РЕШЕНИЕ
от 18 декабря 2012 года N 372
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.12.2018 N 603.
____________________________________________________________________
В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития города Ростова-на-Дону, руководствуясь статьями 21, 39, 41 Устава города Ростова-на-Дону, городская Дума решила:
1. Принять "Основные направления Стратегии социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 года" (приложение).
2. Признать утратившим силу решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 20.10.2009 N 625 "Об основных направлениях стратегического плана социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 года".
3. Настоящее решение вступает в силу c 1 января 2013 года.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по бюджету города, местным налогам и сборам, муниципальной собственности (В.Ю. Лазарев).
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
Стратегическое планирование - основной элемент системы городского управления, формирующий экономические и институциональные условия устойчивого и динамичного развития города Ростова-на-Дону на основе эффективного использования ресурсного и рыночного потенциала для обеспечения достойного качества жизни населения города Ростова-на-Дону.
Предпосылками, определившими необходимость принятия актуализированной Стратегии социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 года (далее - Стратегия), являются, в том числе:
- необходимость ее согласования со Стратегией социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, которыми актуализированы перспективные направления развития Юга России и региона;
- необходимость учета при долгосрочном прогнозировании развития города Ростова-на-Дону изменений социально-экономической ситуации в России и мире в целом, обусловленных влиянием последствий мирового финансово-экономического кризиса, повлекших изменения, в том числе, денежно-кредитной и бюджетной политики, конъюнктуры на рынках специализации города Ростова-на-Дону, сферы занятости и доходов населения;
- необходимость учета при долгосрочном прогнозировании развития города Ростова-на-Дону влияния факторов вступления России в Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества и Всемирную торговую организацию.
Стратегия является целостной системой, включающей анализ конкурентных преимуществ, возможностей и рисков социально-экономического развития города Ростова-на-Дону; сценарии социально-экономического развития города Ростова-на-Дону; миссию, ключевую (системообразующую) цель, стратегические цели и направления социально-экономического развития города Ростова-на-Дону; цели, задачи и мероприятия по реализации стратегических целей и направлений социально-экономического развития города Ростова-на-Дону; определение ресурсов, механизмов и целевых индикаторов реализации Стратегии.
Основными принципами, лежащими в основе Стратегии, являются:
- преемственность ранее принятым муниципальным документам долгосрочного и краткосрочного планирования; документам стратегического планирования развития Ростовской области, Южного федерального округа и Российской Федерации;
- общественное партнерство, предполагающее взаимодействие органов местного самоуправления, органов государственной власти, населения, науки, предпринимателей, общественных организаций, как на этапе подготовки Стратегии, так и в процессе ее реализации;
- комплексность и системность долгосрочного планирования развития города Ростова-на-Дону, учитывающие историческую, этническую, культурную и конфессиональную специфику; социально-экономическую сферу; внутренние конкурентные преимущества и объективные ограничения, внешние возможности, вызовы и угрозы. В Стратегии город Ростов-на-Дону рассматривается как субъект региональных и межрегиональных российских отношений, а также как участник международных экономических, политических, культурных и других связей;
- концентрация и направление ресурсной базы города Ростова-на-Дону на наиболее перспективные направления его развития, позволяющие обеспечить рост всех сфер жизнедеятельности города Ростова-на-Дону;
- приоритетность инновационной формы развития всех сфер жизнедеятельности города Ростова-на-Дону, как модель при выборе направлений и инструментов развития;
- трансформируемость выбранных стратегических целей и направлений социально-экономического развития города Ростова-на-Дону в проекты, реализуемые в правовом, административном, финансовом, пространственном и временном аспектах;
- возможность корректировки Стратегии в процессе ее реализации.
Город Ростов-на-Дону - ведущий центр Юга России, входящий в число крупнейших городов страны.
Будучи девятым по численности населения городом Российской Федерации, город Ростов-на-Дону занимает пятую позицию по общему объему вводимого жилья, являясь одной из приоритетных в стране "строительных площадок".
В сопоставлении с другими городами-миллионниками Российской Федерации город Ростов-на-Дону занимает первое место по количеству индивидуальных предпринимателей на тысячу жителей и третье по доходам консолидированного бюджета на душу населения.
