ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 апреля 2003 года N 105
ОБ ОДОБРЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В ТАЙМЫРСКОМ (ДОЛГАНО-НЕНЕЦКОМ) АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА 2003 - 2010 ГОДЫ"
(в ред. Постановления Администрации ТАО от 11.06.2003 N 216)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Совета администрации Красноярского края от 14.12.2007 N 486-п.
____________________________________________________________________
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2002 N 33 "О подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", программой реформирования жилищно-коммунального комплекса Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, утвержденной Постановлением Администрации Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 16.08.2002 N 250, постановляю:
1. Одобрить региональную целевую программу "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе на 2003 - 2010 годы" (прилагается).
(в ред. Постановления Администрации ТАО от 11.06.2003 N 216)
2. Управлению экономики Администрации округа (Тарас Т.А.) при формировании окружного бюджета на 2004 и последующие годы предусматривать средства на выполнение мероприятий программы.
3. Контроль за реализацией программы возложить на заместителя Губернатора по строительству, собственности и жилищно-коммунальному хозяйству Рябова А.И.
Губернатор округа
О.М.БУДАРГИН
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В ТАЙМЫРСКОМ (ДОЛГАНО-НЕНЕЦКОМ) АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА 2003 - 2010 Г.Г."
Решение о разработке программы (наименование, дата и номер соответствующего акта) | - Программа реформирования жилищно-коммунального комплекса Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, утвержденная Постановлением Администрации округа от 16.08.2002 N 250; |
Документы, использованные при подготовке Программы | - Подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" входящая в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. |
Заказчик Программы, руководитель Программы | - Дума и Администрация Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. |
Разработчик Программы Исполнители Программы | - Администрация Таймырского автономного округа (Долгано-Ненецкого); - Управление ЖКХ Администрации ТАО; - Управление по миграционной и жилищной политике Администрации ТАО; - Управление по капитальному строительству Администрации ТАО; - Органы местного самоуправления. |
Цель Программы | - обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания; - ликвидация до 2010 года аварийного жилищного фонда, признанного таковым в 2002 году. |
Задачи Программы | - подготовка условий и разработка механизма для переселения граждан из жилищного фонда, непригодного для проживания; - создание оптимальных условий для реализации выделяемых средств, направленных на содействие переселению граждан из жилищного фонда, непригодного для проживания; - оптимизация развития территорий, занятых в настоящее время жилищным фондом, непригодным для проживания. |
Основные мероприятия Программы | - формирование нормативной базы для предоставления жилья гражданам; установление очередности сноса жилищного фонда и этапов переселения граждан; -привлечение и аккумулирование бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов для реализации подпрограммы; - приобретение жилья в округе для дальнейшего его выделения гражданам, переселяющимся из ветхого и аварийного жилищного фонда; - поэтапное переселение жильцов и снос жилищного фонда, непригодного для проживания; - оптимизация развития освободившихся земельных участков. |
Сроки реализации Программы | 1-й этап - 2003 - 2004 годы; 2-й этап - 2005 - 2010 годы. |
Объем и источники финансирования | Общий объем финансирования - 399,2 млн руб. |
Бюджетополучатель | Администрация Таймырского автономного округа (Долгано-Ненецкого) |
Ожидаемые результаты | - до 2010 года переселение из аварийного жилищного фонда около 2,6 тыс. граждан (около 100 семей в год); - выполнение государственных обязательств по переселению граждан из жилых помещений, непригодных для постоянного проживания. |
Система контроля | Администрация Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства, Управления по миграционной и жилищной политике, Финансового Управления, Управления экономики организует работу по реализации Программы, решает вопросы бюджетного финансирования программы, организует формирование нормативной базы. Органы местного самоуправления осуществляют контроль выполнения программы на местном уровне, организуют работу межведомственных комиссий по установлению жилищ, непригодных для проживания, участвуют в подготовке предложений по порядку переселения граждан. Представляют заказчику отчеты о ходе реализации Программы. |
На решение проблемы улучшения жилищных условий граждан направлено выполнение подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящая в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы". Региональная программа "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе на 2003 - 2010 г. г.." является составной частью программы реформирования жилищно-коммунального комплекса ТАО, ее задача - обеспечить выполнение обязательств государства по реализации прав на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилищном фонде, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
В настоящее время в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного проживания, проживает 2597 человек или 6,46% от всего населения округа (40200 чел.). Большинство проживающих в ветхих и аварийных домах граждан не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилье удовлетворительного качества.
