ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 5 августа 2011 года N 315-р


[Об Основных направлениях развития народных художественных промыслов и ремесел в Республике Коми на период до 2020 года]

(с изменениями на 30 сентября 2019 года)

(в ред. распоряжений Правительства Республики Коми от 21.01.2016 N 21-р, от 16.07.2018 N 321-р, от 30.09.2019 N 370-р)




В целях определения основных принципов и приоритетных направлений в сфере развития народных художественных промыслов и ремесел в Республике Коми:


1. Одобрить Основные направления развития народных художественных промыслов и ремесел в Республике Коми на период до 2020 года (далее - Основные направления) согласно приложению.


2. Министерству культуры, туризма и архивного дела Республики Коми совместно с органами исполнительной власти Республики Коми обеспечить реализацию задач, предусмотренных Основными направлениями.


(в ред. распоряжений Правительства Республики Коми от 21.01.2016 N 21-р, от 16.07.2018 N 321-р)


3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми по вопросам реализации государственной политики в области культуры, искусства, архивного, библиотечного и музейного дела, кинематографии.


(п. 3 в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 16.07.2018 N 321-р)



Глава Республики Коми
В.ГАЙЗЕР



Одобрены
распоряжением
Правительства Республики Коми
от 5 августа 2011 г. N 315-р



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ И РЕМЕСЕЛ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 30.09.2019 N 370-р)




Введение


Народный художественный промысел - одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.


Благодаря существованию народных художественных промыслов традиционные виды народного искусства продолжают жить и сегодня, становятся достоянием массового потребителя, органически включаются в обстановку современного жилища, украшают быт людей.


Стратегией социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. N 185, среди задач, способствующих развитию культуры и искусства, предусмотрены укрепление системы мер сохранения, актуализации материального и нематериального наследия в Республике Коми, поддержка народных художественных промыслов и ремесел.


(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 30.09.2019 N 370-р)


Рост численности предприятий и индивидуальных предпринимателей в сфере народных художественных промыслов и ремесел позволяет решить целый комплекс хозяйственных и социальных задач: от более полного удовлетворения населения товарами народного потребления до снижения уровня безработицы, что является особенно актуальным для отдаленных и труднодоступных населенных пунктов Республики Коми. Данный вид деятельности направлен также на решение проблемы занятости населения, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые в силу различных обстоятельств не способны работать в других секторах народного хозяйства.


Настоящие Основные направления развития народных художественных промыслов и ремесел в Республике Коми на период до 2020 года (далее - Основные направления) разработаны в целях повышения роли народных художественных промыслов и ремесел в социально-экономическом развитии республики, создания новых рабочих мест.



1. Состояние и основные проблемы развития народных художественных промыслов и ремесел


Анализ развития народных художественных промыслов и ремесел в Республике Коми показывает, что в 1980 - 1990 годах Республика Коми была насыщена товарами народных художественных промыслов и ремесленничества. В это время существовала местная промышленность, создавались новые производства, осваивался выпуск новых товаров. Для изготовления товаров народного потребления использовались местное сырье, а также отходы от основного производства из древесины, кожи и меха. Продукция народных художественных промыслов и ремесел Республики Коми была представлена наряду с продукцией, ввозимой из-за пределов Республики Коми, в торговых предприятиях республики.


Однако дальнейшие рыночные преобразования в обществе негативно отразились на сфере народных художественных промыслов и ремесел. Была нарушена централизованная система сбыта продукции и поставки сырья (материалов), отменены государственные преференции. Сокращение оборотных средств, вызванное инфляционными процессами, невозможность их пополнения в силу недоступности банковских кредитов из-за чрезмерно высоких процентных ставок сделали большинство производителей товаров народных художественных промыслов и ремесел неплатежеспособными. Высокие издержки и низкая конкурентная способность товаров местных мастеров народных художественных промыслов и ремесел по сравнению с завозными товарами привели к свертыванию производства.


На сегодняшний день деятельность в сфере народных художественных промыслов и ремесел в Республике Коми можно охарактеризовать как стихийно развивающуюся. Большинство граждан, занятых производством изделий народных художественных промыслов и ремесел, не зарегистрированы в налоговых органах как хозяйствующие субъекты.


Полулегальное существование и разобщенность ремесленников и народных мастеров, вытекающие из индивидуального характера их труда, отсутствие объединяющих центров народных художественных промыслов и ремесел затрудняют производство товаров.


В силу ряда особенностей предприятия народных художественных промыслов и ремесел имеют небольшие размеры и не превышают параметры, установленные законодательством Российской Федерации для субъектов малого и среднего предпринимательства, что позволяет применять к ним нормативную правовую базу поддержки малого и среднего предпринимательства и взять их под государственную опеку, обеспечивая всемерную поддержку и рост.


Труд мастеров народных художественных промыслов на 80 - 90 процентов является ручным или осуществляется с применением примитивной технической и технологической оснастки. Это приводит к удорожанию производимых изделий народных художественных промыслов и ремесел, ограничивает объемы и сроки их выпуска. В силу данных обстоятельств конкурентные преимущества изделий местных мастеров существенно снижены по сравнению с продукцией, поступающей в республику из других регионов.


