АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 ноября 2014 года N 739

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА" НА 2015 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 - 2017 ГОДОВ

(в редакции Постановлений администрации г. Красноярска от 15.05.2015 N 304, от 04.08.2015 N 517, от 05.11.2015 N 689)

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Распоряжением администрации города от 31.07.2014 N 250-р "Об утверждении перечня муниципальных программ города Красноярска на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов", руководствуясь статьями 41, 58, 59 Устава города Красноярска, постановляю:

1. Утвердить муниципальную программу "Социальная поддержка населения города Красноярска" на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов согласно приложению.

2. Настоящее Постановление опубликовать в газете "Городские новости" и разместить на официальном сайте администрации города.


Исполняющий обязанности
Главы города
А.Л.ИГНАТЕНКО


Приложение
к Постановлению
администрации города
от 14 ноября 2014 года N 739

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА" НА 2015 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 - 2017 ГОДОВ

(в редакции Постановлений администрации г. Красноярска от 15.05.2015 N 304, от 04.08.2015 N 517, от 05.11.2015 N 689)

ПАСПОРТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Наименование муниципальной программы

муниципальная программа "Социальная поддержка населения города Красноярска" на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов (далее - Программа)

Ответственный исполнитель Программы

главное управление социальной защиты населения администрации города (далее - главное управление)

Соисполнители Программы

департамент градостроительства администрации города (далее - департамент градостроительства);
главное управление культуры администрации города (далее - главное управление культуры);
главное управление по физической культуре, спорту и туризму администрации города (далее - главное управление по физической культуре, спорту и туризму);
управление учета и реализации жилищной политики администрации города (далее - управление учета и реализации жилищной политики)

Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий Программы

1. Обеспечение решения вопросов социальной поддержки и социального обслуживания населения.
2. Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан

Цели Программы

1) повышение эффективности социальной поддержки населения города;
2) повышение качества и доступности предоставления услуг по социальному обслуживанию

Задачи Программы

для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
1) предоставление мер социальной поддержки и организация мероприятий, направленных на повышение благополучия отдельных категорий населения;
2) повышение эффективности социального обслуживания населения;
3) привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг населению

Этапы и сроки реализации Программы

2015 - 2017 годы без деления на этапы

Целевые индикаторы и показатели Программы с расшифровкой плановых значений по годам

целевые индикаторы Программы:
удельный вес граждан, фактически пользующихся мерами социальной поддержки, от общего числа граждан, имеющих право на меры социальной поддержки и обратившихся за их получением, в том числе по годам:
2015 год - 100,0%;
2016 год - 100,0%;
2017 год - 100,0%;
количество обоснованных жалоб на сроки и качество предоставления мер социальной поддержки от общего количества поступающих обращений, в том числе по годам:
2015 год - 0 ед.;
2016 год - 0 ед.;
2017 год - 0 ед.;
доля граждан, получивших социальные услуги в муниципальных учреждениях социального обслуживания, к численности населения, состоящего на учете в органах социальной защиты города Красноярска, с 25,1% в 2015 году до 25,3% в 2017 году, в том числе по годам:
2015 год - не менее 25,1%;
2016 год - не менее 25,2%;
2017 год - не менее 25,3%;
уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления услуг учреждениями социального обслуживания населения повысится с 87,0% в 2015 году до 90,0% в 2017 году, в том числе по годам:
2015 год - не менее 87,0%;
2016 год - не менее 90,0%;
2017 год - не менее 90,0%

