Задача противодействия и профилактики коррупции продолжает оставаться приоритетной общегосударственной задачей. На всех уровнях законодательной и исполнительной власти по-прежнему повышенное внимание уделяется вопросам создания эффективной правовой основы и действенных механизмов противодействия коррупционным проявлениям. Борьба с коррупцией называлась ключевой задачей в посланиях Президентов Российской Федерации Федеральному Собранию на протяжении более 10 лет. Коррупция как социальный процесс носит латентный (скрытый) характер, поэтому объективно оценить ее уровень без проведения социологических исследований и антикоррупционного мониторинга практически невозможно. Поскольку коррупция может проявляться при доступе (отсутствии доступа) к определенной информации, возникает необходимость совершенствования технологии доступа общественности к информационным потокам. Решить эту проблему возможно только в результате последовательной, системной, комплексной работы по разработке и внедрению новых правовых, организационных, информационных и иных механизмов противодействия коррупции, в том числе путем повышения прозрачности органов местного самоуправления (в самых различных аспектах и на всех уровнях), общественного участия в бюджетном процессе, в ходе которого важен контроль некоммерческих организаций (далее - НКО) не только на итоговом этапе (исполнение бюджета), но и на предварительном (обсуждение проекта бюджета).
Анализ текущего состояния в сфере борьбы с коррупцией в городе Ростове-на-Дону фиксирует, что в городе ведется целенаправленная работа по повышению безопасности граждан.
Вместе с тем, анализ показывает, что результаты противодействия коррупции не соответствуют ее масштабам. При этом социологические опросы свидетельствуют о том, что результаты противодействия коррупции становятся все более заметными населению.
Проведенный анализ социологических исследований показал, что основными причинами сложившейся коррупционной системы являются:
низкий нравственный уровень работников, оказывающих те или иные услуги населению;
недостаточность наказания за взяточничество;
невысокий уровень правовой культуры и законопослушности должностных лиц;
несовершенство законодательной базы;
возможность различного толкования законов;
низкий уровень доходов работников, оказывающих те или иные услуги населению.
Таким образом, в целях эффективного решения задач по вопросам противодействия коррупции необходимо продолжить системную работу, направленную на объединение усилий институтов гражданского общества, координацию деятельности Администрации города, ее отраслевых (функциональных) и территориальных органов, обеспечение взаимодействия с государственными органами власти. Для этого требуется программно-целевой подход, а также проведение организационных мероприятий на данном направлении.
Программа направлена на минимизацию факторов проявления коррупции в сферах хозяйственного комплекса города, в том числе в сфере размещения муниципального заказа и предоставления муниципальных услуг гражданам.
В подтверждение актуальности вопроса противодействия коррупции в среднесрочной перспективе и необходимости его решения программным методом принято постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 N 600 "Об утверждении государственной программы Ростовской области "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности".