Недействующий

 
РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 18 декабря 2012 года N 372

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.12.2018 N 603.
____________________________________________________________________

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития города Ростова-на-Дону, руководствуясь статьями 21, 39, 41 Устава города Ростова-на-Дону, городская Дума решила:

1. Принять "Основные направления Стратегии социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 года" (приложение).

2. Признать утратившим силу решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 20.10.2009 N 625 "Об основных направлениях стратегического плана социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 года".

3. Настоящее решение вступает в силу c 1 января 2013 года.

4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по бюджету города, местным налогам и сборам, муниципальной собственности (В.Ю. Лазарев).


Председатель городской Думы
З.В.НЕЯРОХИНА

Мэр города Ростова-на-Дону
М.А.ЧЕРНЫШЕВ





Приложение
к решению
Ростовской-на-Дону городской Думы
"Об основных направлениях Стратегии
социально-экономического развития города
Ростова-на-Дону на период до 2025 года"

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА


 Введение

Стратегическое планирование - основной элемент системы городского управления, формирующий экономические и институциональные условия устойчивого и динамичного развития города Ростова-на-Дону на основе эффективного использования ресурсного и рыночного потенциала для обеспечения достойного качества жизни населения города Ростова-на-Дону.

Предпосылками, определившими необходимость принятия актуализированной Стратегии социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 года (далее - Стратегия), являются, в том числе:

- необходимость ее согласования со Стратегией социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, которыми актуализированы перспективные направления развития Юга России и региона;

- необходимость учета при долгосрочном прогнозировании развития города Ростова-на-Дону изменений социально-экономической ситуации в России и мире в целом, обусловленных влиянием последствий мирового финансово-экономического кризиса, повлекших изменения, в том числе, денежно-кредитной и бюджетной политики, конъюнктуры на рынках специализации города Ростова-на-Дону, сферы занятости и доходов населения;

- необходимость учета при долгосрочном прогнозировании развития города Ростова-на-Дону влияния факторов вступления России в Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества и Всемирную торговую организацию.

Стратегия является целостной системой, включающей анализ конкурентных преимуществ, возможностей и рисков социально-экономического развития города Ростова-на-Дону; сценарии социально-экономического развития города Ростова-на-Дону; миссию, ключевую (системообразующую) цель, стратегические цели и направления социально-экономического развития города Ростова-на-Дону; цели, задачи и мероприятия по реализации стратегических целей и направлений социально-экономического развития города Ростова-на-Дону; определение ресурсов, механизмов и целевых индикаторов реализации Стратегии.

Основными принципами, лежащими в основе Стратегии, являются:

- преемственность ранее принятым муниципальным документам долгосрочного и краткосрочного планирования; документам стратегического планирования развития Ростовской области, Южного федерального округа и Российской Федерации;

- общественное партнерство, предполагающее взаимодействие органов местного самоуправления, органов государственной власти, населения, науки, предпринимателей, общественных организаций, как на этапе подготовки Стратегии, так и в процессе ее реализации;

- комплексность и системность долгосрочного планирования развития города Ростова-на-Дону, учитывающие историческую, этническую, культурную и конфессиональную специфику; социально-экономическую сферу; внутренние конкурентные преимущества и объективные ограничения, внешние возможности, вызовы и угрозы. В Стратегии город Ростов-на-Дону рассматривается как субъект региональных и межрегиональных российских отношений, а также как участник международных экономических, политических, культурных и других связей;

- концентрация и направление ресурсной базы города Ростова-на-Дону на наиболее перспективные направления его развития, позволяющие обеспечить рост всех сфер жизнедеятельности города Ростова-на-Дону;

- приоритетность инновационной формы развития всех сфер жизнедеятельности города Ростова-на-Дону, как модель при выборе направлений и инструментов развития;

- трансформируемость выбранных стратегических целей и направлений социально-экономического развития города Ростова-на-Дону в проекты, реализуемые в правовом, административном, финансовом, пространственном и временном аспектах;

- возможность корректировки Стратегии в процессе ее реализации.


Часть 1. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ СЦЕНАРИЕВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

 1.1. Конкурентные преимущества, возможности и риски социально-экономического развития города Ростова-на-Дону


      1.1.1. Конкурентные позиции города Ростова-на-Дону в системе национальной экономики России

Город Ростов-на-Дону - ведущий центр Юга России, входящий в число крупнейших городов страны.