Объемы бюджетных ассигнований Программы

объем бюджетных ассигнований на реализацию программы на 2015 - 2017 годы - 3999692,82 тыс. рублей, в том числе по годам:
2015 год - 1376282,44 тыс. рублей;
2016 год - 1311705,19 тыс. рублей;
2017 год - 1311705,19 тыс. рублей;
средства федерального бюджета:
2015 год - 28268,64 тыс. рублей;
2016 год - 0,00 тыс. рублей;
2017 год - 0,00 тыс. рублей;
средства краевого бюджета:
2015 год - 1083110,72 тыс. рублей;
2016 год - 1062767,00 тыс. рублей;
2017 год - 1062767,00 тыс. рублей;
средства городского бюджета:
2015 год - 264903,08 тыс. рублей;
2016 год - 248938,19 тыс. рублей;
2017 год - 248938,19 тыс. рублей;
в том числе по подпрограммам:
подпрограмма 1 "Обеспечение решения вопросов социальной поддержки и социального обслуживания населения" - 3201701,15 тыс. рублей,
в том числе по годам:
2015 год - 1073516,37 тыс. рублей;
2016 год - 1064092,39 тыс. рублей;
2017 год - 1064092,39 тыс. рублей;
подпрограмма 2 "Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан" - 797991,67 тыс. рублей, в том числе по годам:
2015 год - 302766,07 тыс. рублей;
2016 год - 247612,80 тыс. рублей;
2017 год - 247612,80 тыс. рублей

(в ред. Постановления администрации г. Красноярска от 05.11.2015 N 689)

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА, В ТОМ ЧИСЛЕ ФОРМУЛИРОВКА ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В УКАЗАННОЙ СФЕРЕ И ПРОГНОЗ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям населения. Категории граждан - получателей социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия ее предоставления определены федеральным законодательством, законодательством Красноярского края.

Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с Положениями Конституции Российской Федерации, в которой определено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Основные направления государственной программы на 2015 - 2017 годы сформированы с учетом задач, поставленных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Основные направления бюджетной политики на 2015 год и плановый период в 2016 и 2017 годах", параметров социально-экономического развития края и города, и предусматривают:

повышение качества и доступности социальных услуг;

усиление адресности при предоставлении социальной поддержки;

внедрение новых технологий в сферу оказания социальных услуг.

В настоящее время в городе действует трехуровневая система социальной политики, предусматривающая федеральный, региональный и муниципальный уровни управления.

Субъектами взаимоотношений системы социальной защиты населения в городе являются:

граждане и семьи - получатели мер социальной поддержки;

главное управление социальной защиты населения администрации города и управления социальной защиты населения администраций районов в городе - органы, выполняющие отдельные государственные полномочия по приему граждан (заявлений о предоставлении мер социальной поддержки), сбору документов, ведению базы данных получателей, принятию решений о предоставлении (об отказе в предоставлении) мер социальной поддержки, по предоставлению социальной помощи, организации социального обслуживания населения края в соответствии с законами края; полномочия органов местного самоуправления по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан;

муниципальные казенные и бюджетные учреждения социального обслуживания, осуществляющие деятельность, направленную на предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также детям-сиротам, безнадзорным детям, детям, оставшимся без попечения родителей, социальных услуг в целях улучшения жизнедеятельности и (или) повышения степени самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей;

межведомственные координационные органы (комиссии, советы);

общественные организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, участвующие в предоставлении социальной помощи гражданам в соответствии со своими учредительными документами;

благотворители и добровольцы, участвующие в предоставлении мер социальной поддержки и социальных услуг гражданам в соответствии с законодательством о благотворительной деятельности.

Потребность граждан в мерах социальной поддержки формируется с учетом действия ряда объективных факторов, носящих:

общецивилизационный, международный характер - демографических (сокращение рождаемости, увеличение продолжительности жизни), социальных (трансформация института семьи, бедность, безработица, наркомания) и экологических факторов (загрязнение окружающей среды и ее влияние на состояние здоровья населения);

национальный характер - социально-экономических (уровень и темпы экономического развития, занятость и доходы населения, состояние государственных финансов, условия и охрана труда, уровень образования и профессиональной квалификации работников, состояние социальной инфраструктуры), социально-психологических (трудовая мотивация) и иных факторов;

региональный характер в связи с действием природно-климатических факторов, территориальных различий уровней развития социальной инфраструктуры;

локальный характер, связанных с возникновением различного рода чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера, имеющих территориальные и временные границы, и необходимостью преодоления их последствий для населения.

