не только важность вопросов безопасности, а еще и сложность их реализации ввиду разобщенности бюджетов, необходимости централизованно координировать решение этих вопросов. Подойти к подобному централизованному решению можно за счет создания единой инфраструктуры информационно-коммуникационных ресурсов как для решения вопросов комплексной безопасности, так и для государственных органов Республики Коми.

Особая актуальность проблематики обеспечения безопасности в настоящее время связана с сохраняющейся угрозой террористических действий, активности преступных элементов, а также нарушением в работе производств и коммунальных служб из-за изношенности основных фондов. Существованию внутренней напряженности и низкого уровня безопасности способствуют некоторые нежелательные процессы, идущие в экономике, политике, социальной, культурной сферах, а также постоянно растущая загруженность автомобильных трасс, переполненность остановок общественного транспорта и других мест скопления людей.

Кроме того, события последнего времени со всей очевидностью свидетельствуют о том, что традиционные методы борьбы с такими преступлениями, как терроризм, захват заложников, разбойные нападения, заказные убийства, квартирные кражи, угоны автомобилей, а также принятие превентивных мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не всегда дают адекватные результаты. Отдельные успехи силовых структур обеспечиваются мобилизацией всех сил и средств в ходе проведения отдельных кампаний после очередного чрезвычайного события и связаны со значительными материальными затратами и напряжением работы личного состава.

Назрела необходимость оснащения подразделений органов внутренних дел техническими средствами с применением современных наукоемких информационных технологий, позволяющими повысить оперативность реагирования, раскрываемость правонарушений и преступлений, эффективность мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В решении данной задачи значительную поддержку могут оказать современные информационные технологии. Уровень их развития в настоящее время позволяет создавать интеллектуальные межведомственные территориально распределенные системы, способные регистрировать, обрабатывать, хранить и анализировать значительные объемы разнородной информации. Эти системы позволяют осуществлять достаточно эффективный контроль над обстановкой в регионе и таким образом влиять на уровень безопасности. Существенным элементом такой комплексной системы является возможность осуществления глобального видеонаблюдения за обстановкой, включая как общественные центры и коммуникации, так и жилые кварталы.

Основной эффект будет достигаться за счет интеграции двух факторов - наличия такой информации в реальном времени и возможности информационных систем по автоматизированной обработке и анализу этих данных. При этом видеоинформация может дополняться телеметрической информацией с различных датчиков (в том числе охранная и пожарная сигнализация), контрольных устройств (пункты пропуска) и систем связи (вызовы экстренных оперативных служб по линиям "01", "02", "03", "04", Антитеррор - в дальнейшем "Система 112"). Будучи созданным, комплекс позволит эффективно осуществлять следующие функции:

1) постоянное наблюдение за обстановкой в общественных местах, включая улицы и площади, административные здания, детские, образовательные, спортивные и культурные учреждения, чердаки и подвалы, дворовую территорию, авто- и железнодорожные вокзалы, аэропорты, подвижной состав транспорта;

2) контроль за оставленными предметами, оперативное информирование дежурных служб в случае нарушений общественного порядка, коммунальных аварий и техногенных катастроф;

3) визуальный контроль в отдельных местах с применением технологии автоматизированной идентификации лиц по изображению и сравнению с эталонной базой данных для проведения оперативно-розыскных мероприятий, выявления криминальных связей, предотвращения незаконного оборота наркотиков и т.п. Такой контроль может осуществляться как в реальном времени, так и по архивным материалам видеонаблюдения. При этом могут решаться как задачи обнаружения и задержания разыскиваемых или подозреваемых лиц, так и предотвращения будущих инцидентов (например, отказ в проходе на спортивные и культурные мероприятия выявленным злостным хулиганам, предотвращение попыток террористического захвата);

4) контролируемый доступ на государственные и ведомственные объекты;

5) контроль передвижения автотранспортных средств, включая общую обстановку на дорогах, выездах/въездах на объекты и контролируемые зоны, поддержку операций по планам обнаружения и задержания разыскиваемых транспортных средств;

6) видеонаблюдение за стоянками, тоннелями и транспортными развязками;

7) обеспечение экстренной связи с правоохранительными органами и службами спасения с визуальным контролем;

8) мониторинг критически важных объектов;

9) мониторинг экологического состояния территорий Республики Коми;

10) информирование граждан об угрозе (факте) чрезвычайной ситуации (далее - ЧС), мерах поведения в экстремальных ситуациях, доведение правил обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Применение санкционированного удаленного доступа к хранилищам видеозаписей и документов с помощью современных технологий передачи данных осуществляется по волоконно-оптической линии связи (далее - ВОЛС) или по беспроводным каналам (при отсутствии технической возможности прокладки ВОЛС), что может дать больший эффект для раскрытия преступлений по горячим следам, а также расследования причин природных и техногенных аварий.

Разработка мер по улучшению состояния безопасности и механизма их реализации должна осуществляться с учетом угроз, которые противостоят соответствующим интересам граждан, социальных групп, населенному пункту в целом.

Наиболее характерными являются следующие группы угроз (в алфавитном порядке):

1) информационные;

2) коммунально-бытовые;

3) криминальные;

4) политические;

5) природные;

6) психологические;

7) социальные;

8) террористические;

9) техногенные;

10) экологические;

11) экономические;

12) эпидемиологические.

Эти угрозы носят комплексный взаимосвязанный характер и в большинстве своем имеют трансграничные масштабы. Уровни опасности угроз различного вида зависят от политической обстановки в стране и в мире, стабильности социально-экономического развития России и Республики Коми как субъекта Российской Федерации и в разные периоды могут изменяться.


3. Субъекты комплексной безопасности

Интересы граждан состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, безопасности их имущества, возможности физического, духовного и интеллектуального развития, создания и поддержания здорового образа и качества жизни на уровне благополучных городов развитых стран.

Интересы социальных групп состоят в обеспечении обусловленных законами условий их функционирования, саморазвития, самоуправления, повышения активности членов этих групп по выполнению стоящих перед ними задач.

Интересы населенного пункта включают установление политической, экономической и социальной стабильности, соблюдение законов и поддержание правопорядка, создание нормальных условий жизнедеятельности жителей населенного пункта и его структур, исключение условий, способствующих возникновению чрезвычайных ситуаций различного характера.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»