ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 декабря 2015 года N 1406-п

ОБ ОДОБРЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА И ОТДЫХА В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2016 - 2020 ГОДЫ


ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить областную целевую программу "Развитие туризма и отдыха в Ярославской области" на 2016 - 2020 годы согласно приложению.

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы экономики.

3. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Председатель
Правительства области
А.Л.КНЯЗЬКОВ



Приложение
к постановлению
Правительства области
от 24 декабря 2015 года N 1406-п

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА И ОТДЫХА В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2016 - 2020 ГОДЫ

ПАСПОРТ ОЦП

Сроки реализации ОЦП

01.01.2016 - 31.12.2020

Куратор ОЦП

заместитель Председателя Правительства области Крупин Михаил Львович, тел. (4852) 40-04-24

Ответственный исполнитель ОЦП

АТ

руководитель АТ Ветошкина Юлия Альбертовна, тел. (4852) 40-08-09;
исполняющий обязанности начальника отдела разработки и реализации проектов и программ АТ Лаврова Изида Анатольевна, тел. (4852) 40-08-03

Исполнители ОЦП

ДИП

директор ДИП Золотовский Андрей Владимирович, тел. (4852) 40-19-03;
заместитель председателя комитета по управлению инвестициями, инновациями и государственно-частным партнерством ДИП Морозова Татьяна Николаевна, тел. (4852) 40-01-24

ДО

директор ДО Лобода Ирина Валентиновна, тел. (4852) 40-18-95

Электронный адрес для размещения ОЦП в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

http://www.yarregion/depts/tourism/tmpPages/programs.aspx


 Общая потребность в финансовых ресурсах

Источники финансирования

Плановый объем финансирования (тыс. руб.)

всего

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

Предусмотрено законом об ОБ

- областные средства

119500,0

59500,0

30000,0

30000,0

-

-

Справочно (за рамками закона об ОБ)

- областные средства

93362,0

-

-

-

46631,0

46731,0

- федеральные средства

535000,0

535000,0

-

-

-

-

- МБ

4646,9

1786,9

850,0

670,0

670,0

670,0

- ВИ

120000,0

120000,0

-

-

-

-

Итого по ОЦП

872508,9

716286,9

30850,0

30670,0

47301,0

47401,0


 I. Описание текущей ситуации и обоснование необходимости реализации ОЦП


Значимость развития туризма для Ярославской области определяется богатейшим историко-культурным наследием, благоприятными природными условиями и ресурсами, географической близостью к столице, транспортной доступностью, традициями, сложившимися в сфере туристского обслуживания. Наличие в Ярославской области разнообразных туристских ресурсов создает условия для многих видов туризма: культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового и событийного, экологического и приключенческого, сельского, охоты и рыбалки.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года" (далее - СЭР ЯО), сфера туризма отнесена к числу приоритетных направлений развития региона. Реализация областных целевых программ государственной поддержки въездного и внутреннего туризма позволила за 12 лет (начиная с 2002 года) более чем в 6,7 раза (с 476 тысяч до 3215,6 тысячи) увеличить количество туристов и экскурсантов, принимаемых областью, более чем в 13,6 раза (с 230 до 3128,7 млн. рублей) увеличить объем туристских и гостиничных услуг. В 2014 году область приняла 3215,6 тысячи туристов и экскурсантов, в том числе более 260 тысяч иностранных граждан. По данным Федерального агентства по туризму, Ярославская область занимает третье место в Центральном федеральном округе по числу посетителей после г. Москвы, Московской области.

По данным мониторинга туристской сферы, в 2014 году туристскими фирмами и гостиницами области предоставлено услуг на сумму 3128,7 млн. рублей. Общие поступления от туристов, въезжающих в Ярославскую область, составили более 3,5 млрд. рублей (около 2,1 процента валового регионального продукта Ярославской области). Поступления от туристской индустрии в консолидированный бюджет Ярославской области составили более 311,9 млн. рублей.

В целях дальнейшего развития и максимально эффективного использования имеющегося туристского потенциала области в 2014 году была разработана Стратегия развития туризма в Ярославской области до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства области от 13.08.2014 N 797-п "Об утверждении Стратегии развития туризма в Ярославской области до 2025 года" (далее - Стратегия).

При разработке Стратегии учитывалась роль развития туризма для области, муниципальных образований Ярославской области и общества, что позволило сформировать предложения по диверсификации приоритетных видов туризма.

При разработке Стратегии определены сильные и слабые стороны развития туризма в Ярославской области.

Факторами, сдерживающими развитие туризма в Ярославской области, являются:

- опережающий рост цен на услуги туристской индустрии в Ярославской области по сравнению со среднероссийскими показателями;

- недостаточное позиционирование и продвижение туристского продукта Ярославской области на национальном и международном рынках;

- недостаточная информационная активность Ярославской области;

- системные недостатки инфраструктуры туризма (состояние межмуниципальной дорожной сети, недостаточное благоустройство городской среды, территорий и места отдыха туристов) и объектов показа;

- размытость функций и полномочий по регулированию государственной политики в сфере туризма.

