(с изменениями на 11 декабря 2017 года)
(в ред. постановлений Администрации Волгоградской области от 29.12.2016 N 764-п, от 14.03.2017 N 132-п, от 13.04.2017 N 191-п, от 23.06.2017 N 316-п, от 11.12.2017 N 653-п)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2018 года на основании постановления Администрации Волгоградской области от 27.12.2017 N 678-п.
____________________________________________________________________
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Волгоградской области от 27 августа 2013 г. N 423-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Волгоградской области", постановлением Администрации Волгоградской области от 14 октября 2015 г. N 621-п "Об утверждении перечня государственных программ Волгоградской области" и в целях перехода к формированию областного бюджета по программному принципу на основе государственных программ Волгоградской области Администрация Волгоградской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Волгоградской области "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства жителей Волгоградской области" на 2016 - 2020 годы.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Губернатор
Волгоградской области
А.И.БОЧАРОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫМИ УСЛУГАМИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ЖИТЕЛЕЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2016 - 2020 ГОДЫ
(в ред. постановлений Администрации Волгоградской области от 29.12.2016 N 764-п, от 14.03.2017 N 132-п, от 13.04.2017 N 191-п, от 23.06.2017 N 316-п, от 11.12.2017 N 653-п)
Ответственный исполнитель государственной программы | - | комитет жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области |
(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 14.03.2017 N 132-п) | ||
Подпрограммы государственной программы | - | подпрограмма "Оказание содействия проведению капитального ремонта жилищного фонда, реализации концессионных механизмов партнерства"; подпрограмма "Чистая вода"; подпрограмма "Формирование современной городской среды" |
(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 14.03.2017 N 132-п) | ||
Цель государственной программы | - | повышение качества и надежности предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг, а также повышение качества и комфорта городской среды муниципальных образований Волгоградской области |
(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 14.03.2017 N 132-п) | ||
Задачи государственной программы | - | создание условий для увеличения объема капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области, реализации концессионных механизмов партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства; развитие систем коммунальной инфраструктуры в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, направленное на эффективность и надежность деятельности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; содействие повышению уровня благоустройства территорий муниципальных образований Волгоградской области |
(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 14.03.2017 N 132-п) | ||
Целевые показатели государственной программы, их значения на последний год реализации | - | доля отремонтированного общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области, по отношению к объему подлежащего капитальному ремонту общего имущества в части замены лифтового оборудования - 91,3 процента; доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, - 49,840 процента; доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене, - 37,800 процента; доля благоустроенных дворовых территорий административного центра и монопрофильных муниципальных образований Волгоградской области от общего количества дворовых территорий этих муниципальных образований - 31,4 процента |
(в ред. постановлений Администрации Волгоградской области от 29.12.2016 N 764-п, от 14.03.2017 N 132-п, от 23.06.2017 N 316-п, от 11.12.2017 N 653-п) | ||
Сроки и этапы реализации государственной программы | - | государственная программа реализуется в 2016 - 2020 годах в один этап |
Объемы и источники финансирования государственной программы | - | общий объем финансирования государственной программы на 2016 - 2020 годы составит 13863521,6 тыс. рублей, из них по годам и источникам финансирования: а) средства федерального бюджета - 1586960,6 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 734827,8 тыс. рублей; 2017 год - 852132,8 тыс. рублей; б) средства областного бюджета - 4798014,1 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 971714,0 тыс. рублей; 2017 год - 860705,6 тыс. рублей; 2018 год - 351208,4 тыс. рублей; 2019 год - 151208,4 тыс. рублей; 2020 год - 2463177,7 тыс. рублей; в) средства местных бюджетов - 2366529,3 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 352913,3 тыс. рублей; 2017 год - 52716,4 тыс. рублей; 2018 год - 100710,5 тыс. рублей; 2019 год - 63875,4 тыс. рублей; 2020 год - 1796313,7 тыс. рублей; г) внебюджетные средства - 5112017,6 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 2090107,3 тыс. рублей; 2017 год - 1882907,0 тыс. рублей; 2018 год - 174839,2 тыс. рублей; 2019 год - 58414,2 тыс. рублей; 2020 год - 905749,9 тыс. рублей |
(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 11.12.2017 N 653-п) | ||
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | - | обеспечение безопасных и благоприятных условий проживания граждан, улучшение состояния общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области; формирование механизмов и практики долгосрочного сотрудничества с частными инвесторами на рынке жилищно-коммунальных услуг Волгоградской области, в том числе в целях увеличения потенциала налоговых и неналоговых доходов в бюджет Волгоградской области; обеспечение населения Волгоградской области питьевой водой; комплексное благоустройство территорий муниципальных образований Волгоградской области |
(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 14.03.2017 N 132-п) |
С 2004 года в Российской Федерации реализуется этап государственной политики, направленной на повышение доступности жилья и уровня жилищно-коммунального обслуживания. Принят ряд федеральных законов, в том числе жилищный и градостроительный кодексы Российской Федерации, сформировавших законодательную базу для проведения институциональных изменений в жилищной сфере. С 2006 года запущен приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", с 2017 года - приоритетный национальный проект "ЖКХ и городская среда", в рамках которого реализуется приоритетный проект "Формирование комфортной городской среды".