Будучи девятым по численности населения городом Российской Федерации, город Ростов-на-Дону занимает пятую позицию по общему объему вводимого жилья, являясь одной из приоритетных в стране "строительных площадок".

В сопоставлении с другими городами-миллионниками Российской Федерации город Ростов-на-Дону занимает первое место по количеству индивидуальных предпринимателей на тысячу жителей и третье по доходам консолидированного бюджета на душу населения.

Роль города Ростова-на-Дону как одного из важнейших городов страны предопределяется накопленным демографическим, производственным, потребительским, инфраструктурным и культурным потенциалом, а также благоприятным экономико-географическим положением, значение которого для развития социально-территориальной общности особенно возросло в условиях глобализации, в контексте нового геополитического и геоэкономического позиционирования России.

В хозяйственном отношении город Ростов-на-Дону полифункционален, что придает его социально-экономической системе устойчивость, способность динамичнее и эффективнее реагировать на внешние и внутренние изменения глобальной конъюнктуры. В последние два десятилетия экономика города Ростова-на-Дону развивается по постиндустриальной модели, в структуре занятости доминирует сфера услуг. Одновременно город Ростов-на-Дону сохраняет свое значение крупной (второй по объему промышленной продукции в Южном федеральном округе) индустриальной "площадки" Юга России.

Город Ростов-на-Дону является центром динамично развивающегося транспортного узла, ведущим научно-образовательным центром южно-российского макрорегиона, в нем размещены дипломатические представительства ряда зарубежных государств, работают крупные региональные офисы дочерних банков международных банковско-финансовых групп и представительств транснациональных компаний.

Город Ростов-на-Дону является административным центром Ростовской области и Южного федерального округа.

В городе Ростове-на-Дону размещен аппарат Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе, иные территориальные органы государственной власти Российской Федерации, обладающие юрисдикцией в Южном федеральном округе.

В соответствии с документами стратегического планирования развития Российской Федерации и Южного федерального округа город Ростов-на-Дону рассматривается как один из ведущих центров опережающего экономического роста.

Сохраняя региональное лидерство и заметно укрепив свое положение в группе российских городов-миллионников, город Ростов-на-Дону одновременно несколько уступает по темпам социально-экономического развития ряду других городских центров южно-российского макрорегиона. Дополнительные риски для конкурентных позиций действующих на территории города Ростова-на-Дону отраслей экономики создает вступление России во Всемирную торговую организацию.


 1.1.2. Макроэкономическая среда и внешние условия социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 года

Долгосрочное социально-экономическое развитие города Ростова-на-Дону будет предопределяться следующими основными тенденциями:

- темпы роста деловой активности и структура видов экономической деятельности будут в значительной мере корреспондировать с динамикой экономического развития России и мировых рынков с учетом отраслевых специализаций города Ростова-на-Дону;

- возможности модернизации социально-экономической системы города Ростова-на-Дону будут в существенной мере зависеть от способности органов местного самоуправления создать максимально привлекательные условия для инвестиций в инфраструктурные проекты, высокотехнологичное производство, проекты в сфере управления городским хозяйством, а также использовать внутренний национальный и региональный инвестиционный потенциал для создания инновационных высокопроизводительных, высокооплачиваемых рабочих мест в сфере услуг, производства и строительства;

- продолжится трансформация структуры видов экономической деятельности в части некоторого сокращения доли традиционных для города Ростова-на-Дону видов экономической деятельности (прежде всего в сфере обрабатывающих производств) с сохранением и укреплением его значения как одного из ведущих промышленных центров Юга России;

- открытость экономики города Ростова-на-Дону, ориентация на общероссийский и мировые рынки в совокупности в значительной мере обострят конкурентную среду по отношению к предприятиям и организациям, размещенным на его территории, ориентированным преимущественно на внутренний спрос;

- проблемы развития городского транспорта и содержания дорог будут усиливаться, и, как следствие, качество их решения будет влиять на уровень привлекательности города Ростова-на-Дону для организации и ведения бизнеса, проживания и работы в городской черте;

- разрывы между сложившимся уровнем и темпами развития инженерной и коммунально-бытовой инфраструктуры и инвестиционными стандартами бизнеса, а также социальными стандартами населения по отношению к городской среде будут увеличиваться;

- продолжающийся рост доли населения предпенсионного и пенсионного возраста в общей численности населения города Ростова-на-Дону, сложившийся уровень социальных гарантий на фоне отрицательного естественного прироста будут увеличивать диспропорции на рынке труда, усиливать нагрузку на бюджет города Ростова-на-Дону;