Суммарная площадь ветхого и аварийного жилья в округе составляет 59,6 тыс. кв. м или 8,8% от жилищного фонда округа (674,6 тыс. кв. м). Указанная суммарная площадь аварийного и ветхого жилищного фонда в 14 раз превышает объемы годового ввода в действие жилых домов в округе за счет всех источников финансирования.
Основной удельный вес в структуре ветхого и аварийного жилья занимает ветхий жилищный фонд - 44,5 тыс. кв. м (75%), аварийный - 15,1 тыс. кв. м (25%).
Исходя из существующих размеров ветхого и аварийного жилищного фонда, а также средней рыночной стоимости (8540 рублей) 1 кв. метра общей площади жилья для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд, подлежащей применению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для всех категорий граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются на приобретение жилых помещений, стоимость затрат на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в масштабах округа на период до 2010 года составит 399,21 млн. руб. <*>
________________
<*> При среднесложившейся за 2002 год фактической стоимости строительства 1 кв. метра жилой площади на территории округа 18300 рублей, стоимость затрат на строительство новых жилых домов, предназначенных для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в масштабах округа на период до 2010 года составит 784,47 млн. руб.
Ветхий и аварийный жилищный фонд имеются во всех районах округа. Его количество в разных районах округа распределяется неравномерно. Наибольший процент ветхого и аварийного жилья в Усть-Енисейском районе - 41% (12,4 тыс. кв. м) от всего жилищного фонда, наименьший в Дудинском районе - 2,8% (14,1 тыс. кв. м). В Диксонском районе - 17,7% (10,3 тыс. кв. м)., в Хатангском районе - 24,5% (22,8 тыс. кв. м). Наибольшую долю ветхого и аварийного фонда составляет малоэтажное (до 2-х этажей) жилье, занимаемое на условиях найма и являющееся муниципальной или государственной собственностью.
Программа предусматривает поэтапное решение проблемы с учетом возможностей бюджетного финансирования (различных уровней) и привлечения внебюджетных ресурсов. По мере улучшения социально - экономической ситуации в округе должно быть предусмотрено увеличение объемов финансирования переселения граждан из ветхого и аварийного (ставшего таковым после 1 января 2002 г.) жилищного фонда.
Большинство проживающих в ветхих и аварийных домах граждан не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилье удовлетворительного качества.
Ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик населенных пунктов, сдерживает развитие городской и поселковой инфраструктур. Реализацию реконструктивных мероприятий на таких территориях сдерживают как финансовые проблемы, так и нерешенность правовых вопросов, касающихся резервирования земли для объектов инженерно - транспортной и социальной инфраструктуры, а также предоставления компенсаций владельцам недвижимости в связи с использованием их участков для общественных нужд.
Основными целями программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда являются:
- обеспечение жильем граждан, проживающих в условиях, непригодных для постоянного проживания;
- ликвидация до 2010 года включительно существующего аварийного жилищного фонда, признанного таковым в 2002 году.
В рамках реализации программы необходимо решить следующие основные задачи:
- формирование правового и методологического обеспечения для определения порядка переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, а также размеров оказываемой им государственной помощи;
- формирование концепции строительного и социально-экономического развития районов сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда;
- создание рыночных механизмов страхования для минимизации финансовых рисков собственников жилья;
- выработка механизмов предоставления жилья переселяемым гражданам с учетом свободы выбора нового жилого помещения самими гражданами в пределах данного муниципального образования;
- учет региональной специфики решаемой проблемы;
- оказание финансовой поддержки районам, которые смогли привлечь к решению этой проблемы ресурсы на местном уровне путем консолидации всех возможных бюджетных и внебюджетных источников финансирования;
- учет существенно разных возможностей привлечения внебюджетных ресурсов в различных муниципальных образованиях.