(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 14.03.2017 N 132-п)
На законодательном уровне реализован ряд инициатив по решению проблемы капитального ремонта многоквартирных домов, а именно организация проведения капитального ремонта с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" определены правовые основы и механизм вовлечения в процесс финансирования капитального ремонта в многоквартирных домах собственников жилья.
Важнейшими концептуальными и программно-плановыми документами, определяющими ключевые направления в государственной жилищной политике, являются послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, а также Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", одной из целей которого является создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства.
Приоритеты и цели государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах определены также Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, согласно которой стратегической целью является создание комфортной среды обитания и жизнедеятельности для человека, которая позволяет не только удовлетворять жилищные потребности, но и обеспечивает высокое качество жизни в целом.
Также в соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р, развитие жилищно-коммунального комплекса, ориентированное на обеспечение гарантированного доступа населения Российской Федерации к качественной питьевой воде, рассматривается как задача общегосударственного масштаба, решение которой должно быть осуществлено за счет реализации мероприятий федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 г. N 1092.
Стратегией социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года, утвержденной Законом Волгоградской области от 21 ноября 2008 г. N 1778-ОД, в качестве главной цели определено создание условий для увеличения продолжительности жизни людей, в том числе посредством развития социальной инфраструктуры.
Обеспечение высокого уровня жилищно-коммунального обслуживания граждан является одним из приоритетных направлений работы органов государственной власти Волгоградской области, а также важнейшим показателем повышения благосостояния населения, предпосылкой социальной и экономической стабильности государства.
Современное жилищно-коммунальное хозяйство Волгоградской области - многоотраслевой комплекс, включающий в себя и взаимозависимые, и автономные предприятия и организации производственной сферы, потребителем услуг которых является практически все население области, социальная сфера и хозяйствующие субъекты экономики. Становление, развитие и реформирование современной модели жилищно-коммунального хозяйства в Волгоградской области прошло несколько основных этапов, в ходе которых решались задачи создания системы адресной социальной поддержки граждан, развития конкурентных рыночных отношений, организации системы действенного жилищного контроля и надзора и так далее.
В период 2008 - 2014 годов в Волгоградской области в рамках софинансирования за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства отремонтировано 2053 многоквартирных дома, улучшены жилищные условия для 289,4 тысячи граждан. В программе капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Волгоградской области, до 2043 года запланировано проведение ремонта 10560 многоквартирных домов.
В 2014 - 2016 годах в Волгоградской области выполнено благоустройство 1049 территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам (далее именуются - дворовые территории). Охват жителей, проживающих в многоквартирных домах, дворовые территории которых были благоустроены, - 33,4 процента. Данные цифры свидетельствуют о низком комфорте проживания граждан, недостаточном финансировании мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований Волгоградской области.
(абзац введен постановлением Администрации Волгоградской области от 14.03.2017 N 132-п)
Вместе с тем в настоящее время ключевые цели реформы отрасли в Волгоградской области, а именно обеспечение надлежащего качества жилищно-коммунальных услуг, повышение надежности систем коммунальной инфраструктуры, во многом не достигнуты, что является следствием неудовлетворительного финансового положения субъектов, осуществляющих деятельность в указанной сфере, высоких затрат и неэффективной системы управления, ограниченности средств бюджетов для решения вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Реализация государственной программы направлена на устранение негативных тенденций и достижение ключевой цели - повышение качества и надежности предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг. Решение задач по повышению качества коммунальных услуг планируется посредством реализации мероприятий двух подпрограмм данной государственной программы, включающих в себя создание условий для увеличения объема капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области (далее именуется - общее имущество), реализации концессионных механизмов партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение населения качественной питьевой водой.