Роль города Ростова-на-Дону как одного из важнейших городов страны предопределяется накопленным демографическим, производственным, потребительским, инфраструктурным и культурным потенциалом, а также благоприятным экономико-географическим положением, значение которого для развития социально-территориальной общности особенно возросло в условиях глобализации, в контексте нового геополитического и геоэкономического позиционирования России.
В хозяйственном отношении город Ростов-на-Дону полифункционален, что придает его социально-экономической системе устойчивость, способность динамичнее и эффективнее реагировать на внешние и внутренние изменения глобальной конъюнктуры. В последние два десятилетия экономика города Ростова-на-Дону развивается по постиндустриальной модели, в структуре занятости доминирует сфера услуг. Одновременно город Ростов-на-Дону сохраняет свое значение крупной (второй по объему промышленной продукции в Южном федеральном округе) индустриальной "площадки" Юга России.
Город Ростов-на-Дону является центром динамично развивающегося транспортного узла, ведущим научно-образовательным центром южно-российского макрорегиона, в нем размещены дипломатические представительства ряда зарубежных государств, работают крупные региональные офисы дочерних банков международных банковско-финансовых групп и представительств транснациональных компаний.
Город Ростов-на-Дону является административным центром Ростовской области и Южного федерального округа.
В городе Ростове-на-Дону размещен аппарат Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе, иные территориальные органы государственной власти Российской Федерации, обладающие юрисдикцией в Южном федеральном округе.
В соответствии с документами стратегического планирования развития Российской Федерации и Южного федерального округа город Ростов-на-Дону рассматривается как один из ведущих центров опережающего экономического роста.
Сохраняя региональное лидерство и заметно укрепив свое положение в группе российских городов-миллионников, город Ростов-на-Дону одновременно несколько уступает по темпам социально-экономического развития ряду других городских центров южно-российского макрорегиона. Дополнительные риски для конкурентных позиций действующих на территории города Ростова-на-Дону отраслей экономики создает вступление России во Всемирную торговую организацию.
Долгосрочное социально-экономическое развитие города Ростова-на-Дону будет предопределяться следующими основными тенденциями:
- темпы роста деловой активности и структура видов экономической деятельности будут в значительной мере корреспондировать с динамикой экономического развития России и мировых рынков с учетом отраслевых специализаций города Ростова-на-Дону;
- возможности модернизации социально-экономической системы города Ростова-на-Дону будут в существенной мере зависеть от способности органов местного самоуправления создать максимально привлекательные условия для инвестиций в инфраструктурные проекты, высокотехнологичное производство, проекты в сфере управления городским хозяйством, а также использовать внутренний национальный и региональный инвестиционный потенциал для создания инновационных высокопроизводительных, высокооплачиваемых рабочих мест в сфере услуг, производства и строительства;
- продолжится трансформация структуры видов экономической деятельности в части некоторого сокращения доли традиционных для города Ростова-на-Дону видов экономической деятельности (прежде всего в сфере обрабатывающих производств) с сохранением и укреплением его значения как одного из ведущих промышленных центров Юга России;
- открытость экономики города Ростова-на-Дону, ориентация на общероссийский и мировые рынки в совокупности в значительной мере обострят конкурентную среду по отношению к предприятиям и организациям, размещенным на его территории, ориентированным преимущественно на внутренний спрос;
- проблемы развития городского транспорта и содержания дорог будут усиливаться, и, как следствие, качество их решения будет влиять на уровень привлекательности города Ростова-на-Дону для организации и ведения бизнеса, проживания и работы в городской черте;
- разрывы между сложившимся уровнем и темпами развития инженерной и коммунально-бытовой инфраструктуры и инвестиционными стандартами бизнеса, а также социальными стандартами населения по отношению к городской среде будут увеличиваться;
- продолжающийся рост доли населения предпенсионного и пенсионного возраста в общей численности населения города Ростова-на-Дону, сложившийся уровень социальных гарантий на фоне отрицательного естественного прироста будут увеличивать диспропорции на рынке труда, усиливать нагрузку на бюджет города Ростова-на-Дону;
- сложившиеся профессиональные диспропорции на рынке труда будут также в значительной мере оказывать влияние на темпы социально-экономического развития города Ростова-на-Дону;
- сохраняющееся социальное расслоение общества при общем росте уровня жизни населения будет сопровождаться возрастанием требований к развитию форм, расширению перечня социальных услуг, вследствие чего привлекательность жизни и работы в городе Ростове-на-Дону будет определяться его возможностью обеспечить устойчивое развитие социальной сферы;
- приоритетное влияние на характер жилищного и делового строительства будет оказывать отсутствие удобных и свободных для застройки новых территорий в пределах городской черты;
- требования населения к безопасности и защите от различного рода рисков, включая техногенные и криминогенные риски, способность их предупреждать, равно как и обеспечить соответствующие современным стандартам инновационные изменения в городской среде, будут в значительной мере определять развитие трудовых ресурсов города Ростова-на-Дону.
