Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 января 2016 года N 46-пп


О внесении изменения в постановление Правительства Оренбургской области от 30.08.2013 N 737-пп

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Оренбургской области от 21.12.2018 N 834-пп, вступающего в силу после официального опубликования, но не ранее 1 января 2019 года.
____________________________________________________________________

1. Внести в постановление Правительства Оренбургской области от 30.08.2013 N 737-пп "Об утверждении государственной программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014 - 2020 годах" (в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 29.05.2014 N 354-пп, от 13.11.2014 N 873-пп, от 30.12.2014 N 1038-пп, от 21.04.2015 N 251-пп, от 14.09.2015 N 706-пп) следующее изменение:

приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года, за исключением абзаца двадцать седьмого раздела "Правила предоставления субсидий муниципальным образованиям Оренбургской области в рамках подпрограммы" приложения N 5 и абзаца семидесятого раздела "Правила предоставления субсидий муниципальным образованиям Оренбургской области в рамках подпрограммы" приложения N 10 к государственной программе "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014 - 2020 годах", которые вступают в силу после официального опубликования настоящего постановления и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 ноября 2015 года.

Губернатор -
председатель Правительства
Оренбургской области
Ю.А.БЕРГ






Приложение
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 29 января 2016 года N 46-пп

Государственная программа "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014 - 2020 годах"


 Паспорт государственной программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014 - 2020 годах"

(далее - Программа)

Ответственный исполнитель Программы

-

министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области

Соисполнители Программы

-

департамент молодежной политики Оренбургской области;

инспекция государственного строительного надзора Оренбургской области;

министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области

Участники Программы

-

министерство социального развития Оренбургской области

Подпрограммы Программы

-

Подпрограмма 1 "Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства в 2014 - 2020 годах";

Подпрограмма 2 "Развитие арендного (наемного) жилищного фонда в Оренбургской области в 2014 - 2020 годах";

Подпрограмма 3 "Развитие системы градорегулирования в Оренбургской области в 2014 - 2020 годах";

Подпрограмма 4 "Развитие материальной базы строительного комплекса Оренбургской области в 2014 - 2020 годах";

Подпрограмма 5 "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Оренбургской области в 2014 - 2020 годах";

Подпрограмма 6 "Переселение граждан Оренбургской области из многоквартирных домов, признанных аварийными, в 2014 - 2020 годах";

Подпрограмма 7 "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014 - 2020 годы";

Подпрограмма 8 "Обеспечение реализации государственной программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014 - 2020 годах"

Цель Программы

-

повышение доступности и комфортности жилья, качества жилищного обеспечения населения

Задачи Программы

-

обустройство территорий объектами инженерной, дорожной и социальной инфраструктуры;

разработка и реализация документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории;

повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для населения;

содействие развитию арендного (наемного) жилищного фонда;

стимулирование развития энергоэффективных и экологически чистых технологий и материалов, создание условий для их использования в жилищном строительстве;

предоставление государственной поддержки на приобретение (строительство) жилья молодым семьям;

переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;

повышение эффективности использования бюджетных средств в строительстве и реконструкции объектов жилищной, коммунальной и социальной сферы, регионального государственного строительного надзора, а также контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных жилых домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Оренбургской области

Показатели (индикаторы) Программы

-

годовой объем ввода жилья, в том числе в рамках программы "Жилье для российской семьи";

годовой объем ввода жилья экономического класса;

доля ввода жилья индивидуальными застройщиками в общем объеме ввода жилья;

удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда;

доля семей, желающих улучшить свои жилищные условия, обеспеченных доступным и комфортным жильем;

снижение средней стоимости 1 кв. метра жилья на первичном рынке с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности "строительство" (в процентах к уровню 2012 года);

средняя стоимость 1 кв. метра жилья на первичном рынке;

расчетная средняя стоимость 1 кв. метра жилья на первичном рынке с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности "строительство";

коэффициент доступности жилья;

доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств;

превышение среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) над индексом потребительских цен;

доля ввода арендного (наемного) жилья от общей площади ввода жилья в многоквартирных домах;

обеспеченность населения жильем;

количество молодых семей, получивших социальные выплаты;

численность граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда;

площадь, подлежащая расселению;

объем ввода в эксплуатацию жилья по проектам массового малоэтажного и многоквартирного жилищного строительства, в том числе по проектам комплексного освоения и развития территорий в целях жилищного строительства, получившим государственную поддержку;

количество предприятий по выпуску энергоэффективных и экологичных строительных материалов, изделий, конструкций, получивших государственную поддержку;

обеспеченность Оренбургской области градорегулирующей документацией;

площадь земельных участков, вовлеченных в оборот в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ);

объем жилья, введенного в эксплуатацию на земельных участках, вовлеченных в оборот в соответствии с Федеральным законом N 161-ФЗ;

среднее количество проверок на каждом из объектов капитального строительства, при строительстве или реконструкции которых осуществляется государственный строительный надзор;

доля проведенных плановых проверок от общего числа запланированных проверок деятельности застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства многоквартирных жилых домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Оренбургской области;

ввод в эксплуатацию объектов социальной и инженерной инфраструктуры

Сроки и этапы реализации Программы

-

2014 - 2020 годы, этапы не выделяются

Объемы бюджетных ассигнований Программы

-

общий объем финансирования Программы составляет 19256638,4 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:

2014 год - 3644837,2 тыс. рублей;

2015 год - 3010380,1 тыс. рублей;

2016 год - 2131406,3 тыс. рублей;

2017 год - 1673999,7 тыс. рублей;

2018 год - 1523455,1 тыс. рублей;

2019 год - 3564279,0 тыс. рублей;

2020 год - 3708281,0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

реализация Программы должна обеспечить достижение к 2020 году следующих результатов:

увеличение объемов жилищного строительства до 2,05 млн. кв. метров;

достижение средней обеспеченности общей площадью жилья на уровне 26,7 кв. метра на человека;

формирование арендного (наемного) жилищного фонда;

снижение средней стоимости 1 кв. метра жилья на первичном рынке с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности "строительство" (в процентах к уровню 2012 года) - 20,0 процента;

достижение коэффициента доступности жилья -1,8 года;

достижение доли семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, до 50,0 процента;

превышение среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) над индексом потребительских цен - не более чем на 2,2 процентных пункта;

обеспеченность Оренбургской области градорегулирующей документацией - 100,0 процента;

переселение из аварийного жилищного фонда 17582 граждан;

ликвидация аварийного жилищного фонда общей площадью 262,14 тыс. кв. метров;

улучшение жилищных условий 8288 молодых семей;

создание системы контроля за безопасностью, сроками и качеством строительства;

защита прав участников долевого строительства


 Список сокращений, используемых в Программе:

минстрой Оренбургской области

-

министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области;

минсоцразвития Оренбургской области

-

министерство социального развития Оренбургской области;

МПР Оренбургской области

-

министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области;

фонд ЖКХ

-

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;

фонд "РЖС"

-

Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства;

ОАО "АИЖК"

-

открытое акционерное общество "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию";

программа ЖРС

-

программа "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"


 1. Общая характеристика сферы реализации Программы


Объем жилищного фонда в Оренбургской области по состоянию на 2011 год составил около 46 млн. кв. метров, количество жилых единиц (квартир и индивидуальных жилых домов) - 853,6 тысячи (далее - единицы).

Большая часть жилищного фонда находится в частной собственности, доля которой за последние 20 лет увеличилась почти в два раза и составила в 2011 году около 91,0 процента жилищного фонда Оренбургской области. Жилищная обеспеченность составляет 422 единицы на 1000 человек, что близко к среднеевропейскому уровню. Средняя обеспеченность населения площадью жилья составляет 22,7 кв. метра на человека.

Степень износа жилищного фонда на 1 января 2011 года характеризовалась следующими показателями:

минимальный износ (от 0,0 до 30,0 процента) имеет 40,9 процента жилищного фонда;

износ от 31,0 до 65,0 процента, требующий ремонта либо реконструкции, имеет 45,4 процента жилищного фонда;

износ от 66,0 до 70,0 процента, при котором обязательным является проведение капитального ремонта, либо реконструкции, либо сноса жилых зданий, имеет 9,7 процента жилищного фонда;

критическую степень износа (свыше 70,0 процента) имеет 4,0 процента жилищного фонда (в 2005 году - 2,6 процента).

Основные направления государственной жилищной политики отражены в приоритетном национальном проекте "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" (далее - проект), реализация которого началась в 2006 году. Были определены четыре приоритетных направления реализации проекта:

повышение доступности жилья;

увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;

увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;

выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленным федеральным законодательством.

Основными инструментами реализации проекта являются федеральные целевые программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, 2011 - 2015 годы и 2015 - 2020 годы (далее - ФЦП "Жилище"). В Оренбургской области механизмами реализации проекта и ФЦП "Жилище" являются областные целевые и адресные программы: "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства на территории Оренбургской области в 2007 - 2010 годах", "Социальное развитие села до 2013 года", "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003 - 2010 годы", "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011 - 2015 годы"; "Малоэтажное строительство в Оренбургской области "Свой дом" на 2007 - 2011 годы", "Развитие арендного (наемного) жилищного фонда в Оренбургской области в 2014 - 2020 годах", "Развитие ипотечного кредитования в Оренбургской области на 2005 - 2010 годы", "Развитие производственной базы жилищного строительства на территории Оренбургской области в 2007 - 2010 годах", "Переселение граждан Оренбургской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003 - 2010 годы", "Переселение граждан Оренбургской области из аварийного жилищного фонда" на 2013 - 2015 годы, "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2011 - 2015 годах".

