ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 апреля 2013 года N 233-Р

[ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА]

1. Одобрить прилагаемые Основные направления деятельности Правительства Республики Мордовия на период до 2018 года.

2. Исполнительным органам государственной власти Республики Мордовия принять меры по реализации Основных направлений деятельности Правительства Республики Мордовия на период до 2018 года.

3. Контроль за реализацией настоящего распоряжения возложить на заместителей Председателя Правительства Республики Мордовия.

Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.СУШКОВ




Утверждены
распоряжением Правительства
Республики Мордовия
от 29 апреля 2013 года N 233-Р

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА


Основные направления деятельности Правительства Республики Мордовия на период до 2018 года определяют цели и приоритеты политики Правительства Республики Мордовия в области социального и экономического развития на указанный период, разработаны в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, Республиканской целевой программой развития Республики Мордовия на 2013 - 2018 годы, Стратегией социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2025 года и направлены на реализацию положений указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2012 года и Послания Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия.

Развитие республики за последние десять лет характеризовалось в основном положительной динамикой. С 2003 по 2012 годы рост валового регионального продукта составил 1,7 раза, объемов промышленного производства - 2,8 раза, инвестиций в основной капитал - 2,4 раза, объемов в строительстве - 2,2 раза, валовой продукции сельского хозяйства - 1,3 раза, внешнеторгового оборота - 6 раз. Преодолению кризисных явлений 2008 - 2009 годов способствовали достаточно высокие темпы развития в предыдущие годы. В 2010 - 2011 годах экономический рост восстановился, рост ВРП в 2010 году составил 104,8%, в 2011 году - 109,4 процента.

В то же время кризисный и посткризисный периоды не позволили решить в полном объеме ряд задач, направленных на развитие экономики и совершенствование ее структуры.

В предстоящий среднесрочный период необходимо обеспечить устойчивый экономический рост не менее 9 - 10% в год, продолжить технологическую модернизацию и инновационное развитие экономики в целях повышения ее конкурентоспособности и эффективности, совершенствование и развитие инфраструктуры и достичь на этой основе значительного улучшения уровня и качества жизни населения республики.


I. Внутренние вызовы и условия развития

Период 2013 - 2018 годов характеризуется рядом внутренних условий, которые окажут существенное влияние на социально-экономическое развитие.

В 2013 - 2015 годах прогнозируется снижение численности населения трудоспособного возраста, что становится одним из серьезных факторов, сдерживающих экономический рост. Сокращение численности трудоспособного населения и численности трудовых ресурсов повлияет на снижение численности занятых в экономике. По предварительной оценке в 2013 году численность снизится на 4,4 тыс. человек и составит 377,5 тыс. человек. В 2018 году согласно прогнозу численность занятых снизится до 362,5 тыс. человек. Уменьшение численности лиц трудоспособного возраста в прогнозном периоде частично будет восполняться за счет лиц старше трудоспособного возраста и подростков.

Важнейшим условием динамичного социально-экономического развития в предстоящий период является адаптация экономики республики в условиях присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО).

Одной из главных задач является обеспечение сбалансированного роста заработной платы и производительности труда.

Кроме того, важными факторами являются качество институциональной среды и инфраструктуры, эффективность и сбалансированность финансовой системы, от которых зависят конкурентоспособность экономики и инвестиционная привлекательность.

Необходим переход к новой модели экономического роста с активизацией таких факторов конкурентоспособности экономики, как уровень образования населения, научный и технологический потенциал, преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений социально-экономического развития и достижение высоких показателей производительности труда.


II. Целевые ориентиры

Приоритетными направлениями социально-экономической политики в республике на 2013 - 2018 годы являются создание условий для долгосрочного устойчивого развития, повышение инвестиционной привлекательности, рост конкурентоспособности экономики за счет модернизации базовых отраслей, развития инновационного сектора, высокотехнологичных производств, человеческого потенциала, равноправная интеграция Республики Мордовия в мировое экономическое пространство и в систему межрегиональных экономических отношений.

Для обеспечения экономического развития Республики Мордовия в соответствии с прогнозными значениями ВРП необходимы:

повышение инвестиционной привлекательности на основе реализации модели государственно-частного партнерства, активизация частных инвестиций;

существенный рост производительности труда на основе технологической модернизации производства и создания инновационных производств с высокой добавленной стоимостью;

повышение оплаты труда работников в производственной и социальной сферах.