Перспективы долгосрочного социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 года определяются способностью органов местного самоуправления:
- использовать накопленный административно-статусный, геоэкономический, промышленный, научно-образовательный и транспортно-логистический потенциал города Ростова-на-Дону в развитии новых инновационных производств и видов бизнеса, обеспечивающих, в том числе, рост производительности труда, внедрение передовых экологических стандартов ресурсосбережения, самореализацию и рост доходов населения;
- реализовывать модернизацию транспортной системы города Ростова-на-Дону, направленную, в том числе, на оптимизацию функционирования городского транспорта, внедрение интеллектуальных транспортных систем, улучшение качества улично-дорожной сети, решение проблем транспортных "пробок";
- обеспечивать необходимую динамику позитивных изменений в коммунально-сетевом хозяйстве;
- проводить модернизацию системы жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства городского пространства на основе его повсеместной экологизации;
- создавать и стимулировать развитие институтов и инфраструктуры предпринимательства и инвестирования с ориентацией на глобальную открытость и современные мировые стандарты;
- повышать эффективность муниципального управления, в том числе посредством внедрения электронного правительства, увеличения доли оказания муниципальных услуг в электронном виде, развития институтов местного самоуправления, повышения открытости деятельности органов муниципального управления;
- повышать эффективность управления муниципальной собственностью для обеспечения сбалансированности бюджета города Ростова-на-Дону, в том числе в целях развития социальной сферы, стимулирования предпринимательской и инвестиционной активности;
- способствовать развитию человеческого капитала посредством создания инфраструктурных возможностей социального обслуживания;
- эффективно развивать международные деловые и гуманитарные связи.
В долгосрочной перспективе на развитие города Ростова-на-Дону приоритетное воздействие будут оказывать следующие глобальные вызовы:
- ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста, ведущая к углублению неравенства в уровнях и темпах социально-экономического развития стран и регионов, повышающая стратегические риски в зависимости от изменения внешних факторов;
- сохранение и возможное усиление дисбалансов в области мировой торговли, движении капиталов, существенный рост конкуренции в глобальном и региональном масштабе как на традиционных рынках товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, так и в сферах национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала;
- мировые структурные, финансово-экономические кризисы, длительные рецессии в экономике значительной группы стран;
- возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития, и на этом фоне существенное снижение потенциала доминирующей в современной России экспортно-сырьевой модели экономического развития;
- возможный рост макроэкономической нестабильности в развитии экономического комплекса России, процессы "переформатирования" экономического пространства России и ее регионов;
- усиление влияния экологических факторов, социально-экономических последствий изменения климата, повышения частоты и роста интенсивности природных чрезвычайных ситуаций и катастроф.
Основными региональными вызовами станут:
- рост периферийности регионов Юга России (внешней пространственной среды города Ростова-на-Дону) в макроэкономической системе страны, сохранение высокой степени зависимости функционирования их экономической и социальной сферы от федерального бюджета, межрегионального перераспределения природно-ресурсной ренты;
- возрастание роли глобальных и национальных корпораций в развитии экономики региона, их внешнеэкономической активности;
- консервация и углубление диспропорций в развитии городов Юга России; "сжатие" социально-экономического и демографического пространства, в том числе и в Ростовской области;