По основным показателям проекта (за исключением показателя "уровень износа коммунальной инфраструктуры", который по экспертным оценкам имеет отрицательную динамику) в период до 2010 года была продемонстрирована положительная динамика, особенно успешно развивалось ипотечное жилищное кредитование.

В достижение запланированных значений свои коррективы внес финансовый кризис 2008 - 2009 годов. Объем жилищного строительства в 2009 году составил 740 тыс. кв. метров (95,2 процента к уровню 2008 года). Существенного снижения показателей удалось избежать благодаря вводу в действие объектов с высокой степенью готовности на начало года. Вместе с тем в условиях влияния кризисных явлений поток инвестиций в новое строительство резко сократился, чем обусловлено падение объемов жилищного строительства и в 2010 году - 587 тыс. кв. метров общей площади (79,3 процента к уровню 2009 года). В 2011 году введено в эксплуатацию 743,3 тыс. кв. метров жилья: объемы жилищного строительства вышли на уровень 2009 года, темп прироста показателя составил 26,7 процента. По итогам 2012 года объем ввода жилья сократился на 5,0 процента - построено 704,3 тыс. кв. метров общей площади жилых помещений. Это связано с рекордными за последние 50 лет темпами строительства в 127,0 процента, достигнутыми в 2011 году.

Положительное влияние на развитие жилищного строительства оказали законодательные и организационные меры по развитию конкуренции и снижению административных барьеров.

В целях содействия развитию жилищного строительства и формированию рынка доступного жилья, иному развитию территорий принят Федеральный закон N 161-ФЗ.

В рамках вышеуказанного Закона соглашением о взаимодействии (сотрудничестве) от 11 июня 2009 года N С-73 между Правительством Оренбургской области и Фондом "РЖС" предусмотрены совместные действия органов государственной власти Оренбургской области и Фонда "РЖС" по вовлечению в гражданский оборот земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для жилищного и иного строительства.

За время работы с Фондом "РЖС" Правительством Оренбургской области вовлечено в оборот для комплексного освоения в целях жилищного строительства 2 земельных участка общей площадью 74,25 гектара.

Проводится политика, направленная на снижение административных барьеров в жилищном строительстве, хотя они все еще остаются очень высокими.

Ключевым элементом как снижения административных барьеров в жилищном строительстве, так и комплексного развития территорий городов и других поселений в целях формирования комфортной среды обитания и жизнедеятельности человека является градостроительная политика.

Принятый в 2004 году Градостроительный кодекс Российской Федерации определил процедуры разработки и утверждения основных документов реализации градостроительной политики: документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории. К сожалению, на практике градостроительная документация пока еще не является доминирующей формой организации территорий в общественных интересах. Преобладающей остается административно-разрешительная система в отношении каждого проекта строительства, в том числе жилищного, что приводит к хаотичной застройке городов, низкому качеству организации среды проживания граждан и высоким административным барьерам в строительстве.

Одним из факторов, ограничивающих возможности увеличения объемов строительства жилья, является низкий технический и технологический уровень предприятий отрасли промышленности строительных материалов и строительной индустрии Оренбургской области.

Реализация областной целевой программы "Развитие производственной базы жилищного строительства на территории Оренбургской области в 2007 - 2010 годах" и подпрограммы "Развитие материальной базы строительного комплекса Оренбургской области в 2011 - 2015 годах" областной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2011 - 2015 годах" подтвердила эффективность используемых мер государственной поддержки организации производств современной высококачественной продукции и обновления основных фондов предприятий строительной индустрии и промышленности строительных материалов.

Начало активного развития рынка ипотечного жилищного кредитования в Оренбургской области приходится на 2006 - 2008 годы. В это время его объемы ежегодно увеличивались в среднем в 3,3 раза. Снижение темпов кредитования в 2009 году было обусловлено ситуацией, сложившейся на мировых финансовых рынках. Финансовый кризис оказал негативное влияние на положение дел в банковской сфере. Многие банки приостановили выдачу кредитов. Оставшиеся на рынке кредитные организации ужесточили условия ипотечного кредитования. Средневзвешенная процентная ставка по ипотечным жилищным кредитам возросла с 12,0 до 14,0 процента, сумма первоначального взноса повысилась до 30,0 процента, средневзвешенный срок кредитования сократился с 18,5 года до 17,7 года, средний размер кредита уменьшился, были приостановлены программы кредитования покупки жилья в строящихся домах.

