Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ" (с изменениями на: 30.12.2016)


 2. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы "Развитие потребительского рынка и сферы услуг на территории городского округа Химки Московской области"


Потребительский спрос на товары и услуги определяется уровнем и динамикой доходов населения, распределением населения по доходным группам. Рост уровня и качества жизни в городском округе Химки Московской области ведет к увеличению покупательской способности населения, возрастанию потребления основных продуктов питания и увеличению покупок непродовольственных товаров. Однако существуют группы потребителей с особо низким уровнем доходов. Для реализации задачи по их поддержке в городском округе Химки с 2005 года реализуется муниципальная социальная программа "Ветеран" и широко развита социальная направленность бизнеса. Многие предприниматели города являются участниками социальной программы, в рамках которой не только занимаются благотворительностью, но, более того, ведут свой бизнес совместно с ежедневной заботой о ветеранах, инвалидах, многодетных семьях.

Программа "Ветеран" обслуживает около 50 тысяч человек. 21 категория льготников имеет право приобретать наиболее значимые продукты питания потребительской корзины и медицинские препараты первой необходимости по сниженным ценам в 24 магазинах и 15 аптеках города.

В социальных отделах "Ветеран" льготные категории граждан имеют возможность ежедневно с 10.00 до 20.00 часов покупать практически по себестоимости (торговая наценка не превышает 5%) наиболее важные продукты питания (60 наименований: хлебобулочная, молочная, бакалейная, овощная, консервная, масложировая, колбасная продукция и мясные деликатесы). Также с 15% скидкой от розничной цены расширенный ассортимент (126 наименований) наиболее востребованных лекарственных препаратов. Перечень лекарств согласован с Управлением здравоохранения городского округа Химки, а также учтены пожелания самих льготников.

Социальная программа "Ветеран" значима и востребована среди химчан. Прямым доказательством чего являются официальные данные, получаемые по автоматизированной системе учета. Существенная экономия денежных средств жителей возможна за счет покупки товаров и лекарственных препаратов по низким ценам. По итогам 2014 года общий товарооборот по социальной сети составил свыше 45 млн. рублей, сумма экономии по социальной сети составила свыше 10 млн. рублей, что, в свою очередь, способствует снижению социальной напряженности в округе.

Обеспеченность торговыми площадями в 2014 году составила 2149,9 кв. м на 1 тысячу жителей.

Обеспеченность услугами общественного питания в 2014 году составила 140 рабочих мест на 1000 жителей, бытовыми услугами - 8 рабочих мест на 1000 жителей. На территории многих микрорайонов городского округа Химки Московской области высокие общие показатели обеспеченности в сфере бытового обслуживания формируются такими видами бытовых услуг, как "Ремонт и строительство жилья", "Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств". Социально значимые виды бытовых услуг, восстанавливающие утраченные потребительские свойства предметов личного пользования и домашнего обихода, поддерживающие санитарно-гигиеническое состояние человека (услуги химчистки, прачечных, бань и душевых, ремонта одежды и др.), развиты недостаточно.

На территории городского округа Химки Московской области с разрешениями работают 6 рынков, в том числе 2 универсальных.

За период с 2009 г. количество рынков в городском округе Химки Московской области сократилось почти на 80 процентов. Процесс реорганизации рыночной торговли осуществляется в рамках исполнения Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".

С 1 января 2013 года для организации деятельности по продаже товаров на рынках, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения, управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Использование в этих целях временных сооружений запрещается. В отношении сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков данные требования применяются с 1 января 2015 года.

Рынки реконструируются в современные торговые центры, что соответствует требованиям цивилизованной торговли европейского уровня и современным технологиям розничной торговли. Преобразование рынков способствует повышению уровня контролируемости качества и безопасности реализуемых товаров, а также наведению порядка в трудоустройстве мигрантов.

Помимо розничной торговли в стационарных объектах, торговое обслуживание жителей городского округа Химки Московской области осуществляется посредством нестационарной и ярмарочной торговли.

В городском округе Химки Московской области функционирует порядка 320 объектов нестационарной торговли, это павильоны, палатки и киоски. По сравнению с 2010 г. количество нестационарных объектов розничной торговли выросло на 11 процентов.

На сегодняшний день необходимость в увеличении числа объектов нестационарной торговли в городском округе Химки Московской области отсутствует.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 27.12.2012 N 32-Р "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов" размещение нестационарных объектов розничной торговли в муниципальных образованиях Московской области должно быть регламентировано схемой размещения нестационарных торговых объектов. К концу 2012 г. такая схема была утверждена постановлением администрации городского округа Химки от 13.12.2012 N 1787.

29.08.2014 постановлением администрации городского округа Химки N 1225 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Химки" утверждена обновленная схема, запланировано проведение аукционов на право размещения объектов.

В настоящее время постановлением администрации городского округа Химки Московской области от 30.10.2015 N 1284 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Химки Московской области на период 2016-2020 годов" утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на период 2016-2020 годов на территории городского округа Химки.

В 2014 г. на территории городского округа Химки Московской области функционировало 45 мест проведения ярмарок. Ярмарочная торговля обеспечивает потребителя свежей продукцией местных производителей и производителей из других регионов Российской Федерации, а последним в свою очередь дает возможность реализовать свой товар.

Постановлением Правительства Московской области от 07.11.2012 N 1394/40 "Об утверждении Порядка организации ярмарок на территории Московской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них" определены общие требования к единообразию в стилистическом оформлении ярмарочных мероприятий.

С 16.04.2014 введены требования о ежемесячном размещении на официальных сайтах органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о свободных местах проведения ярмарок на территории муниципального образования, включенных в сводных перечень мест проведения ярмарок.

На основании утвержденных муниципальными правовыми актами предложений органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области сформирован сводный перечень мест проведения ярмарок.

Система товароснабжения городского округа характеризуется явным недостатком объектов, выполняющих дистрибьюторские функции и непосредственно обслуживающих товаропоток.

До настоящего времени значительное количество объектов торговли и бытовых услуг имеют конструктивные неустранимые недостатки, мешающие внедрению на них современных технологий, требуют реконструкции и обновления технологического оборудования.

Несмотря на динамичное развитие потребительского рынка на территории городского округа Химки Московской области, сохраняется ряд проблем, которые необходимо решать программными методами, к ним относятся:

- недостаточное количество социально ориентированных объектов общественного питания и бытовых услуг;

- недостаток объектов оптового звена, выполняющих дистрибьюторские функции и непосредственно обслуживающих товаропоток;

- недостаточное развитие фирменных торговых объектов, реализующих продукцию предприятий пищевой, перерабатывающей промышленности и сельхозпроизводителей Московской области.

В результате реализации программы в городском округе Химки Московской области должны быть достигнуты установленные нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, общественного питания и бытовых услуг.