ТАЙМЫРСКОГО (ДОЛГАНО-НЕНЕЦКОГО) АВТОНОМНОГО ОКРУГА
от 27 декабря 2004 года N 342-ОкЗ
О РЕГУЛИРОВАНИИ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ТАЙМЫРСКОГО (ДОЛГАНО-НЕНЕЦКОГО) АВТОНОМНОГО ОКРУГА
(в редакции Законов ТАО от 30.03.2005 N 3-ОкЗ, от 21.04.2006 N 160-ОкЗ, от 23.05.2006 N 177-ОкЗ, от 01.09.2006 N 189-ОкЗ, от 21.12.2006 N 226-ОкЗ)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Красноярского края от 18.12.2008 N 7-2703.
____________________________________________________________________
Принят
Думой
Таймырского (Долгано-Ненецкого)
автономного округа
23 декабря 2004 года
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" регулирует отношения в области образования в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе (далее - автономный округ, округ) и устанавливает особенности функционирования системы образования в автономном округе в целях обеспечения правовых и социально-экономических гарантий свободного функционирования и развития системы образования округа в рамках федеральной и окружной программ развития образования.
1. Целью государственной политики автономного округа в области образования является обеспечение реализации права на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, начального профессионального и на конкурсной основе среднего профессионального образования, повышение образовательного уровня населения и интеллектуального потенциала округа как важного фактора экономического, социального и культурного прогресса, подготовка квалифицированных специалистов и всестороннее развитие личности.
2. Государственная политика автономного округа в области образования реализуется на территории округа с учетом следующих особенностей:
1) многонационального состава населения;
2) социально-экономического положения;
3) проживания на территории округа коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей;
4) ведения традиционного (кочевого) образа жизни частью коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей;
5) экстремальных природно-климатических условий, влияющих на непрерывность и продолжительность образовательного процесса.
3. Обеспечение полноценного функционирования и развития системы образования в автономном округе признается приоритетным.
4. Организационной основой государственной политики автономного округа в области образования является окружная целевая программа развития образования, разрабатываемая на основе принципов и положений федеральной целевой программы развития образования.
5. Государственная политика автономного округа в области образования основывается на принципах, определенных в законе Российской Федерации "Об образовании", а также на принципах:
1) единства системы образования, непрерывности, последовательности и преемственности образования во всех типах образовательных учреждений;
2) разнообразия учреждений образования по формам воспитания, обучения;
3) государственной поддержки образовательных учреждений;
4) дополнительной поддержки образовательных учреждений, находящихся в сельской местности, образовательных учреждений и образовательных программ для одаренных детей, детей с задержками психического и физического развития, а также инновационных форм развития образования;
5) соблюдения органами государственной власти приоритета сферы образования в вопросах финансово-материального обеспечения образовательных учреждений, социальной защиты и медицинского обслуживания специалистов образовательных учреждений, обучающихся и воспитанников.
1. Законодательство автономного округа в области образования состоит из настоящего Закона, других законов и иных нормативных правовых актов округа.
2. Нормативные правовые акты автономного округа в области образования и локальные акты образовательных учреждений не должны противоречить нормам настоящего Закона, нормам иных законов автономного округа и не могут ограничивать права физических и юридических лиц в области образования по сравнению с законом Российской Федерации "Об образовании" и настоящим Законом.
3. Основными задачами законодательства автономного округа в сфере образования являются:
1) создание социально-экономических условий и правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования;
2) установление особенностей механизма финансирования и материально-технического обеспечения образовательных учреждений автономного округа;
3) повышение социальной защищенности педагогов и учащихся.
1. Автономный округ создает условия для развития системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной творческой личности путем формирования правовых и экономических механизмов.
2. В целях реализации на территории автономного округа конституционного права на общедоступность дошкольного образования настоящим Законом для отдельных категорий граждан устанавливаются льготы при взимании платы за содержание детей в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, находящихся на территории автономного округа.
