ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2015 года N 1406-п
ОБ ОДОБРЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА И ОТДЫХА В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2016 - 2020 ГОДЫ
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить областную целевую программу "Развитие туризма и отдыха в Ярославской области" на 2016 - 2020 годы согласно приложению.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы экономики.
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Председатель
Правительства области
А.Л.КНЯЗЬКОВ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА И ОТДЫХА В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2016 - 2020 ГОДЫ
Сроки реализации ОЦП | 01.01.2016 - 31.12.2020 | |
Куратор ОЦП | заместитель Председателя Правительства области Крупин Михаил Львович, тел. (4852) 40-04-24 | |
Ответственный исполнитель ОЦП | АТ | руководитель АТ Ветошкина Юлия Альбертовна, тел. (4852) 40-08-09; |
Исполнители ОЦП | ДИП | директор ДИП Золотовский Андрей Владимирович, тел. (4852) 40-19-03; |
ДО | директор ДО Лобода Ирина Валентиновна, тел. (4852) 40-18-95 | |
Электронный адрес для размещения ОЦП в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | http://www.yarregion/depts/tourism/tmpPages/programs.aspx |
Источники финансирования | Плановый объем финансирования (тыс. руб.) | |||||
всего | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | |
Предусмотрено законом об ОБ | ||||||
- областные средства | 119500,0 | 59500,0 | 30000,0 | 30000,0 | - | - |
Справочно (за рамками закона об ОБ) | ||||||
- областные средства | 93362,0 | - | - | - | 46631,0 | 46731,0 |
- федеральные средства | 535000,0 | 535000,0 | - | - | - | - |
- МБ | 4646,9 | 1786,9 | 850,0 | 670,0 | 670,0 | 670,0 |
- ВИ | 120000,0 | 120000,0 | - | - | - | - |
Итого по ОЦП | 872508,9 | 716286,9 | 30850,0 | 30670,0 | 47301,0 | 47401,0 |
Значимость развития туризма для Ярославской области определяется богатейшим историко-культурным наследием, благоприятными природными условиями и ресурсами, географической близостью к столице, транспортной доступностью, традициями, сложившимися в сфере туристского обслуживания. Наличие в Ярославской области разнообразных туристских ресурсов создает условия для многих видов туризма: культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового и событийного, экологического и приключенческого, сельского, охоты и рыбалки.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года" (далее - СЭР ЯО), сфера туризма отнесена к числу приоритетных направлений развития региона. Реализация областных целевых программ государственной поддержки въездного и внутреннего туризма позволила за 12 лет (начиная с 2002 года) более чем в 6,7 раза (с 476 тысяч до 3215,6 тысячи) увеличить количество туристов и экскурсантов, принимаемых областью, более чем в 13,6 раза (с 230 до 3128,7 млн. рублей) увеличить объем туристских и гостиничных услуг. В 2014 году область приняла 3215,6 тысячи туристов и экскурсантов, в том числе более 260 тысяч иностранных граждан. По данным Федерального агентства по туризму, Ярославская область занимает третье место в Центральном федеральном округе по числу посетителей после г. Москвы, Московской области.
По данным мониторинга туристской сферы, в 2014 году туристскими фирмами и гостиницами области предоставлено услуг на сумму 3128,7 млн. рублей. Общие поступления от туристов, въезжающих в Ярославскую область, составили более 3,5 млрд. рублей (около 2,1 процента валового регионального продукта Ярославской области). Поступления от туристской индустрии в консолидированный бюджет Ярославской области составили более 311,9 млн. рублей.
В целях дальнейшего развития и максимально эффективного использования имеющегося туристского потенциала области в 2014 году была разработана Стратегия развития туризма в Ярославской области до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства области от 13.08.2014 N 797-п "Об утверждении Стратегии развития туризма в Ярославской области до 2025 года" (далее - Стратегия).
При разработке Стратегии учитывалась роль развития туризма для области, муниципальных образований Ярославской области и общества, что позволило сформировать предложения по диверсификации приоритетных видов туризма.
При разработке Стратегии определены сильные и слабые стороны развития туризма в Ярославской области.
Факторами, сдерживающими развитие туризма в Ярославской области, являются:
- опережающий рост цен на услуги туристской индустрии в Ярославской области по сравнению со среднероссийскими показателями;
- недостаточное позиционирование и продвижение туристского продукта Ярославской области на национальном и международном рынках;
- недостаточная информационная активность Ярославской области;
- системные недостатки инфраструктуры туризма (состояние межмуниципальной дорожной сети, недостаточное благоустройство городской среды, территорий и места отдыха туристов) и объектов показа;
- размытость функций и полномочий по регулированию государственной политики в сфере туризма.