Действующая система социальной поддержки граждан базируется на ряде принципиальных положений, в том числе:

добровольность предоставления мер социальной поддержки;

безусловная гарантированность исполнения принятых государством, Красноярским краем и городом Красноярском обязательств по предоставлению мер социальной поддержки, недопущение снижения уровня и ухудшения условий их предоставления вне зависимости от социально-экономической ситуации в стране и регионе.

Предоставление мер социальной поддержки гражданам носит заявительный характер, предусматривающий обращение гражданина или его законного представителя в письменной или электронной форме в органы социальной защиты населения или многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

Подходы к предоставлению мер социальной поддержки дифференцируются с учетом особенностей контингентов получателей, в том числе:

профессиональный подход, при котором меры социальной поддержки предоставляются, например, муниципальным служащим в связи с особыми условиями осуществления профессиональной деятельности;

категориальный подход, при котором дополнительные меры социальной поддержки гражданам предоставляются:

а) в связи с трудной жизненной ситуацией - инвалидностью, малообеспеченностью, отсутствием определенного места жительства и определенных занятий, негативными последствиями чрезвычайных ситуаций, катастроф природного и техногенного характера и другими причинами;

б) в связи с необходимостью решения приоритетных общегосударственных задач - поддержка старшего поколения, стимулирование рождаемости (семьи с детьми, в т.ч. многодетные).

Красноярск - современный, динамично развивающийся город. По численности постоянно проживающего населения с 2012 года Красноярск официально включен в список городов-миллионников.

По данным социального паспорта города (формируется в информационной системе "Адресная социальная помощь"), численность населения составляет 1035528 человек; 351059 человек состоят на учете в органах социальной защиты населения и являются постоянными получателями мер социальной поддержки и социальных услуг. Из числа состоящих на учете: 205618 - пенсионеры по возрасту; 62634 - граждане, имеющие инвалидность, старше 18 лет; 127936 - дети в возрасте от 0 до 18 лет (из них 2684 ребенка-инвалида, 16191 ребенок из многодетных семей, 20675 детей из неполных семей); 57522 - граждане, имеющие доход ниже величины прожиточного минимума.

За последние три года прослеживается в целом положительная динамика: отмечается увеличение численности детей в возрасте до 18 лет, прирост численности детей составил 3,3%. Особенно отмечается увеличение численности детей в многодетных семьях - на 67,1%.

Вместе с тем в демографическом составе населения города преобладают граждане старшего поколения. За последние три года прослеживается четкая тенденция к увеличению численности пенсионеров по возрасту - на 7,3%, увеличению числа обращений граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, - на 29,6%.

Актуальными вопросами в области социальной защиты населения города являются усиление социальной защищенности граждан старшего поколения, семей с несовершеннолетними детьми.

Характерными чертами жизни граждан пожилого возраста и инвалидов старше 18 лет являются неудовлетворительное состояние здоровья, низкое материальное обеспечение, недостаток общения. Значительная часть граждан данной категории в современных социально-экономических условиях испытывает неуверенность в завтрашнем дне, собственную уязвимость, социальную невостребованность. Данные обстоятельства обуславливают необходимость принятия мер, направленных на усиление социальной защищенности граждан пожилого возраста, граждан, имеющих инвалидность, и создание условий для их активного участия в жизни современного общества.

Среди основных проблем, с которыми сталкиваются семьи с детьми, особенно неполные семьи и семьи с детьми-инвалидами, - малообеспеченность, неумение и неспособность самостоятельно преодолеть трудную жизненную ситуацию, дефицит общения. Как следствие, в семьях с детьми, нуждающихся в оказании помощи, наблюдается психологический дискомфорт, агрессия, социальное неблагополучие.