Среди сильных сторон развития туризма в Ярославской области следует выделить:

- рост туристского потока;

- рост количества коллективных средств размещения;

- высокую предпринимательскую активность;

- кластерный подход к развитию туризма;

- наличие исторически сложившихся туристских центров и брендового маршрута "Золотое кольцо России";

- рост числа мероприятий делового и событийного туризма;

- активное развитие внутрирегионального детского и молодежного туризма;

- развитие лечебно-оздоровительного туризма;

- развитие народных художественных промыслов и производство сувенирной продукции;

- высокую степень узнаваемости Ярославской области в молодежной среде;

- хорошие позиции Ярославской области в сегменте внутреннего туризма.

Выявление сильных и слабых сторон развития туризма в Ярославской области важно в контексте анализа возможностей и угроз, которые позволяют им реализоваться в том или ином направлении.

К возможностям следует отнести:

- политическую, организационную и методическую поддержку развития внутреннего и въездного туризма на федеральном уровне;

- перспективы привлечения дополнительных средств на развитие туристской индустрии и реализацию значимых мероприятий и проектов в рамках федеральных целевых программ и из ВИ;

- повышение спроса на услуги делового и конгресс-туризма, а также водного, сельского, экологического и лечебно-оздоровительного туризма;

- восстановление российского рынка краткосрочных поездок (туров выходного дня);

- доступность для изучения и адаптации лучших практик в российском и зарубежном опыте по организации системы качественного информирования туристов;

- постоянно растущие уровень доступа потенциальных потребителей туристских услуг к ИТ-средствам и уровень компьютерной грамотности.

Наиболее значимыми возможностями развития туризма в области являются:

- привлечение на развитие туристской индустрии и реализацию значимых мероприятий и проектов средств и инвестиций федеральных целевых программ и ВИ;

- повышение спроса на услуги основных видов туризма в области;

- политическая, организационная и методическая поддержка развития туризма на федеральном и региональном уровнях;

- использование передового опыта развития туристской индустрии в Российской Федерации.

Указанные возможности развития туризма в области позволят создать механизм эффективного стимулирования развития туристской индустрии и перейти к формированию на территории области туристского кластера, создание которого закреплено в СЭР ЯО.

Кроме того, политическая и организационная поддержка развития туризма вместе с адаптацией и использованием передового российского и зарубежного опыта управления туристской индустрией позволят нивелировать ограниченные возможности государственного стимулирования развития индустрии туризма. Дальнейшее совершенствование механизмов координации развития субъектов туристской индустрии приведет к более эффективному использованию значительного туристско-рекреационного потенциала области.

Перечень угроз эффективному развитию туризма в области:

- усиление конкуренции со стороны других регионов в связи с более эффективным использованием туристско-рекреационного потенциала;

- усиление конкуренции в соперничестве за инвестиционные ресурсы со стороны других субъектов Российской Федерации;

- наличие альтернативных способов использования территорий, пригодных для развития туризма;

- неустойчивость спроса на рынке туристских услуг в результате влияния сезонности и других факторов;

- несовершенство законодательства по вопросам регулирования туристской деятельности;

- значительные трудности привлечения квалифицированных специалистов и персонала в сферу туризма;

- ухудшение состояния объектов историко-культурного наследия.

Реализация ОЦП позволит области добиться ведущих позиций в сфере внутреннего и въездного туризма и противостоять данным угрозам, будет способствовать нивелированию слабых сторон туристской индустрии области.

В ОЦП предусмотрена реализация мероприятий, направленных на формирование на территории области современной туристской индустрии:

- создание благоприятных условий для развития туризма в Ярославской области;

- формирование приоритетных конкурентоспособных туристских продуктов;

- обеспечение маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта Ярославской области на внутреннем и международном рынках;

- развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере туризма;

- развитие туристской инфраструктуры, в том числе создание безбарьерной среды.

Реализация данных мероприятий потребует скоординированного их выполнения сразу несколькими исполнителями. Реализовать подобный комплексный подход призвана ОЦП.

ОЦП является первым этапом решения стратегической задачи - достижения к 2020 году доли поступлений от туризма в валовом региональном продукте области не менее 4,1 процента.

Объединение ресурсов и возможностей субъектов туристской индустрии и органов государственной власти области позволит комплексно решить актуальные для сферы туризма проблемы и обеспечить развитие данного сектора экономики области. Реализация мероприятий ОЦП позволит привлечь дополнительные внебюджетные инвестиции в туристскую инфраструктуру и в экономику в целом, повысить туристскую привлекательность региона.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»