Предстоит обеспечить решение демографических, социальных и экологических задач, национальную безопасность, создать благоприятные условия для роста реальных располагаемых денежных доходов населения. Важными направлениями являются повышение качества и доступности услуг в социальной сфере в целях эффективного удовлетворения запросов и потребностей людей, решение жилищной проблемы за счет строительства качественного и доступного жилья, повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению. Необходимо повысить эффективность государственного управления и качество предоставляемых государственных услуг, обеспечить сбалансированное территориальное развитие.

Необходимыми условиями реализации поставленных задач являются формирование и сохранение макроэкономических условий для устойчивого экономического роста, что подразумевает долгосрочную стабилизацию бюджетных расходов и налоговой нагрузки при оптимизации их структуры, повышение эффективности финансового сектора и реализацию мер по повышению эффективности государственных расходов и инвестиций.

В качестве приоритетных направлений следует назвать:

повышение качества управления региональными финансами, реализацию мер по повышению эффективности и результативности расходования средств республиканского (муниципального) бюджета;

внедрение программно-целевого метода при формировании и исполнении республиканского (местного) бюджета;

совершенствование налогового администрирования, повышение ответственности бизнеса при выполнении обязанностей по уплате налогов;

обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов и бюджетного процесса для общества;

совершенствование системы межбюджетных отношений, направленное на повышение устойчивости муниципальных образований;

снижение долговой нагрузки республиканского бюджета Республики Мордовия, чему будут способствовать: оптимизация расходов республиканского бюджета путем сокращения неэффективных расходов бюджета; своевременное исполнение долговых обязательств Республики Мордовия; внедрение механизма размещения республиканских ценных бумаг для покрытия дефицита бюджета на наиболее приемлемых для республики условиях с целью снижения расходов на обслуживание долговых обязательств; проведение мероприятий по оптимизации расходов на обслуживание обязательств перед кредитными организациями; введение моратория на предоставление государственных гарантий Республики Мордовия; направление собственных доходов, полученных сверх прогнозных назначений, на снижение государственного долга Республики Мордовия и на сокращение дефицита республиканского бюджета Республики Мордовия.


III. Приоритетные задачи

1. Повышение конкурентоспособности и производительности труда, создание условий для эффективного развития внутренних и внешних рынков

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" предстоит обеспечить увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года, в том числе в обрабатывающих производствах - в 1,9 раза, в сельском хозяйстве и строительстве - в 1,5 раза и создать к 2020 году 15,4 тыс. высокопроизводительных рабочих мест, в том числе в обрабатывающих производствах - не менее 10 тыс. мест, в сельском хозяйстве - 2100 мест, в строительстве - 2050 мест, в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 1200 мест.

В рамках реализации задачи повышения конкурентоспособности республиканской экономики важнейшим приоритетом является развитие промышленного комплекса, рост инвестиций и его технологическое обновление, развитие конкуренции, поддержка развития науки и технологий, повышение квалификации работников. Промышленный комплекс республики будет модернизирован за счет формирования инновационных и конкурентоспособных производств, развития технологического потенциала и сокращения производственных издержек.

В результате осуществления мероприятий Концепции промышленной политики Республики Мордовия на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Республики Мордовия от 17 декабря 2012 года N 717-Р, будут укрепляться позиции в видах деятельности "Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования", "Производство транспортных средств и оборудования", "Производство машин и оборудования", "Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий" и др.

Ежегодный прирост промышленного производства в 2013 - 2018 годах в среднем составит 11 процентов. Увеличение объемов промышленного производства в целом за период прогнозируется в 1,9 раза, в том числе в обрабатывающих отраслях - в 2 раза.

Достижение данных показателей будет обеспечиваться реализацией Республиканской целевой программы развития Республики Мордовия на 2013 - 2018 годы, а также развитием территориальных инновационных кластеров "Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением", "Электротехника и приборостроение", "Транспортное и сельскохозяйственное машиностроение". Кроме того, планируется принять Республиканскую целевую программу научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2013 - 2017 годы.