В соответствии с Программой социально-экономического развития города Красноярска до 2020 года приоритетными направлениями социально-экономического развития города в сфере социальной защиты населения являются повышение качества жизни социально незащищенных категорий населения города (граждане пожилого возраста, семьи с детьми, граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию, инвалиды), расширение перечня социальных услуг и повышение их качества, предоставление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи гражданам с учетом их потребностей.

Основными задачами Главного управления, управлений социальной защиты населения администраций районов в городе являются реализация государственных полномочий в области социальной поддержки и социального обслуживания, а также разработка и реализация, в пределах своей компетенции, полномочий органов местного самоуправления по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.

Отрасль развивается по экстенсивному и интенсивному путям развития. Экстенсивный путь развития характеризуется:

увеличением численности получателей мер социальной поддержки за счет средств федерального и краевого уровня бюджетов;

увеличением числа социальных услуг, оказываемых населению муниципальными учреждениями социального обслуживания населения;

укреплением материально-технической базы управлений социальной защиты населения и муниципальных учреждений социального обслуживания.

Интенсивный путь развития характеризуется:

расширением форм работы по предоставлению государственных и муниципальных услуг (организация приема населения по принципу "одно окно", через многофункциональные центры, путем направления межведомственных запросов и др.);

расширением видов дополнительных мер социальной поддержки, оказываемых населению за счет средств местного бюджета;

внедрением новых форм в работе муниципальных учреждений социального обслуживания по предоставлению социальных услуг.

В плановом периоде будет преобладать экстенсивный путь развития.

Следует отметить, что согласно статье 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан. В городе Красноярске право органов местного самоуправления на установление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан реализовано в соответствии с Решением Красноярского городского Совета депутатов от 20.11.2007 N В-357 "О дополнительных мерах социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан". Согласно Постановлению Главы города от 28.06.2006 N 587 "Об утверждении общего реестра отдельных категорий граждан, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки за счет средств бюджета города" утвержден реестр отдельных категорий граждан, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки за счет средств местного бюджета. В настоящее время в указанный реестр включено 20 категорий. Дополнительные меры социальной поддержки немногочисленны, но эффективны и позволяют оперативно оказывать помощь тем категориям граждан, острая нуждаемость которых не может быть удовлетворена за счет мер поддержки, предоставляемых в соответствии с федеральными и краевыми законами. Дополнительные меры социальной поддержки предоставляются в виде адресной материальной помощи, единовременных выплат, новогодних подарков и др.

(в ред. Постановления администрации г. Красноярска от 05.11.2015 N 689)

К приоритетным направлениям деятельности отрасли относится усиление адресности предоставления дополнительных мер социальной поддержки, расширение дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи гражданам с учетом особенностей социально-экономического развития города и потребностей различных слоев населения. В связи с этим Решение о расширении форм и видов мер поддержки и социальных услуг может приниматься как на стадии формирования прогноза бюджета отрасли, так и в ходе исполнения бюджета в текущем финансовом году.

Реализация мероприятий по оказанию услуг в предоставлении дополнительных мер социальной поддержки позволит сохранить полный (100%) охват граждан, имеющих право и обратившихся за мерами социальной поддержки и социальной помощи.

За счет средств бюджета города различными дополнительными мерами социальной поддержки будет охвачено более 46 тысяч жителей города, что составляет 13,3% от граждан, состоящих на учете в органах социальной защиты населения города.

(в ред. Постановления администрации г. Красноярска от 05.11.2015 N 689)

В городе Красноярске эффективно функционирует муниципальная модель социальной защиты населения города, которая ориентирована на комплексную работу с гражданами пожилого возраста, инвалидами, семьями с детьми, семьями с детьми-инвалидами, гражданами, находящимися в трудной жизненной ситуации. Она представлена: Главным управлением, семью управлениями социальной защиты населения администраций районов в городе, четырнадцатью муниципальными учреждениями социального обслуживания.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»