Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (2015 - 2018 ГОДЫ)" (с изменениями на: 10.08.2017)


      I. Общие положения


1. Реализация плана мероприятий "дорожной карты" "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Ямало-Ненецком автономном округе (2015 - 2018 годы)" (далее - "дорожная карта") направлена на обеспечение доступности, повышение эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания, увязанных с переходом на "эффективный контракт".

Для полного удовлетворения потребностей несовершеннолетних, граждан пожилого возраста и инвалидов в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходима модернизация и развитие системы социального обслуживания населения, ее адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям, в том числе путем решения кадровых проблем отрасли.

С целью сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социальных работников необходимо провести комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда.

Реформирование и дальнейшее развитие системы социального обслуживания возможно лишь на обновленной законодательной базе, состоящей из федерального и регионального законодательства, гармоничное развитие которых должно представлять собой взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс.

2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения, обусловлены следующими обстоятельствами:

2.1. недостаточная доступность услуг, предоставляемых отдельными организациями социального обслуживания.

На территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) отсутствуют такие организации социального обслуживания, как специальный дом-интернат, психоневрологический интернат, дом-интернат для умственно отсталых детей, реабилитационный центр, в том числе для детей и подростков с ограниченными возможностями, кризисный центр помощи женщинам, центр социальной адаптации (помощи), в том числе для лиц без определенного места жительства и занятий; дом ночного пребывания.

Вместе с тем среди населения автономного округа достаточно востребованы услуги психоневрологических домов-интернатов, домов-интернатов для умственно отсталых детей, а также реабилитационных центров для людей с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с отсутствием таких организаций социального обслуживания на территории автономного округа граждане направляются в организации социального обслуживания Тюменской, Курганской и Рязанской областей на основании заключенных государственных контрактов (договоров);

2.2. дефицит квалифицированных кадров в сфере социального обслуживания, связанный с низким уровнем оплаты труда социальных работников, не соответствующий напряженности и интенсивности их труда.

В 2013 году размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы социальных работников составил 39,1 тыс. рублей, в 2014 году - 44,2 тыс. рублей.

На конец 2013 года среднесписочная численность социальных работников сферы социального обслуживания составляла 235 человек (без учета внешних совместителей), на конец 2014 года - 245,5 (без учета внешних совместителей);

2.3. несоответствие зданий, в которых расположены государственные организации социального обслуживания, находящиеся в ведении автономного округа (далее - государственные организации социального обслуживания автономного округа), требованиям СанПиН и нормам пожарной безопасности, что, безусловно, не позволяет предоставлять качественные социальные услуги.

Причина данной проблемы прежде всего в том, что только 10% зданий от всех, в которых расположены государственные организации социального обслуживания автономного округа, были специально построены для указанных организаций, в остальных случаях располагаются в приспособленных помещениях.

30% от всех государственных организаций социального обслуживания автономного округа расположены в деревянных зданиях и, как следствие, имеют высокую степень пожароопасности. Среди государственных организаций социального обслуживания автономного округа с круглосуточным пребыванием граждан пожилого возраста, инвалидов и детей данный показатель составляет 50%.

Более 35% зданий государственных организаций социального обслуживания автономного округа имеют свыше 50% износа. Учитывая высокую степень износа основных фондов в сфере социального обслуживания, можно констатировать наличие наметившейся тенденции кризисности в состоянии основного капитала.

В таких условиях проблематично обеспечить достаточную степень комплексной безопасности на объектах социального обслуживания населения;

2.4. недостаточное количество негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги населению автономного округа.

3. Целями "дорожной карты" являются:

3.1. совершенствование правового регулирования сферы социального обслуживания в рамках Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";

3.2. оптимизация структуры и штатной численности государственных организаций социального обслуживания автономного округа путем внедрения комплексного подхода к созданию многопрофильных современных государственных организаций социального обслуживания автономного округа в целях концентрации источников финансового обеспечения, ликвидации неэффективных подразделений, проведения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа профессии социального работника;

3.3. повышение в 2018 году средней заработной платы социальных работников государственных организаций социального обслуживания автономного округа до 100% от средней заработной платы в автономном округе;

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 20.12.2016 N 1186-П)

3.4. укрепление материально-технической базы государственных организаций социального обслуживания автономного округа;

3.5. развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих социальные услуги;

3.6. предоставление гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, возможности выбора поставщика социальных услуг, в том числе из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание;

3.7. достижение оптимальной нагрузки на одного социального работника (числа обслуживаемых граждан) с учетом специфики автономного округа.

(пп. 3.7 введен постановлением Правительства ЯНАО от 20.12.2016 N 1186-П)