- сложившиеся профессиональные диспропорции на рынке труда будут также в значительной мере оказывать влияние на темпы социально-экономического развития города Ростова-на-Дону;

- сохраняющееся социальное расслоение общества при общем росте уровня жизни населения будет сопровождаться возрастанием требований к развитию форм, расширению перечня социальных услуг, вследствие чего привлекательность жизни и работы в городе Ростове-на-Дону будет определяться его возможностью обеспечить устойчивое развитие социальной сферы;

- приоритетное влияние на характер жилищного и делового строительства будет оказывать отсутствие удобных и свободных для застройки новых территорий в пределах городской черты;

- требования населения к безопасности и защите от различного рода рисков, включая техногенные и криминогенные риски, способность их предупреждать, равно как и обеспечить соответствующие современным стандартам инновационные изменения в городской среде, будут в значительной мере определять развитие трудовых ресурсов города Ростова-на-Дону.

Перспективы долгосрочного социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 года определяются способностью органов местного самоуправления:

- использовать накопленный административно-статусный, геоэкономический, промышленный, научно-образовательный и транспортно-логистический потенциал города Ростова-на-Дону в развитии новых инновационных производств и видов бизнеса, обеспечивающих, в том числе, рост производительности труда, внедрение передовых экологических стандартов ресурсосбережения, самореализацию и рост доходов населения;

- реализовывать модернизацию транспортной системы города Ростова-на-Дону, направленную, в том числе, на оптимизацию функционирования городского транспорта, внедрение интеллектуальных транспортных систем, улучшение качества улично-дорожной сети, решение проблем транспортных "пробок";

- обеспечивать необходимую динамику позитивных изменений в коммунально-сетевом хозяйстве;

- проводить модернизацию системы жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства городского пространства на основе его повсеместной экологизации;

- создавать и стимулировать развитие институтов и инфраструктуры предпринимательства и инвестирования с ориентацией на глобальную открытость и современные мировые стандарты;

- повышать эффективность муниципального управления, в том числе посредством внедрения электронного правительства, увеличения доли оказания муниципальных услуг в электронном виде, развития институтов местного самоуправления, повышения открытости деятельности органов муниципального управления;

- повышать эффективность управления муниципальной собственностью для обеспечения сбалансированности бюджета города Ростова-на-Дону, в том числе в целях развития социальной сферы, стимулирования предпринимательской и инвестиционной активности;

- способствовать развитию человеческого капитала посредством создания инфраструктурных возможностей социального обслуживания;

- эффективно развивать международные деловые и гуманитарные связи.


 1.1.3. Глобальные и региональные вызовы развитию города Ростова-на-Дону на период до 2025 года

В долгосрочной перспективе на развитие города Ростова-на-Дону приоритетное воздействие будут оказывать следующие глобальные вызовы:

- ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста, ведущая к углублению неравенства в уровнях и темпах социально-экономического развития стран и регионов, повышающая стратегические риски в зависимости от изменения внешних факторов;

- сохранение и возможное усиление дисбалансов в области мировой торговли, движении капиталов, существенный рост конкуренции в глобальном и региональном масштабе как на традиционных рынках товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, так и в сферах национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала;

- мировые структурные, финансово-экономические кризисы, длительные рецессии в экономике значительной группы стран;

- возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития, и на этом фоне существенное снижение потенциала доминирующей в современной России экспортно-сырьевой модели экономического развития;

- возможный рост макроэкономической нестабильности в развитии экономического комплекса России, процессы "переформатирования" экономического пространства России и ее регионов;

- усиление влияния экологических факторов, социально-экономических последствий изменения климата, повышения частоты и роста интенсивности природных чрезвычайных ситуаций и катастроф.

Основными региональными вызовами станут:

- рост периферийности регионов Юга России (внешней пространственной среды города Ростова-на-Дону) в макроэкономической системе страны, сохранение высокой степени зависимости функционирования их экономической и социальной сферы от федерального бюджета, межрегионального перераспределения природно-ресурсной ренты;

- возрастание роли глобальных и национальных корпораций в развитии экономики региона, их внешнеэкономической активности;

- консервация и углубление диспропорций в развитии городов Юга России; "сжатие" социально-экономического и демографического пространства, в том числе и в Ростовской области;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»