3. В целях реализации на территории автономного округа конституционного права на получение бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования в округе:
1) обучающимся из малообеспеченных семей, а также, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляется бесплатное питание;
(в ред. Закона ТАО от 21.04.2006 N 160-ОкЗ)
2) обучающимся, лишившимся во время обучения родителей (опекунов, попечителей), обеспечиваются условия для продолжения обучения за счет средств окружного бюджета;
3) гражданам с отклонениями в развитии создаются условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
4. В целях обеспечения доступности начального и среднего профессионального образования органы государственной власти автономного округа:
1) содействуют формированию оптимальной сети образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;
2) определяют приоритетные специальности, профессии, по которым формируются заказы на подготовку специалистов на основании мониторинга потребностей рынка труда автономного округа.
5. В целях реализации основных образовательных программ органы государственной власти автономного округа оказывают содействие общеобразовательным учреждениям путем:
1) разработки и внедрения окружного (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов;
2) обеспечения учебно-методическими пособиями.
Органы государственной власти автономного округа оказывают содействие в получении образования гражданами, имеющими ограниченные психические и физические возможности, а также гражданами, проявившими выдающиеся способности.
1. В автономном округе устанавливается окружной (национально-региональный) компонент государственных образовательных стандартов (далее - Компонент), формирующий стратегию развития содержания образования в автономном округе.
2. Компонент устанавливается нормативными правовыми актами Администрации автономного округа 1 раз в 5 лет. Компонент включает в себя:
1) изучение литературы, истории, природы и географии автономного округа;
2) изучение культуры коренных малочисленных народов, проживающих на территории автономного округа;
3) изучение курсов и предметов, отражающих национальные традиции и обычаи, изучение традиционного ведения хозяйства и природопользования таймырских этносов.
3. Компонент должен быть направлен на решение следующих воспитательных задач:
1) формирование у молодого поколения толерантного сознания, гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации;
2) привитие молодежи нравственных идеалов, патриотизма, любви к Отечеству, Таймыру;
3) формирование у обучающихся творческого и исследовательского подхода к изучаемому материалу, умения использовать полученные знания.
4. Компонент способствует развитию и реализации потребностей личности, социума, округа в:
осуществлении государственной политики в сфере образования в условиях многонационального региона;
формировании системы преемственности образовательных программ, курсов, создающих основу для подготовки молодого поколения к жизни, непрерывному образованию в сложившихся на территории округа экономических условиях и состоянии рынка труда;
обеспечении полноценного и качественного образования, отвечающего современным потребностям общества.
Система образования автономного округа является составной частью системы образования Российской Федерации и представляет собой совокупность реализуемых в округе образовательных программ, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в автономном округе в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
2. Гражданам, проживающим на территории округа, предоставляется право свободного выбора форм обучения, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством автономного округа. Допускается получение образования путем сочетания различных форм обучения.
1. В автономном округе образовательные программы реализуются образовательными учреждениями различных организационно-правовых форм, типов и видов, установленных федеральным законодательством.
2. В округе могут создаваться образовательные учреждения для углубленного изучения гуманитарного, технического, естественнонаучного профиля (гимназия, лицей и иные нетиповые образовательные учреждения).
Финансирование таких образовательных учреждений осуществляется за счет средств учредителя.
Правила приема и критерии отбора обучающихся в указанные образовательные учреждения определяются учредителем и доводятся до сведения общественности.
3. В округе создаются условия, способствующие развитию образовательных учреждений дополнительного образования детей, имеющих соответствующую лицензию, путем оказания государственной поддержки, форма и порядок предоставления которой определяются Администрацией автономного округа.
4. Для обучающихся с нарушениями здоровья, с отклонениями в развитии создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы в общеобразовательных учреждениях), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.
1. Содержание образования в округе должно полностью удовлетворять требованиям, определяемым законодательством Российской Федерации и автономного округа в области образования.
2. С учетом географического положения автономного округа, экологической ситуации, сложившейся на его территории, а также этнической структуры населения, содержание образования должно быть также ориентировано на:
1) содействие овладению личностью знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими безопасность ее жизни и трудовой деятельности в условиях Крайнего Севера;
2) формирование у личности экологического восприятия мира, навыков и умений экологического взаимодействия с ним;
3) формирование у обучающихся любви к природе Таймыра, знания его истории, уважения к национальным и культурным традициям народов, его населяющих.
(в редакции Закона ТАО от 21.12.2006 N 226-ОкЗ)