Прогнозируемые темпы роста определяются в основном реализацией перспективных инвестиционных проектов:

"Организация производства алюминиевых сплавов", ООО "Оптикэнерго" (ООО "ЭМ-Кат");

"Организация производства нового поколения проводов и кабелей для эксплуатации в сложных и экстремальных условиях с целью обеспечения повышенной надежности объектов электроснабжения", ООО "Оптикэнерго" (ООО "ЭМ-Кабель");

"Восстановление, реконструкция и строительство нового промышленного предприятия", ЗАО "НПО "НефтехГазМаш";

"Организация производства новых видов сельскохозяйственной техники", ОАО "МордовАгроМаш";

"Техническое перевооружение производства", ОАО "Ардатовский светотехнический завод";

"Модернизация светотехнического производства", ОАО "Кадошкинский электротехнический завод";

"Техническое перевооружение производства", ОАО "Саранский приборостроительный завод";

"Создание промышленного производства энергосберегающих световых приборов на основе мощных светодиодов", ОАО "Электровыпрямитель";

"Освоение массового производства энергоэффективных световых приборов нового поколения", ЗАО "Ксенон";

"Организация производства пероксидносшиваемого изоляционного компаунда для кабелей среднего напряжения до 35 кВ", ЗАО "Лидер-Компаунд";

"Создание производства крупного вагонного литья", ООО "ВКМ-Сталь".

Одним из основных проектов программы развития территориального инновационного кластера "Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением", включенной в Перечень пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров, утверждаемый Правительством Российской Федерации, станет создание в Саранске специализированного светотехнического индустриального парка. На реализацию данной программы из федерального бюджета в течение пяти лет планируется получить 2,5 млрд. руб. на развитие инновационной, инженерной, транспортной, жилищной и социальной инфраструктуры территорий базирования кластера (г. Саранск, п. Кадошкино Кадошкинского района, п. Тургенево Ардатовского района).

Вертикальная и горизонтальная интеграция, диверсификация продукции определены как стратегические приоритеты развития вагоностроительного кластера, основу которого составляет ОАО "Русская корпорация транспортного машиностроения" (РКТМ). Получит дальнейшее развитие устойчивая кооперация его участников в рамках разработки и производства грузовых вагонов, оказания сервисных услуг при эксплуатации продукции холдинга.

Будут реализованы меры поддержки инноваций, создания и развития объектов инновационной инфраструктуры, в том числе технопарка в сфере высоких технологий, который является ключевым инновационным проектом для развития экономики республики. Его реализация позволит обеспечить необходимые условия для наращивания инновационного потенциала и коммерциализации инноваций. В рамках технопарка будут функционировать Информационно-вычислительный комплекс, Центр нанотехнологий и наноматериалов, Центр энергосберегающей светотехники, Центр экспериментального производства, Инжиниринговый центр оптоэлектроники, Центр разработки программных продуктов.

Для предприятий стройиндустрии приоритетными направлениями являются модернизация и технологическое развитие материально-технической базы, обеспечение строительного комплекса республики и других регионов энергосберегающими конкурентоспособными строительными материалами, повышение качества, энергоэффективности и экологичности продукции.

Приоритетами развития пищевой промышленности являются увеличение объемов и ассортимента производимой продукции, импортозамещение, увеличение экспорта и вывоза продукции в другие регионы Российской Федерации, повышение ее качества и конкурентоспособности в связи с членством России в ВТО.

Улучшение инвестиционного климата и привлечение капитала


В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" объем инвестиций в России должен возрасти до 25 процентов валового внутреннего продукта к 2015 году и до 27 процентов валового внутреннего продукта к 2018 году, увеличившись почти вдвое по сравнению с 2012 годом.

В Республике Мордовия в 2012 году объем инвестиций составил 36,4% от объема ВРП, к 2015 году должен возрасти до 45% и в 2018 году - до 47%, увеличившись по сравнению с 2012 годом более чем в 2 раза.

В целях ускорения инвестиционного развития республики, повышающего ее инвестиционную и инновационную привлекательность, предусматривается решение следующих задач:

совершенствование нормативной правовой базы, направленной на развитие инвестиционной и инновационной деятельности, стимулирование инвестиционной и инновационной активности в регионе;

реализация мероприятий, направленных на снижение основных инфраструктурных рисков и административных барьеров в Республике Мордовия;

разработка и реализация мер, направленных на стимулирование притока частных инвестиций в экономику республики;

реализация мероприятий, направленных на увеличение инвестиций в малое и среднее предпринимательство республики и развитие механизмов государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

разработка и реализация мер информационного и организационного характера, направленных на развитие инновационной деятельности;

развитие инженерной инфраструктуры;

формирование позитивного имиджа Республики Мордовия как инвестиционно привлекательной территории и информационное обеспечение участников инвестиционной и инновационной деятельности;

привлечение дополнительных источников финансирования инвестиционных потребностей.

На активизацию инвестиционной деятельности и улучшение инвестиционного климата будут направлены следующие мероприятия:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»