Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 января 2016 года N 30-пп


О внесении изменения в постановление Правительства Оренбургской области от 10.09.2013 N 767-пп

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2019 года на основании Постановления Правительства Оренбургской области от 25.12.2018 N 888-пп.
____________________________________________________________________

1. Внести в постановление Правительства Оренбургской области от 10.09.2013 N 767-пп "Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие Оренбургской области" на 2014 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года" (в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 27.12.2013 N 1244-пп, от 30.12.2013 N 1271-пп, от 25.03.2014 N 176-пп, от 15.05.2014 N 293-пп, от 07.07.2014 N 474-пп, от 12.09.2014 N 678-пп, от 14.11.2014 N 877-пп, от 30.12.2014 N 1042-пп, от 03.04.2015 N 226-пп, от 04.06.2015 N 429-пп, от 03.08.2015 N 583-пп, от 08.10.2015 N 789-пп, от 05.11.2015 N 869-пп) следующее изменение:

приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.

Губернатор -
председатель Правительства
Оренбургской области
Ю.А.БЕРГ






Приложение
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 21 января 2016 года N 30-пп

Государственная программа "Экономическое развитие Оренбургской области" на 2014 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года


 Паспорт государственной программы "Экономическое развитие Оренбургской области" на 2014 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года (далее - Программа)

Ответственный исполнитель Программы

-

министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области

Соисполнители Программы

-

отсутствуют

Участники Программы

-

министерство культуры и внешних связей Оренбургской области

Подпрограммы Программы

-

"Повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием области";

"Развитие инвестиционной и инновационной деятельности в Оренбургской области";

"Развитие обрабатывающих отраслей промышленности в Оренбургской области";

"Развитие малого и среднего предпринимательства";

"Развитие торговли в Оренбургской области"

Цель Программы

-

создание условий для обеспечения устойчивого роста экономики и повышения эффективности государственного управления в Оренбургской области

Задачи Программы

-

повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Оренбургской области;

формирование благоприятного инвестиционного климата и расширение инновационного сегмента экономики Оренбургской области;

формирование диверсифицированной структуры обрабатывающей промышленности, способной адаптироваться к изменениям мировой конъюнктуры;

содействие развитию малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области;

реализация государственной политики в сфере торговой деятельности в Оренбургской области

Показатели (индикаторы) Программы

-

индекс физического объема валового регионального продукта;

индекс физического объема инвестиций в основной капитал;

индекс промышленного производства в обрабатывающих отраслях промышленности;

доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций;

индекс физического объема оборота розничной торговли

Срок и этапы реализации Программы

-

2014 - 2020 годы

Объемы бюджетных ассигнований Программы

-

3718359,2 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:

2014 год - 404658,9 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета - 110701,1 тыс. рублей;
2015 год - 391104,9 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета - 194553,1 тыс. рублей;
2016 год - 553630,0 тыс. рублей;
2017 год - 399834,5 тыс. рублей;
2018 год - 389337,3 тыс. рублей;
2019 год - 783168,8 тыс. рублей;
2020 год - 796624,8 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

повышение эффективности государственного управления;
повышение инвестиционной активности организаций реального сектора экономики, в том числе устойчивого развития малого и среднего предпринимательства во всех отраслях реального сектора экономики;
улучшение позиции Оренбургской области в рейтинге по результатам проводимой оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Оренбургской области;

ежегодное достижение значения индекса физического объема оборота розничной торговли не менее чем на 1,5 процента в сопоставимых ценах при условии сохранения стабильной экономической ситуации


 1. Общая характеристика экономики Оренбургской области


Оренбургская область - это одна из крупнейших областей Российской Федерации площадью 124 тыс. кв. километров, является географическим мостом между Европой и Азией, граничит с Республикой Башкортостан, Республикой Татарстан и Челябинской областью на севере и востоке, Самарской областью на западе, Республикой Казахстан (Костанайская, Актюбинская и Западно-Казахстанская области) на юге. Протяженность общей границы с Республикой Казахстан - 1876 километров.

В недрах области разведано более 2500 месторождений 75 видов полезных ископаемых. По объемам запасов и добыче полезных ископаемых область входит в ведущую группу регионов России.

Основой экономики Оренбургской области является промышленность. Оренбуржье - один из ведущих нефтегазодобывающих регионов европейской части России, что обусловлено наличием в недрах значительных по запасам месторождений углеводородного сырья.

В структуре промышленного производства области более 50,0 процента приходится на долю предприятий ТЭК. Ежегодно в области добывается более 22 млн. тонн нефти, около 21 млрд. куб. метров природного газа и 300 тыс. тонн угля.

Значительными ресурсами обладает сельское хозяйство области. На территории области находится около 6,0 процента всех сельскохозяйственных угодий страны. Это второе (после Алтайского края) зерновое поле России.

Оренбуржье по праву является одной из ведущих житниц России, где ежегодно намолачивается около 3 млн. тонн зерна. В области выращивают крупный рогатый скот, свиней, овец, коз, птицу. Ежегодно Оренбуржье производит свыше 800 тыс. тонн молока, 200 тыс. тонн мяса, более 1,1 млрд. штук яиц, около 500 тонн шерсти.

Оренбургская область располагает развитой транспортной инфраструктурой, которая включает в себя предприятия железнодорожного, автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта.

Область является своеобразными воротами в Азию, обеспечивая основные грузовые и пассажирские перевозки регионов европейской части Российской Федерации и центрально-азиатских государств СНГ.

В целях развития транзитного потенциала Оренбуржья на федеральном уровне принято решение о строительстве автомагистрали международного транспортного коридора "Китай - Казахстан - Россия - Западная Европа", маршрут которого пройдет через Актюбинскую область Республики Казахстан и Оренбургскую область в районе автомобильного пункта пропуска "Сагарчин".

В области размещены два аэропорта для международных сообщений в городах Оренбурге и Орске. Отсюда выполняются регулярные и чартерные рейсы в европейские и азиатские страны. Кроме того, в области организованы региональные авиаперевозки по Приволжскому федеральному округу.

Социально-экономическое развитие области характеризуется стабильным ростом. С 2000 по 2012 год объем валового регионального продукта вырос в 1,9 раза. Область играет значимую роль в общероссийском производстве, производя 100,0 процента жидкого и 7,05 процента газообразного российского гелия, 99,0 процента одоранта, 78,0 процента этана, 67,0 процента молотой соли, 50,0 процента асбеста, 40,0 процента доменного и сталеплавильного оборудования.

С 2000 года объемы промышленного производства возросли в 2 раза, сельскохозяйственного - в 1,4 раза, объем инвестиций в основной капитал - в 3 раза. На развитие экономики области направлено более 825 млрд. рублей инвестиций.

Пятая часть валового регионального продукта обеспечивается за счет внешнеэкономической деятельности. Свыше 30,0 процента всей промышленной продукции производится на экспорт.

В последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста внешнеторгового оборота и притока иностранных инвестиций в область.

С 2000 года в экономику области привлечено около 4 млрд. долларов США иностранных инвестиций. Реализуются крупные проекты с участием иностранного капитала. Инвестиционный портфель Правительства Оренбургской области содержит около ста крупнейших инвестиционных проектов на сумму более 500 млрд. рублей. Инвестиционный потенциал области презентуется на международных форумах и выставках, общероссийских мероприятиях.

С целью повышения инвестиционной привлекательности области, формирования благоприятных условий для деятельности внешних инвесторов в области создана Корпорация развития Оренбургской области. Ее задача - обеспечение потенциальному инвестору максимально комфортных условий для реализации инвестиционного проекта на территории области.

Для организации системной работы по привлечению инвестиций, в том числе в инновационный сегмент экономики, разработана и утверждена постановлением Правительства Оренбургской области от 29 сентября 2011 года N 929-п концепция улучшения инвестиционного климата в Оренбургской области.

Учитывая значимость инновационной сферы в экономике, Правительство Оренбургской области особое внимание уделяет созданию благоприятных условий для реализации в области инновационных проектов.

В области созданы и продуктивно работают основные механизмы поддержки инвестиционной и инновационной деятельности предприятий и организаций, в том числе в малом и среднем бизнесе, машиностроении и легкой промышленности, строительном и агропромышленном секторе.

Правительство Оренбургской области поддерживает начинающих предпринимателей, действующих в инновационной сфере. В рамках реализации областной целевой программы "О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области" на 2012 - 2014 годы они вправе рассчитывать на получение гранта для развития своей деятельности на сумму до 500 тыс. рублей.

Важной проблемой является несоответствие в полной мере темпов развития и структуры инновационного сектора потребностям социально-экономического развития Оренбургской области. При существующей потребности повышения конкурентоспособности промышленного и сельскохозяйственного производства слабо налажен процесс коммерциализации инновационных разработок и внедрения их в производство. Эти проблемы усугубляются низкой восприимчивостью к инновациям значительной части предпринимательского сектора и общими проблемами в ведении предпринимательской деятельности в России: административные барьеры, сложности с доступом к финансовым ресурсам и другие. Кроме того, функционирование субъектов инновационной деятельности осложняется такими специфическими проблемами данной сферы, как отсутствие или ограниченность собственной исследовательской, опытно-экспериментальной и промышленно-внедренческой базы, нехватка специалистов по инновационному менеджменту, неразвитость системы проектного и венчурного финансирования. Данная ситуация требует государственного стимулирования инновационной активности, в том числе за счет внедрения новых управленческих практик и механизмов взаимодействия экономических субъектов.

В области развивается малый и средний бизнес. На сегодняшний день созданы и стабильно работают почти 18 тыс. малых и средних предприятий, более 6 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, 60 тыс. индивидуальных предпринимателей. Предприятия малого и среднего предпринимательства обеспечивают работой около трети занятого населения области.

С целью снижения влияния негативных факторов внешней среды на состояние малого и среднего предпринимательства и повышения доступности финансовых ресурсов в области в настоящее время идет реализация седьмой областной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства. Только в 2012 году на ее финансирование из областного бюджета было выделено 74,1 млн. рублей.

На территории Оренбургской области созданы и функционируют два бизнес-инкубатора: в г. Оренбурге и в г. Орске. Эти учреждения занимаются поддержкой субъектов малого предпринимательства Оренбургской области путем создания благоприятных условий и предоставления производственных, информационных, финансовых и других ресурсов на этапах становления и развития бизнеса. За период работы этих учреждений более 116 субъектов малого и среднего бизнеса с самым широким спектром деятельности от производства ремесленных изделий до изготовления высокоточного медицинского оборудования смогли воспользоваться предоставляемыми услугами. В области создан и работает 21 центр поддержки предпринимательства в муниципальных образованиях.

Потребительский рынок Оренбургской области характеризуется положительной динамикой основных показателей развития. Доля отрасли в структуре валового регионального продукта превышает 9,0 процента. По индексу физического объема оборота розничной торговли Оренбургская область имеет высокий рейтинг и занимает по итогам 2012 года 4 место среди 14 регионов Приволжского федерального округа. В рамках вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию актуализируется реализация проекта "Оренбургское качество", цель которого - помочь товаропроизводителям войти в торговую сеть, занять на рынке определенную нишу, повысить конкурентоспособность местных товаров.

Наиболее негативными последствиями и рисками для экономики Оренбургской области в условиях нестабильности и стагнации на мировых рынках являются:

приостановление государственных инвестиционных проектов и программ частных компаний;

снижение конкурентоспособности организаций вследствие дефицита финансового ресурса, сокращения внутреннего спроса, роста дешевого импорта на мировом рынке;

дефицит областного бюджета и бюджетов муниципальных образований области, рост государственного и муниципального долга;

замедление темпов роста областного банковского сектора и снижение финансовой устойчивости региональных кредитных организаций вследствие сужения ресурсной базы, ухудшения качества активов, недостаточной капитализации;

ресурсная ограниченность развития реального сектора экономики;

замедление темпов развития отраслей реального сектора: промышленности, аграрно-промышленного комплекса, строительной индустрии.

Прогноз развития экономики области на долгосрочную перспективу в рамках решения задач Программы предполагает, что экономическое развитие области будет осуществляться по инновационному сценарию.

Инновационный сценарий характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста. Он опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса.

Инновационный сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала, что позволяет улучшить социальные параметры развития. Часть задач инновационного сценария, в частности в сфере развития транспортной инфраструктуры, повышения эффективности человеческого капитала, будут решаться в рамках государственных программ Оренбургской области.

Инновационный сценарий отличается повышенной устойчивостью к возможному падению мировых цен на нефть и сырьевые товары, а также к общему ухудшению мировой динамики.

Промышленность остается ведущей отраслью экономики Оренбургской области. Рост объемов производства прогнозируется во всех отраслях промышленности.

Сложившаяся в промышленности структура производства, относительно стабильное развитие промышленного комплекса области за ряд предыдущих лет (за 2000 - 2015 годы индекс производства составил 215,3 процента (193,3 процента в Российской Федерации) позволяют сохранять темпы роста в прогнозируемом периоде.

В долгосрочной перспективе прогнозируется менее высокий темп роста объемов производства, чем в Российской Федерации. Среднегодовой темп роста объемов производства за прогнозируемый период составит 102,7 процента.

В значительной степени развитие промышленности в период реализации Программы по-прежнему будет определять ситуация в добыче полезных ископаемых.

Среднегодовой темп роста по виду экономической деятельности "добыча полезных ископаемых" по прогнозу составит 102,6 процента.

Опережающими темпами предполагается развитие обрабатывающих отраслей. Среднегодовой темп роста по виду экономической деятельности "обрабатывающие производства" прогнозируется на уровне 102,9 процента.

Долгосрочный прогноз развития потребительского рынка характеризуется усилением конкуренции на рынках, связанным, с одной стороны, с возрастанием требований потребителей к качеству товаров, с другой - с исчерпанием ценовых конкурентных преимуществ обрабатывающих производств. Планируется, что в долгосрочной перспективе оборот розничной торговли вырастет по сравнению с 2011 годом по инновационному варианту развития в 2,4 раза.

Прогноз долгосрочного развития Оренбургской области также предполагает улучшение условий предпринимательской деятельности и создание благоприятного инвестиционного климата.

В ближайшие годы характер и параметры инвестиций определяются уже сформировавшимися на сегодняшний день основными тенденциями в развитии области, нашедшими отражение в составе крупных инвестиционных проектов, намечаемых к реализации, а также инвестиционной конкурентоспособностью области в привлечении частных инвестиций в долгосрочной перспективе.


2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы


В Оренбургской области сформирована система государственного стратегического управления. Разработаны следующие документы государственного планирования:

1) стратегия развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года;

2) комплексный план мероприятий по приоритетным направлениям деятельности Правительства Оренбургской области в рамках реализации "Стратегии прорыва" в 2011 - 2015 годах;

3) схема территориального планирования Оренбургской области;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»