- взаимосвязь программы переселения граждан из жилья, непригодного для проживания, с другими реализуемыми окружными, федеральными программами и мероприятиями, в которых частично решаются проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилья (например, Федеральный закон от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и др.) при определении методологии и объемов финансовой поддержки за счет федеральных и окружных средств.
Программа переселения включает в себя два уровня решения проблемы переселения:
- региональный уровень: окружной программой определяются временные рамки решения данной проблемы на территории округа, формируется местная законодательная база в рамках жилищного и земельного законодательства, координируются сроки реализации данной программы с другими региональными программами, определяются принципы и методы государственной поддержки;
- уровень муниципального образования: муниципальные программы содержат конкретные планы действий органов местного самоуправления, предусматривают привлечение внебюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, организацию системы эффективного управления поступающими на программные цели бюджетными и внебюджетными средствами, конкретные адреса объектов строительства, завершения строительства домов высокой степени готовности, вторичного рынка жилья и т.д., средства всех источников финансирования программы переселения.
Программа предусматривает комплекс мероприятий, реализация которых должна начаться в 2003 году. Реализация мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна быть проведена в течение 2003 - 2010 годов.
Реализация программы должна происходить поэтапно. На первом этапе (2003 - 2004 годы) необходимо создание методических, организационных и правовых условий для реализации основных задач программы:
- оценка размеров аварийного жилищного фонда, подлежащего ликвидации, а также необходимых ресурсов площади жилищного фонда для переселения граждан;
- формирование законодательной и нормативной базы для предоставления жилья переселяемым гражданам;
- установление очередности сноса жилищного фонда (по районам, участкам, зданиям) и, соответственно, очередности переселения граждан;
- переселение граждан из аварийного жилищного фонда на первом этапе частично должно осуществляться путем финансирования достройки жилья высокой степени готовности.
- реализация обязательств собственников аварийного жилищного фонда по его восстановлению в случае аварийного разрушения.
На втором этапе программы (2005 - 2010 годы) должны быть реализованы задачи по переселению граждан и ликвидации аварийного жилищного фонда:
- формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу;
- поэтапное переселение жильцов и снос аварийного жилищного фонда;
- подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки.
Управление реализацией программы будет осуществляться ежегодно по планам реализации программы, которые готовятся на каждом из двух уровней: муниципальном и окружном. Сроки выполнения программных мероприятий разбиваются на под этапы, за каждый подэтап принимается один год. Такая разбивка необходима в целях последовательного финансирования и выполнения программных мероприятий на местах.
В соответствии с поставленными целями и задачами система программных мероприятий по реализации программы переселения граждан из жилищного фонда, непригодного для проживания, включает в себя работу по трем направлениям:
- правовое и методологическое обеспечение улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде
- финансовое обеспечение программы и практическая деятельность по переселению граждан в жилье пригодное для проживания
- разработка и реализация концепции развития территорий сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда
При разработке программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья необходимо предусматривать выделение двух категорий домов и помещений, непригодных для проживания:
- дома и помещения, которые после капитального ремонта, модернизации и реконструкции могут стать пригодными для проживания;
- дома и помещения, которые не могут быть восстановлены (в том числе и по причине экономической нецелесообразности).
Исходя из этого, на основании данных, поступающих из районов округа составляется реестр ветхих и аварийных жилых строений (домов), уточняется объем такого жилья и, соответственно, численность проживающего в нем населения.
С учетом показателей реестра формируется перечень конфетных объектов, предназначенных для переселения граждан, и определяются объемы финансирования с учетом сложившихся региональных цен на строительную продукцию.
Юридические вопросы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда решаются в рамках жилищного законодательства, которое является предметом совместной компетенции Российской Федерации и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. В ходе реализации программы необходимо обеспечить формирование нормативно-методической базы, определяющей условия переселения граждан округа из ветхого и аварийного жилищного фонда.