Ситуация в 2010 году свидетельствует о восстановлении рынка ипотечного жилищного кредитования: в сравнении с 2009 годом его объемы увеличились в 2,6 раза и составили 6172,0 млн. рублей, средневзвешенная процентная ставка по ипотечным жилищным кредитам снизилась с 13,2 процента до 11,8 процента годовых.

Увеличилась доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, с 18,8 процента до 20,6 процента.

В 2011 году кредитными организациями области предоставлено 10238 ипотечных жилищных кредитов на покупку жилья на сумму 10139 млн. рублей.

Существенно улучшились условия кредитования. По сравнению с 2010 годом средневзвешенная процентная ставка по ипотечным жилищным кредитам снизилась на 0,3 процентного пункта и составила 11,5 процента.

Благодаря обеспечению нормативной базой и созданию экономических условий, в Оренбургской области активно развивается ипотечное жилищное кредитование. Существенную роль здесь играет государственный институт развития - ОАО "АИЖК", в рамках взаимодействия с которым средние и мелкие региональные банки получили доступ к долгосрочным финансовым ресурсам, что позволило повысить конкуренцию между банками и доступность кредитов для населения.

Следует отметить, что в течение последних трех лет наблюдается стабильный рост портфеля ИЖК. Общий объем задолженности по ипотечным жилищным кредитам, выданным гражданам за 2011 год, по данным Оренбургского отделения Центрального банка Российской Федерации по Оренбургской области, составил 17022,8 млн. рублей.

Правительством Оренбургской области во исполнение поручений Президента Российской Федерации, содержащихся в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600, стимулируются программы льготного кредитования работников бюджетной сферы, молодых и многодетных семей, получателей федеральных, областных и муниципальных социальных выплат. В 2011 году ставка по таким кредитам была снижена с 6,0 процента до 2,0 процента годовых.

При оформлении ипотечного кредита у нуждающихся в улучшении жилищных условий работников бюджетной сферы появляется также возможность получить за счет средств областного бюджета социальную выплату на первоначальный взнос, которая составляет до 20,0 процента от стоимости приобретаемого жилья.

На рынке жилья по-прежнему отмечается как общий, так и структурный дисбаланс спроса и предложения. С одной стороны, в период до финансового кризиса это выражалось в общем превышении платежеспособного спроса населения над предложением жилья, что привело к существенному росту цен на жилье. В 2009 - 2010 годах произошло их снижение в силу отложенного покупательского спроса и резкого снижения объемов ипотечного жилищного кредитования. Индекс цен на рынке жилья, рассчитываемый Территориальным органом Федеральной службы Государственной статистики по Оренбургской области в отношении жилых единиц с неизменными характеристиками, в 2009 году составил на первичном рынке 93,0 процента, на вторичном - 92,6 процента (IV квартал 2009 года к IV кварталу 2008 года), в 2010 году - 99,5 процента и 101,7 процента соответственно, в 2011 году - 101,4 процента и 103,7 процента. В IV квартале 2012 года цена в расчете на 1 кв. метр общей площади составила 37,7 тыс. рублей на первичном рынке жилья и 41,6 тыс. рублей - на вторичном рынке.

Существенной проблемой остается несоответствие структуры спроса на жилье семей со средними и умеренными доходами (то есть доходами ниже средних, но не позволяющими гражданам быть отнесенными к категории малоимущих) и предложения жилья в среднем и нижнем ценовых сегментах, что не позволяет обеспечить доступность приобретения жилья для основной части граждан.

Соотношение среднегодовых цен на жилье и среднегодовых доходов населения отражает такой показатель, как коэффициент доступности жилья. Данный показатель рассчитывается как отношение стоимости квартиры общей площадью 54 кв. метра по среднегодовым ценам на рынке жилья к среднему годовому доходу семьи из трех человек. В 2006 - 2008 годах наблюдался значительный рост среднегодовых цен на жилье, который превышал рост доходов населения, что привело к ухудшению значений коэффициента доступности жилья (среднегодовой темп роста - 7,4 процента). В 2009 - 2012 годах ситуация изменилась и соотношение цен на жилье и доходов населения улучшилось, что привело к снижению коэффициента доступности жилья в среднем на 7,1 процента в год.

Значительные объемы средств областного бюджета направляются на реализацию мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, в том числе на софинансирование расходов муниципальных образований, направленных на указанные цели.

С 2011 года основным инструментом содействия молодым семьям в обеспечении жильем за счет средств федерального, областного и местных бюджетов являлась областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011 - 2015 годы". В 2011 - 2014 годах в рамках областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011 - 2015 годы" оказана государственная поддержка 5851 молодой семье. Однако уже сегодня количество молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и изъявивших желание стать участниками программы, составляет более 28100 семей (по состоянию на 1 января 2015 года), интерес к программе с каждым годом растет. Поэтому реализация мер по оказанию государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, будет продолжена в рамках Программы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»