Недействующий

Об утверждении Лесного плана Ямало-Ненецкого автономного округа (с изменениями на 27 ноября 2018 года) (утратило силу на основании постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.02.2019 N 19-ПГ)



Таблица 1.4.2.1


Характеристика экологической ситуации*

Экологическая ситуация

Санитарно-гигиенические проблемы

Проблемы, истощения и утраты природных ресурсов

Доля в общей площади автономного округа (%)

Требования к использованию территории

1

2

3

4

5

Критическая. Зона очень высокой техногенной нагрузки

загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных вод; химическое загрязнение почв и подземных вод, неудовлетворительное качество питьевой воды

истощение поверхностных вод, нарушение почвенно-растительного покрова, деградация растительности, снижение биоразнообразия

3,5

не допускается размещение новых экологически опасных производств. Обязательное проведение рекультивационных работ

Кризисная. Зона высокой техногенной нагрузки

химическое загрязнение поверхностных и подземных вод, почв, неудовлетворительное качество питьевой воды

высокий уровень деградации естественных кормовых угодий и лесной растительности, истощение рыбных ресурсов

5

ограничения по размещению техногенных объектов. Реабилитационные мероприятия на нарушенных территориях

Напряженная. Зона высокой нагрузки на оленьи пастбища

истощение оленьих пастбищ в результате традиционной хозяйственной деятельности

3,5

сокращение нагрузки на оленьи пастбища. Проведение сельскохозяйственной рекультивации

Относительно удовлетворительная. Зона слабой техногенной нагрузки

низкое качество питьевой воды

деградация лесной растительности, сокращение площади лесов

5

хозяйственное освоение территории с учетом природоохранных ограничений. Развитие транспортной инфраструктуры. Проведение лесовосстановительных работ. Размещение рекреационных объектов

Удовлетворительная. Зона очень слабой техногенной нагрузки

локальные нарушения в зонах влияния инфраструктурных объектов

80

сохранение естественных экосистем, традиционных видов хозяйственной деятельности коренного населения


В связи с вовлечением в промышленную разработку новых территорий масштабы воздействия на слабоустойчивые к антропогенному воздействию экологические системы ежегодно возрастают. Природные ресурсы активно вовлекаются в хозяйственный оборот, увеличивается антропогенная нагрузка на окружающую природную среду, возрастает количество источников негативного воздействия, что особенно характерно для промышленно развитых районов автономного округа. Рост благосостояния населения автономного округа косвенным образом также отражается на состоянии окружающей среды в связи с увеличением ресурсопотребления, и, соответственно, количества выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду, объемов образования отходов.


Эти факторы ведут к загрязнению компонентов природной среды - атмосферного воздуха, природных вод, ландшафтов. Возрастает площадь земель, вовлекаемых в хозяйственный оборот и подвергаемых прямому воздействию в связи с интенсивным освоением территории автономного округа. Сохранение биоразнообразия, ландшафтов, существующих экосистем становится все более актуальной задачей настоящего времени. Решение проблемы сохранения и рационального использования природных ресурсов неразрывно связано с пониманием реальной, сложившейся на сегодняшний день экологической ситуации на территории автономного округа.


Для решения экологических проблем постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1135-П утверждена государственная программа автономного округа "Охрана окружающей среды на 2014 - 2020 годы".


Цель программы: обеспечение рационального природопользования и экологической безопасности автономного округа.


Задачи программы:


- рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;


- сохранение численности и разнообразия животного мира и водных биологических ресурсов;


- наблюдение, выявление и прогнозирование развития негативных процессов в водных экосистемах, а также определение необходимых мер для предотвращения этих негативных последствий.


Одним из мероприятий программы является пилотный проект "Чистый город" на базе г. Салехарда, в рамках которого в 2012 году приобретены контейнеры для складирования и хранения люминесцентных ламп, осуществлялось строительство второй очереди полигона ТБО, приобретены контейнеры для участков раздельного сбора отходов.


Кроме того, с целью исполнения поручения Президента Российской Федерации от 29 марта 2011 года N ПР-781 постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 N 1144-П утверждена государственная программа автономного округа "Энергоэффективность и развитие энергетики, обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами населения на 2014 - 2020 годы", в состав которой входит подпрограмма "Развитие энергетики и жилищно-коммунального комплекса" В рамках подпрограммы разработана комплексная система обращения с отходами на региональном и муниципальном уровнях с учетом существующей и создаваемой инфраструктуры в области обращения с отходами, выполнена разработка (корректировка) генеральных схем очистки территорий муниципальных образований; закуплено специальное оборудование для сбора отходов, специализированный автотранспорт, оборудование для демеркуризации ртутьсодержащих приборов и утилизации различных промышленных, бытовых, биоорганических, медицинских и других отходов (крематор), ликвидирована 71 несанкционированная свалка.


Размер предотвращенного экологического ущерба в результате ликвидации несанкционированных свалок общей площадью около 120 га составил более 155 млн. рублей.