Среди сильных сторон развития туризма в Ярославской области следует выделить:
- рост туристского потока;
- рост количества коллективных средств размещения;
- высокую предпринимательскую активность;
- кластерный подход к развитию туризма;
- наличие исторически сложившихся туристских центров и брендового маршрута "Золотое кольцо России";
- рост числа мероприятий делового и событийного туризма;
- активное развитие внутрирегионального детского и молодежного туризма;
- развитие лечебно-оздоровительного туризма;
- развитие народных художественных промыслов и производство сувенирной продукции;
- высокую степень узнаваемости Ярославской области в молодежной среде;
- хорошие позиции Ярославской области в сегменте внутреннего туризма.
Выявление сильных и слабых сторон развития туризма в Ярославской области важно в контексте анализа возможностей и угроз, которые позволяют им реализоваться в том или ином направлении.
К возможностям следует отнести:
- политическую, организационную и методическую поддержку развития внутреннего и въездного туризма на федеральном уровне;
- перспективы привлечения дополнительных средств на развитие туристской индустрии и реализацию значимых мероприятий и проектов в рамках федеральных целевых программ и из ВИ;
- повышение спроса на услуги делового и конгресс-туризма, а также водного, сельского, экологического и лечебно-оздоровительного туризма;
- восстановление российского рынка краткосрочных поездок (туров выходного дня);
- доступность для изучения и адаптации лучших практик в российском и зарубежном опыте по организации системы качественного информирования туристов;
- постоянно растущие уровень доступа потенциальных потребителей туристских услуг к ИТ-средствам и уровень компьютерной грамотности.
Наиболее значимыми возможностями развития туризма в области являются:
- привлечение на развитие туристской индустрии и реализацию значимых мероприятий и проектов средств и инвестиций федеральных целевых программ и ВИ;
- повышение спроса на услуги основных видов туризма в области;
- политическая, организационная и методическая поддержка развития туризма на федеральном и региональном уровнях;
- использование передового опыта развития туристской индустрии в Российской Федерации.
Указанные возможности развития туризма в области позволят создать механизм эффективного стимулирования развития туристской индустрии и перейти к формированию на территории области туристского кластера, создание которого закреплено в СЭР ЯО.
Кроме того, политическая и организационная поддержка развития туризма вместе с адаптацией и использованием передового российского и зарубежного опыта управления туристской индустрией позволят нивелировать ограниченные возможности государственного стимулирования развития индустрии туризма. Дальнейшее совершенствование механизмов координации развития субъектов туристской индустрии приведет к более эффективному использованию значительного туристско-рекреационного потенциала области.
Перечень угроз эффективному развитию туризма в области:
- усиление конкуренции со стороны других регионов в связи с более эффективным использованием туристско-рекреационного потенциала;
- усиление конкуренции в соперничестве за инвестиционные ресурсы со стороны других субъектов Российской Федерации;
- наличие альтернативных способов использования территорий, пригодных для развития туризма;
- неустойчивость спроса на рынке туристских услуг в результате влияния сезонности и других факторов;
- несовершенство законодательства по вопросам регулирования туристской деятельности;
- значительные трудности привлечения квалифицированных специалистов и персонала в сферу туризма;
- ухудшение состояния объектов историко-культурного наследия.
Реализация ОЦП позволит области добиться ведущих позиций в сфере внутреннего и въездного туризма и противостоять данным угрозам, будет способствовать нивелированию слабых сторон туристской индустрии области.
В ОЦП предусмотрена реализация мероприятий, направленных на формирование на территории области современной туристской индустрии:
- создание благоприятных условий для развития туризма в Ярославской области;
- формирование приоритетных конкурентоспособных туристских продуктов;
- обеспечение маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта Ярославской области на внутреннем и международном рынках;
- развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере туризма;
- развитие туристской инфраструктуры, в том числе создание безбарьерной среды.
Реализация данных мероприятий потребует скоординированного их выполнения сразу несколькими исполнителями. Реализовать подобный комплексный подход призвана ОЦП.
ОЦП является первым этапом решения стратегической задачи - достижения к 2020 году доли поступлений от туризма в валовом региональном продукте области не менее 4,1 процента.
Объединение ресурсов и возможностей субъектов туристской индустрии и органов государственной власти области позволит комплексно решить актуальные для сферы туризма проблемы и обеспечить развитие данного сектора экономики области. Реализация мероприятий ОЦП позволит привлечь дополнительные внебюджетные инвестиции в туристскую инфраструктуру и в экономику в целом, повысить туристскую привлекательность региона.