На повышение качества общего образования направлена работа по осуществлению перехода общеобразовательных учреждений на новый базисный учебный план, организации предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов, профильного обучения для учащихся старших классов. Доля учеников, занимающихся по программам углубленного изучения предметов, составляет в 2008 г. 22 %, профильной подготовки - 72,3 %, в 2005 г. эти показатели находились на уровне 13 % и 50 % соответственно. Результаты Единого государственного экзамена подтвердили высокий уровень образования в школах города. Показатели итоговой аттестации в форме ЕГЭ выпускников города Мурманска выше, чем в среднем по области - из 12 выпускников Мурманской области, набравших 100 баллов, 7 - учащихся из школ города Мурманска. Несмотря на то, что общее число медалистов в 2008 году снизилось по отношению к 2005 году (133 и 185 человек соответственно), их доля по отношению к общему числу выпускников увеличилась с 5 до 6,4 процента.
Позитивные изменения по развитию и дифференциации сети осуществляются в системе дошкольного образования. Охват дошкольным образованием детей в возрасте от 2 до 7 лет составляет 87 %.
Наименование показателя | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 план | 2010 план | 2011 план |
Обеспеченность местами в детских садах детей в возрасте от 2 - 7 лет (%) | 86 % | 87 % | 87 % | 87 % | 88 % | 89 % | 90 % |
Охват дошкольным воспитанием детей раннего возраста до 3 лет (%) | 36 % | 35 % | 34 % | 32 % | 33 % | 34 % | 35 % |
Расходы бюджета на дошкольное образование (млн. руб.) | 392,5 | 542,4 | 678,1 | 964,5 | 1123,9 | 1248,3 | 1348,7 |
С ростом рождаемости возникает проблема обеспеченности детей местами в детских садах, на сегодняшний день этот показатель отмечается на уровне 87 %, против 86 % в 2005 г. С целью обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в школу созданы условия для подготовки детей к обучению. 96 % детей старше 5 лет посещают дошкольные учреждения. Особое внимание уделяется решению проблем охвата качественными дошкольными услугами детей из семей, нуждающихся в социальной защите. Продолжают развиваться различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека (попечительство), приемные семьи.
На конец 2007 года в приемных семьях воспитывается 663 ребенка, в 2005 году - 625 детей. Опекунам (попечителям), приемным родителям своевременно выплачиваются средства на содержание несовершеннолетних, размер которых вырос более чем в 2 раза - с 51 тыс. рублей в год на одного ребенка в 2005 году до 118 тыс. рублей в 2007 году.
Более дифференцированной стала система специального (коррекционного) образования, в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах функционируют специальные классы и группы, способствующие адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Доля обучающихся по специальным образовательным программам составляет 4 %. На протяжении ряда лет численность учащихся, нуждающихся в создании специальных условий обучения, остается стабильной. Расходы на одного ребенка-инвалида возросли по сравнению с 2005 г. более чем в 2 раза и составили в 2008 году 89,5 тыс. рублей.
Созданы условия для развития системы дополнительного образования детей, совершенствуются содержание и формы работы с учащимися. Процент охвата учащихся в возрасте от 6 до 17 лет программами дополнительного образования по различным направлениям составляет в 2007 г. 71 %, против 68 % в 2005 г.
Создаются условия для расширения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением. Новым этапом сотрудничества стало проведение городских родительских советов. Доля школьников, занятых в ученическом самоуправлении, составляет 70 %, в 2005 году только 53 %.