Основными проблемами развития народных художественных промыслов и ремесел являются:


неустойчивый покупательский спрос на продукцию народных художественных промыслов и отсутствие постоянных рынков сбыта как в самой республике, так и за ее пределами;


недостаточные финансовые возможности лиц, заинтересованных в открытии собственного дела в сфере народных художественных промыслов и ремесел;


отсутствие у ремесленников и народных мастеров достаточных экономических и управленческих знаний для участия в рыночных отношениях;


отсутствие развитой инфраструктуры поддержки народных художественных промыслов и ремесел.



2. Цель, задачи развития народных художественных промыслов и ремесел в Республике Коми на период до 2020 года и механизмы их реализации


Главной целью реализации Основных направлений является сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел.


Достижение указанной цели потребует решения следующих задач по созданию благоприятных условий для развития и самоорганизации предприятий и индивидуальных предпринимателей, занятых в сфере народных художественных промыслов и ремесел:


2.1. Укрепление и развитие системы кадрового обеспечения.


Система кадрового обеспечения будет включать в себя совокупность образовательных программ, ориентированных на лиц, задействованных в сфере народных художественных промыслов и ремесел.


Указанная система должна предусматривать использование различных методов обучения и привлечения к обучению заинтересованных граждан (в том числе в форме кружков, мастер-классов, "круглых столов", семинаров-практикумов), приемлемых для различных категорий граждан - от учащихся образовательных школ до граждан пенсионного возраста.


Образовательные программы должны быть адаптированы к потенциально возможной категории ее слушателей и нацелены на получение конкретных знаний по различным вопросам, в том числе ведению предпринимательской деятельности, практическому изготовлению изделий народных художественных промыслов и сувенирной продукции, истории народных художественных промыслов республики и другим вопросам, необходимым для осуществления деятельности в сфере народных художественных промыслов и ремесел.


2.2. Организация информационного, консультационного и организационного обеспечения.


Создание постоянно действующего информационного поля, включающего все доступные источники информации (интернет, средства массовой информации, публичные мероприятия, раздача информационных материалов и другие), позволит обеспечить консультационное и организационное сопровождение деятельности в сфере народных художественных промыслов и ремесел. При этом информационное, консультационное и организационное сопровождение должно охватывать максимально возможный круг вопросов - от соблюдения авторского права гражданина до консультаций по вопросам ведения предпринимательской деятельности.


Необходимость комплексного сопровождения наиболее высока на начальной стадии деятельности лиц, задействованных в сфере народных художественных промыслов и ремесел и не владеющих в должной мере знаниями гражданского, налогового, финансового и иного законодательства.


2.3. Содействие развитию инфраструктуры поддержки народных художественных промыслов и ремесел.


Формирование целостной инфраструктуры поддержки народных художественных промыслов и ремесел предусматривает участие как республиканских организаций, способствующих развитию народных художественных промыслов и ремесел в Республике Коми, так и муниципальных организаций. При этом направления деятельности данных организаций могут быть различны - от разработки дизайна и образцов изделий народных художественных промыслов до продвижения выпускаемых изделий в торговой сети.


При реализации данного направления особое внимание будет уделено созданию и обеспечению деятельности общественных и некоммерческих организаций, объединяющих мастеров и ремесленников республики, выражающих их интересы и способствующих развитию народных художественных промыслов и ремесленничества в Республике Коми.


2.4. Оказание поддержки народным художественным промыслам и ремеслам.


Обеспечение возможности получения субъектами, занятыми в сфере народных художественных промыслов и ремесел, поддержки в порядке и на условиях, определенных законодательством, позволит стимулировать развитие народных художественных промыслов и ремесел на территории республики и создаст заинтересованность в данной предпринимательской деятельности.


С целью оценки эффективности оказания поддержки субъектам, занятым в сфере народных художественных промыслов и ремесел, ее результативности для социально-экономического развития республики реализация мер поддержки будет осуществляться в рамках целевых республиканских программ. При этом основная поддержка будет реализовываться в рамках республиканских программ, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства.


2.5. Содействие в развитии выставочно-ярмарочной и презентационной деятельности, продвижение изделий народных художественных промыслов и ремесел в торговой сети.


Участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях наряду с развитием презентационной деятельности в сфере народных художественных промыслов и ремесел Республики Коми, а также содействие в продвижении изделий народных художественных промыслов и ремесел в торговой сети являются необходимыми условиями для развития предпринимательства в данной сфере.


Кроме того, демонстрация и продвижение товаров и услуг предприятий народных художественных промыслов и ремесел республики на региональном, межрегиональном и международном рынках будет способствовать расширению и активизации деловых связей.


Наряду с традиционным участием Республики Коми во всероссийских и межрегиональных выставках-ярмарках ("Жар-птица", "Ладья") должно возродиться проведение республиканских выставок-ярмарок изделий народных художественных промыслов и сувенирной продукции, ориентированных на внутренний спрос населения.


Реализация изделий народных художественных промыслов и ремесел Республики Коми должна занять прочный сегмент в торговой сети. Этому будет способствовать продвижение изделий посредством:


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»