Необходимость проведения капитального ремонта жилищного фонда является одной из наиболее острых жилищных проблем. Основная часть многоквартирных домов, расположенных на территории Волгоградской области, сдана в эксплуатацию более 50 лет назад, имеет значительный процент физического износа и требует незамедлительного капитального ремонта. В настоящее время каждый пятый многоквартирный дом нуждается в капитальном ремонте, увеличивается объем аварийного жилищного фонда. В сложившейся ситуации необходимо создание условий для увеличения объема капитального ремонта общего имущества.
Следует также отметить, что повышение уровня финансового обеспечения процессов модернизации жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области может быть достигнуто на основе формирования механизмов и практики долгосрочного сотрудничества с частными инвесторами (в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства в виде концессии).
Важным условием комфортности проживания населения Волгоградской области является обеспечение качественной питьевой водой. В ряде сельских населенных пунктов Волгоградской области наблюдается дефицит питьевой воды, водозаборные и очистные сооружения выработали свой ресурс, а выделяемых финансовых средств недостаточно для их модернизации и внедрения новых водоочистных технологий. Не в полной мере реализуется ресурсный потенциал подземных вод Волгоградской области, при этом качество поверхностных вод находится на пределе возможного использования. Ухудшается состояние сооружений водоснабжения и качество воды, серьезные проблемы имеются в сфере канализования населенных пунктов Волгоградской области. Решение указанных проблем возможно лишь комплексными программными методами с использованием координации межотраслевых связей.
В развитии городской территории приоритетным является создание благоприятной для проживания населения и ведения экономической деятельности городской среды. Уровень благоустройства определяет комфортность проживания граждан, является одним из вопросов, требующих каждодневного внимания, эффективного решения и выполнения комплекса мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению и устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства.
(абзац введен постановлением Администрации Волгоградской области от 14.03.2017 N 132-п)
Характер цели и задач государственной программы обуславливает целесообразность использования программно-целевых методов управления для скоординированного достижения взаимосвязанных целей и решения соответствующих им задач как в целом по государственной программе, так и по подпрограммам.
В ходе реализации государственной программы могут возникнуть финансово-экономические, нормативные, организационно-управленческие и социальные риски.
Финансово-экономические риски связаны с недофинансированием (прекращением финансирования) ряда мероприятий, в процессе реализации которых предполагается софинансирование деятельности по достижению цели государственной программы, в том числе на федеральном, региональном, муниципальном уровнях. Минимизация этих рисков возможна через заключение договоров о реализации мероприятий, направленных на достижение цели государственной программы, через институционализацию механизмов софинансирования. Для снижения риска недостаточного финансирования необходимо обеспечение правильного расчета объемов средств федерального бюджета, областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, а также средств, привлекаемых из внебюджетных источников.
Нормативные риски связаны с непринятием или несвоевременным принятием правовых актов, сопровождающих реализацию мероприятий государственной программы, необходимостью внесения изменений в существующие правовые акты, влияющие на мероприятия государственной программы. Устранение этих рисков возможно путем обеспечения оперативного контроля за процессами разработки, согласования и утверждения правовых актов, своевременного внесения требуемых изменений.
Организационно-управленческие риски связаны с несоблюдением сроков реализации мероприятий государственной программы, недостаточной проработкой вопросов, решаемых в рамках государственной программы, недостаточной подготовкой управленческого персонала, неадекватностью системы мониторинга реализации государственной программы. Риск несоблюдения сроков преодолевается за счет обеспечения резервных сроков исполнения мероприятий и организации оперативного сопровождения процесса реализации программных мероприятий.
Социальные риски могут выразиться в сопротивлении общественности осуществляемым изменениям, связанном с недостаточным освещением в средствах массовой информации цели, задач и планируемых в рамках государственной программы результатов, с ошибками в реализации мероприятий государственной программы, с планированием, недостаточно учитывающим социальные последствия. Минимизация названных рисков возможна за счет обеспечения широкого привлечения общественности к обсуждению целей, задач и механизмов развития жилищно-коммунального хозяйства, а также публичного освещения хода и результатов реализации государственной программы.